Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:45, дипломная работа
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 1
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание и обоснование методов исследования
2. 2. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 2
Заключение
Литература
Приложение
Самосознание предстает
у В.С. Мухиной как психологическая структура,
представляющая собой единство звеньев,
развивающихся по определенным закономерностям.
Причем содержательное наполнение этой
структуры, в отличие от универсальной
структуры сознания, строго индивидуально
для каждого человека [31].
А.И. Липкина считает, что в самооценке
интегрируется знания ребенка, полученные
от других и его собственная возрастающая
активность, направленная на осознание
своих действий и личностных качеств.
Оценка дошкольником самого себя во многом
зависит оценки взрослого. Заниженные
оценки оказывают самое отрицательное
воздействие. А завышенные искажают представления
детей о своих возможностях в сторону
преувеличения результатов. Но в то же
время играют положительную роль в организации
деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Поэтому, правильность представлений
старшим дошкольником своих действий
во многом зависит от оценочного воздействия
взрослого. В тоже время, полное сформированное
представление о себе позволяет ребенку
критически относиться к оценкам окружающих.
Собственная внутренняя позиция детей
старшего дошкольного возраста по отношению
к другим людям характеризуется осознанием
собственного Я, своего поведения и интересом
к миру взрослых. [12, с. 173]
В старшем дошкольном возрасте ребенок
отделяет себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил происходит
не только на основе общения со взрослыми
или сверстниками, но и собственного практического
опыта. Дети с завышенными или заниженными
представлениями о самих себе более чувствительны
к оценочным воздействиям взрослых и легко
поддаются их влияниям.
В тоже время существенную роль в развитии
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста играет общение со сверстниками.
При обмене оценочными воздействиями
возникает определенное отношение к другим
детям и одновременно развивается способность
видеть себя их глазами. Умение ребенка
анализировать результаты собственной
деятельности прямо зависит от его умения
анализировать результаты других детей.
Так, в общении со сверстниками складывается
способность оценивать другого человека,
которая стимулирует возникновение самооценки.
У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной
деятельности помогает критически оценивать
воздействия ровесников. Среди дошкольников
существует система ценностей, которая
определяет взаимные оценки детей.
Оценка старшим дошкольником себя происходит
труднее, чем сверстника. К ровеснику он
более требователен и оценивает его более
объективно. Самооценка дошкольника очень
эмоциональна, часто положительно. Отрицательные
самооценки наблюдаются очень редко.
Самооценка у детей старшего дошкольного
возраста обычно неадекватная (чаще завышенная),
это происходит оттого, что ребенку трудно
отделить свои умения от собственной личности
в целом. Для него признать то, что он что-то
сделал или делает хуже других детей, значит
признать, что он вообще хуже сверстников.
С возрастом самооценка у старшего дошкольника
становится все более правильной, полнее
отражающей его возможности. Первоначально
она возникает в продуктивных видах деятельности
и в играх с правилами, где наглядно можно
увидеть и сравнить свой результат с результатом
других детей. Имея реальную опору: рисунок,
конструкцию, дошкольникам легче дать
себе правильную оценку.
Исполнение ребенком какой-либо роли в
игре дает детям старшего дошкольного
возраста возможность согласовывать свои
действия со сверстниками, развивает способность
к сопереживанию и формирует коллективистские
качества. В игре у ребенка удовлетворяется
потребность в признании и осуществляется
самопознание. Игра – это школа социальных
отношений, в которой моделируются формы
поведения дошкольника. [11, с. 170].
Именно в процессе игры развиваются основные
новообразования дошкольного возраста.
В разных видах деятельности самооценка
разная. В изобразительной деятельности
ребенок оценивает чаще всего себя правильно,
в грамоте - переоценивает, а в пении может
недооценивать себя.
Для формирования самооценки, важна та
деятельность, в которую включен ребенок
и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
В результате исследований было выявлено,
что дети, стремящиеся выделить себя через
деятельность, чаще завышают свои самооценки;
если выделение происходит через сферу
отношений, самооценка обычно бывает заниженной.
Важно отметить, что в регулировании поведения
самооценке принадлежит особая роль, она
выступает «стержнем» всего процесса
саморегулирования поведения на всех
этапах его осуществления... Вместе с тем
в процессе саморегулирования поведения
в различных видах социального взаимодействия
самооценка непрерывно развивается, корректируется,
углубляется и дифференцируется» [54, с.
131].
В старшем дошкольном возрасте ребенок
хорошо представляет свои физические
возможности, оценивает их правильно,
у него складывается представление о личностных
качествах и умственных возможностях.
Положительная самооценка основана на
самоуважении, ощущении собственной ценности
и положительного отношения ко всему,
что входит в представлений о самом себе.
Отрицательная самооценка выражает неприятие
себя, самоотрицание, негативное отношение
к своей личности.
В определении различных типов самооценки
детей старшего дошкольного возраста
отмечают: детей с неадекватно завышенной
самооценкой, с адекватной самооценкой
и детей с заниженной самооценкой.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой
очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются
с одного вида деятельности на другой,
часто не доводят начатое дело до конца.
Они не склонны анализировать результаты
своих действий и поступков. В большинстве
случаев они пытаются решать любые, в том
числе и весьма сложные задачи с быстро,
не разобрав до конца. Чаще всего они не
осознают своих неудач. Эти дети склонны
к демонстративному поведению и доминированию.
Они стремятся всегда быть на виду, афишируют
свои знания и умения, стараются выделиться
фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если по каким-либо причинам они не могут
обеспечить себе полное внимание взрослого
успехами в деятельности, то делают это,
нарушая правила поведения. На занятиях
они могут выкрикивать с места, комментировать
вслух действия воспитателя, баловаться.
Это, как правило, внешне привлекательные
дети. Они стремятся к лидерству, но в группе
сверстников могут быть не приняты, так
как направлены на себя и не склонны к
сотрудничеству.
К похвале воспитателя дети с неадекватно
завышенной самооценкой относятся как
к чему-то само собой разумеющемуся. Ее
отсутствие может вызвать у них недоумение,
тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы.
На порицание они реагируют по-разному.
Одни дети игнорируют критические замечания
в свой адрес, другие отвечают на них повышенной
эмоциональностью. Некоторых детей одинаково
привлекают и похвала и порицание, главное
для них – быть в центре внимания взрослого.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой
нечувствительны к неудачам, им свойственны
стремление к успеху и высокий уровень
притязаний.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве
случаев склонны анализировать результаты
своей деятельности, пытаются выяснить
причины своих ошибок. Они уверены в себе,
активны, уравновешены, быстро переключаются
с одного вида деятельности на другой,
настойчивы в достижении цели. Стремятся
сотрудничать, помогать другим, они достаточно
общительны и дружелюбны. При попадании
в ситуации неудачи пытаются выяснить
причину и выбирают задачи несколько меньшей
сложности. Успех в деятельности стимулирует
их желание попытаться выполнить более
сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой
свойственно стремление к успеху.
Дети с заниженной самооценкой в поведении
чаще всего нерешительны, малообщительны,
недоверчивы к другим людям, молчаливы,
скованны в своих движениях. Они очень
чувствительны, готовы расплакаться в
любой момент, не стремятся к сотрудничеству
и не способны постоять за себя. Дети с
заниженной самооценкой тревожны, неуверенны
в себе, трудно включаются в деятельность.
Они заранее отказываются от решения задач,
которые кажутся им сложными, но при эмоциональной
поддержке взрослого легко справляются
с ними. Ребенок с заниженной самооценкой
кажется медлительным. Он долго не приступает
к выполнению задания, опасаясь, что он
не понял, что надо делать и выполнит все
неправильно; старается угадать, доволен
ли им взрослый.
Чем более значима для него деятельность,
тем труднее ему с ней справиться. Детям
с заниженной самооценкой свойственно
стремление избегать неудач, поэтому они
малоинициативные, выбирают заведомо
простые задачи. Неуспех в деятельности
чаще всего приводит к отказу от нее.
Такие дети, как правило, имеют низкий
социальный статус в группе сверстников,
попадают в категорию отверженных, с ними
никто не хочет дружить. Внешне это чаще
всего малопривлекательные дети.
В работе с дошкольниками с заниженной
самооценкой необходимо помнить, что для
них очень значима оценка педагога. Эмоциональная
поддержка, похвала могут частично снять
неуверенность в себе и тревожность.
Напротив, порицание и окрики усугубляют
негативное состояние ребенка, приводят
к уходу от деятельности. Он становится
пассивным, заторможенным, перестает понимать,
что от него требуют. Такого ребенка не
следует торопить с ответом, надо дать
ему возможность собраться с мыслями.
Задача взрослых в работе с такими детьми
– обеспечить успех деятельности, дать
возможность ребенку поверить в свои силы.
Особенности проявления самооценки детей
старшего дошкольного возраста зависит
от многих причин. Причины индивидуальных
особенностей самооценки в старшем дошкольном
возрасте обусловлены своеобразным для
каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно завышенная
самооценка в старшем дошкольном возрасте
обусловлена некритичным отношением к
детям со стороны взрослых, бедностью
индивидуальною опыта и опыта общения
со сверстниками, недостаточным развитием
способности осознания себя и результатов
своей деятельности, низким уровнем аффективного
обобщения и рефлексии.
В других – формируется в результате чрезмерно
завышенных требований со стороны взрослых,
когда ребенок получает только отрицательные
оценки своих действий. Здесь завышенная
самооценка будет выполнять скорее защитную
функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»:
он не слышит травмирующих его критических
замечании в свой адрес, не замечает неприятных
для него неудач, не склонен анализировать
их причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее
свойственна детям, стоящим на пороге
кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать
свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых.
В условиях привычной деятельности –
в игре, на спортивных занятиях – они уже
могут реально оценивать свои возможности,
их самооценка становится адекватной.
В незнакомой ситуации, а именно, в учебной
деятельности дети еще не могут правильно
оценить себя, самооценка в этом случае
завышена.
Считается, что завышенная самооценка
дошкольника при наличии попыток анализа
себя и своей деятельности несет в себе
позитивный момент: ребенок стремится
к успеху, активно действует и, следовательно,
имеет возможность уточнить представлении
о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном
возрасте встречается значительно реже,
она основана не на критичном отношении
к себе, а на неуверенности в своих силах.
Родители таких детей, как правило, предъявляют
к ним завышенные требования, используют
только отрицательные оценки, не учитывают
их индивидуальных особенностей и возможностей.
Проявление в деятельности и поведении
детей седьмого года жизни заниженной
самооценки является тревожным симптомом
и может свидетельствовать об отклонениях
в личностном развитии.
Формирование адекватной самооценки,
умения видеть свои ошибки и правильно
оценивать свои действия – основа формирования
самоконтроля и самооценки. Это имеет
огромное значение для дальнейшего развития
личности, сознательного усвоения норм
поведения, следования положительным
образцам.
Итоги
главы 1
На основе теоретического анализа, проведенного
в первой главе, мы считаем необходимым
подвести общие итоги.
Первые попытки изучения самооценки были
предприняты в зарубежной психологии
– У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки,
которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления
о сущности самооценки в зарубежной и
отечественной психологии, можно выделить
основные направления в определении понимания
самооценки. Изучение самооценки возможно
в структуре личности, в структуре самосознания,
в структуре деятельности.
Самооценка является, одной из форм проявления
самосознания, оценочной составляющей
«Я-концепции», аффективной оценкой представления
индивида о самом себе, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты «образа Я» могут вызывать
более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать
важным в развитии личности ребенка.
У старшего дошкольника развивается наиболее
сложный компонент самосознания – самооценка,
и возникает на основе знаний и мыслей
о себе.
Становление самооценки происходит на
протяжении всей жизни человека
В игре как в ведущей деятельности дошкольника
проявляется самооценка, ее особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок
отделяет себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил происходит
на основе общения со взрослыми, сверстниками
и собственного практического опыта.
Глава 2 .
Исследование особенностей
проявления самооценки
у детей старшего
дошкольного возраста
2. 1. Описание и обоснование
методов исследования
Данное эмпирическое исследование проводилось
в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский
сад №13» Чистопольского муниципального
района Республики Татарстан.
Исследование проводилось в несколько
этапов:
I этап включал в себя подбор методик, формирование выборки.
II констатирующий этап эксперимента, в ходе которого идет проведение диагностического обследования, обработка данных, анализ и обсуждение результатов.
III формирующий этап эксперимента, в ходе которого проводится коррекционная работа с дошкольниками экспериментальной группы. Целью этого этапа является повышение самооценки детей контрольной группы.
IV контрольный этап, в ходе которого был сделан сравнительный анализ результатов исследования с помощью статистического метода Т- критерия Вилкоксона.
Исследование проводилось в рамках формирующего эксперимента.
Диагностика
проводилась с помощью методик:
Психологические
особенности проявления самооценки
определялись мною при помощи следующих
методик: изучение самооценки ребенка
с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур;
методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан,
З. Василяускайте; методика социометрия
для дошкольников, тест «Два домика»; наблюдение
за особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
в ведущей деятельности.
1. Методика исследования самооценки ребенка
«Лесенка», В.Г. Щур. Данная методика основана
на оценивании детьми старшего дошкольного
возраста своих личностных качеств, таких
как доброта; умственные качества; сила;
смелость; здоровье; внешность; волевые
качества. Обследуемым предлагалось на
изображении лестницы в семь ступеней
отметить фишками уровень развития у них
этих качеств (показатель самооценки)
и уровень притязаний (такой уровень развития
этих качеств, какой бы их удовлетворил).
Кроме оценки, данной детьми самим, себе
предлагалось отметить другими фишками
свое место с позиции окружающих его людей:
сверстников, родителей, воспитателей.
Методика позволяет определить высоту
самооценки детей старшего дошкольного
возраста, ее устойчивость или противоречивость,
уровень притязаний личности и степень
рассогласованности уровней самооценки
и притязаний, а также адекватность представлений
ребенка о самом себе. Данная методика
является модификацией техники шкалирования,
представленной в графической форме.
2.Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан,
З. Василяускайте. Данная методика является
проективной методикой изучения личности
детей старшего дошкольного возраста.
Методика основана на предложении детям
нарисовать три рисунка определенными
цветными карандашами. На первой странице
– отмечается имя, возраст ребенка, пол;
на второй – необходимо нарисовать «плохого
мальчика» или «плохую девочку» черным
и коричневым карандашами; на третьем
– «хорошего мальчика» или «хорошую девочку»
синим и красным карандашами, на четвертой
– себя, «Я», всеми цветами, предложенными
за все исследование. Данная методика
основана на изучении самооценки и общего
эмоционального отношения к себе детей
старшего дошкольного возраста.
3.Наблюдение за
особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
в ведущей деятельности. Данный вид методики
представляет собой наблюдение за детьми
в свободной игровой деятельности. Наблюдение
за детьми проводилось по определенным
критериям: инициатор игры; принятие предложений
по игре от других детей; учет точек зрения
других детей; самостоятельный выбор ролей
или принятие роли от других; выполнение
главных или второстепенных ролей; исправление
или критика других детей; активность
ребенка в игре.
То есть, наблюдение проводилось по тому
поведению ребенка, которое
выявить наличие
определенных особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста в игре.
4.Методика социометрия для дошкольников,
тест «Два домика».
Даная методика позволяет выявить детей
«социометрических звезд», то есть наиболее
популярных, а также отвергаемых детей.
Ребятам предлагалось разместить в два
дома: красный и черный детей из группы,
в которую они все ходят. В красный дом
помещались дети, наиболее привлекательные
для исследуемых, а в черный – наименее
привлекательные. Даная методика основана
обнаружении детей с крайними выборами
(как отрицательными, так и положительными).
Общий объем
выборки составляет 33 ребенка старшего
дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из
них – 13 мальчиков и 20 девочек.
В процессе моего эмпирического исследования
осуществлялось выявление структурных
компонентов и уровней самооценки детей
старшего дошкольного возраста, определялись
особенности проявления самооценки у
старших дошкольников, связь самооценки
и ведущей деятельности данного возраста.
Психодиагностический инструментарий:
Были использованы методы в соответствии
с системным подходом, которые направлены
на выявление психологических особенностей
личности, структурных компонентов самооценки,
изучение особенностей проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Психологические особенности проявления
самооценки определялись мною при
помощи следующих методик: изучение самооценки
ребенка с помощью методики «Лесенка»,
В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М.
Прихожан, З. Василяускайте; методика социометрия
для дошкольников, тест «Два домика»; наблюдение
за особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
в ведущей деятельности.
Методика исследования самооценки ребенка
«Лесенка», В.Г. Щур. Данная методика основана
на оценивании детьми старшего дошкольного
возраста своих личностных качеств, таких
как доброта; умственные качества; сила;
смелость; здоровье; внешность; волевые
качества. Обследуемым предлагалось на
изображении лестницы в семь ступеней
отметить фишками уровень развития у них
этих качеств (показатель самооценки)
и уровень притязаний (такой уровень развития
этих качеств, какой бы их удовлетворил).
Кроме оценки, данной детьми самим, себе
предлагалось отметить другими фишками
свое место с позиции окружающих его людей:
сверстников, родителей, воспитателей.
Методика позволяет определить высоту
самооценки детей старшего дошкольного
возраста, ее устойчивость или противоречивость,
уровень притязаний личности и степень
рассогласованности уровней самооценки
и притязаний, а также адекватность представлений
ребенка о самом себе. Данная методика
является модификацией техники шкалирования,
представленной в графической форме.
Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан,
З. Василяускайте. Данная методика является
проективной методикой изучения личности
детей старшего дошкольного возраста.
Методика основана на предложении детям
нарисовать три рисунка определенными
цветными карандашами. На первой странице
– отмечается имя, возраст ребенка, пол;
на второй – необходимо нарисовать «плохого
мальчика» или «плохую девочку» черным
и коричневым карандашами; на третьем
– «хорошего мальчика» или «хорошую девочку»
синим и красным карандашами, на четвертой
– себя, «Я», всеми цветами, предложенными
за все исследование. Данная методика
основана на изучении самооценки и общего
эмоционального отношения к себе детей
старшего дошкольного возраста.
Наблюдение за особенностями
проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста в ведущей деятельности.
Данный вид методики представляет собой
наблюдение за детьми в свободной игровой
деятельности. Наблюдение за детьми проводилось
по определенным критериям: инициатор
игры; принятие предложений по игре от
других детей; учет точек зрения других
детей; самостоятельный выбор ролей или
принятие роли от других; выполнение главных
или второстепенных ролей; исправление
или критика других детей; активность
ребенка в игре.
То есть, наблюдение проводилось по тому
поведению ребенка, которое
выявить наличие
определенных особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста в игре.
Методика социометрия для дошкольников,
тест «Два домика».
Даная методика позволяет выявить детей
«социометрических звезд», то есть наиболее
популярных, а также отвергаемых детей.
Ребятам предлагалось разместить в два
дома: красный и черный детей из группы,
в которую они все ходят. В красный дом
помещались дети, наиболее привлекательные
для исследуемых, а в черный – наименее
привлекательные. Даная методика основана
обнаружении детей с крайними выборами
(как отрицательными, так и положительными).
Полученные данные подвергались количественному
и качественному анализу, а также были
подвергнуты статистической обработке
с помощью компьютерной программы STATISTICA
6.0. В результате, которого были определены
особенности распределения переменных,
на основании чего нами были выбраны методы
статистического анализа: коэффициент
ранговой корреляции rs Спирмена, непараметрический
T – критерий Вилкоксона, критерий хи-квадрат
Пирсона.
2. 2. Анализ результатов
исследования особенностей
проявления самооценки
у детей старшего дошкольного
возраста
Выявление самооценки детей старшего
дошкольного возраста и ее особенностей
осуществлялось с помощью методики изучение
самооценки ребенка с помощью методики
«Лесенка», В.Г. Шур и методики «Нарисуй
себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте.
Всего было обследовано 33 старших дошкольников
в возрасте от 6 до 7 лет, посещавших
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «детский сад №13» Чистопольского
муниципального района Республики Татарстан,
из подготовительной к школе группы.
Вначале мною осуществлялось исследование
особенностей структурных компонентов
самооценки, уровень развития самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подверглись статистической
обработке с использованием компьютерной
программы STATISTICA 6.0.
Первоначально дети старшего дошкольного
возраста были обследованы при помощи
методики «Лесенка» В.Г. Щур, с помощью
оценивания детьми своих личностных качеств,
таких как доброта; умственные качества;
сила; смелость; здоровье; внешность; волевые
качества.
Данные представлены в виде порядковой
переменой, поэтому мы можем не проверять
нормальность распределения и использовать
коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена
(приложение 1).
Для окончательных выводов использовались
результаты при уровне значимости не превышающем
0,1, то есть p < 0,1.
После обработки данных по методике «Лесенка»
Щур В.Г. с помощью коэффициента ранговой
корреляции rs Спирмена была представлена
таблица 2 (приложение 2). В данной таблице
выявлялась более сильная взаимосвязь
между переменными. Обнаружилось, что
у детей по некоторым критериям наблюдается
зависимость между личной оценкой ребенком
себя и тем, как он считает, оценят его
взрослые (родители) и дети (сверстники).
То есть ребенок предполагает, что его
личная оценка самого себя, возможно, не
является бесспорной, и он может быть оценен
другими, окружающими его людьми лучше
или, наоборот хуже.
Нами было выяснено, что зависимыми критериями
для детей старшего дошкольного возраста
в данной выборке являются все перечисленные
выше личностные качества: доброта; умственные
качества; сила; смелость; здоровье; внешность;
волевые качества; старание. В предоставленной
группе детей наибольшая зависимость
была выявлена между самим ребенком и
взрослыми (родителями), наименьшая –
между ребенком и сверстниками.
Так, в таких качествах как здоровье, сила
и смелость проявлялась зависимость личных
оценок детей от того, как они думали их,
оценят сверстники. Видимо, в данной группе
детей среди сверстников наибольшую значимость
имеют именно эти личностные качества.
Однако большая взаимосвязь проявляется
между оценкой ребенка и предполагаемой
оценкой взрослого, и именно родителя.
Такая взаимосвязь наблюдается между
всеми личностными качествами ребенка.
В большинстве объяснений своего выбора
дети часто подчеркивали роль взрослого
в их жизни (приложение 3). То есть, наиболее
значимое влияние на формирование детской
самооценки оказывают родители, а осознаваемые
ребенком суждения взрослых, закрепляются
в его сознании и становятся его собственными
знаниями о себе. Поэтому так часто в своих
оценках дети опираются на суждения родителей.
Для обработки конечных результатов мы
применили непараметрический T – критерий
Вилкоксона и сделали сравнение зависимых
переменных (приложение 4, таблица 12). Обратимся
к анализу результатов (см. рис. 1).
На основании показаний нижней и верхней
квартилей мы видим, что 75% выборки детей
старшего дошкольного возраста по переменной
«хороший» принимает значение от 1 до 2,
то есть значительная часть детей ставит
себя на первую и вторую ступени, что соответствует
высокому и очень высокому уровням самооценки.
По переменой «красота» большинство детей
старшего дошкольного возраста поставили
себя на первую ступень (большее 90%). Наибольшее
распределение выборки по переменным
«хороший – красота» находиться на первой
ступени.
Рис. 1. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г
по переменным «хороший – красота».
Итак, нами было выяснено, что в данной
выборке испытуемых у детей старшего дошкольного
возраста значимыми критериями для них
являются красота и хороший.
На основании таблицы 13 (приложение 4) построим
график для переменных: ум, красота и старание
(рис. 2).
На рис. 2 мы видим, что наибольшее распределение
выборки по переменным «ум, красота, старание»
сосредоточено на первом значении (на
первой ступени). Это показывает, что большинство
детей предпочитали ставить себя на первую
ступеньку, что может указывать на их высокую
оценку самих себя.
Рис. 2. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г
по переменным «ум, красота, старание».
Больше 75% детей старшего дошкольного
возраста распределяли себя на первую
и вторую ступени лесенки. Мы можем предположить,
что для данной выборки испытуемых значимыми
качествами для самооценки являются умственные
качества, внешность и старание.
На основании таблицы 14 (приложение 4) построим
график для переменных: здоровье, красота,
доброта, старание (рис. 3).
На рис. 3 мы видим, что переменная «здоровье»
зрительно отличается от остальных переменных
(красота, доброта, старание).
Рис. 3. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г
по переменным «ум, красота, старание».
На основании показаний нижней и верхней
квартилей мы видим, что 75% выборки детей
старшего дошкольного возраста по переменной
«здоровье» принимает значение от 1 до
2, то есть значительная часть детей ставит
себя на первую и вторую ступени, что соответствует
высокому и очень высокому уровням самооценки.
В тоже время, необходимо отметить, что
25% детей оценили себя по переменной «здоровье»
ниже, поставив себя с третьей по пятую
ступень.
Это может указывать на сильную самокритичность
к себе, в том числе и под влиянием мнений
значимого окружения для ребенка старшего
дошкольного возраста (приложение 3).
Наибольшее распределение выборки по
переменной «здоровье» сконцентрировано
на второй ступени.
На основании таблицы 15 (приложение 4) построим
график для всех переменных: хороший, ум,
здоровье, красота, доброта, счастье, сила,
смелость, старание (рис. 4).
На рисунке 4 видна зависимость между переменной
«красота» и переменными «хороший, ум,
здоровье, доброта, счастье, сила, смелость,
старание.
По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего
дошкольного возраста проставили себя
на первую и вторую ступень, что может
указывать на высокий уровень самооценки
по данному показателю.
По переменным «сила» и «смелость» на
основании показаний квартилей мы видим,
что 75% выборки детей старшего дошкольного
возраста по двум переменным принимает
значение от 1 до 2, то есть значительная
часть детей ставит себя на первую и вторую
ступени. В тоже время, необходимо отметить,
что 25% детей оценили себя по данным переменным
ниже, поставив себя с третьей по пятую
ступень – переменная «сила» и с третью
по шестую ступень – по переменной «смелость».
По высказываниям детей в данной выборке
(прлиожение3) можно предположить, что
сила и смелость имеют высокую значимость
для ребят. О развитости своей силы и смелости
они судят чаще всего по результатам своих
действий «…занимаюсь борьбой, всегда
выигрываю…» / «…не побеждаю, когда дерусь,
сил нет...».
Для определения уровня самооценки у детей
старшего дошкольного возраст нами была
использована методика «Нарисуй себя»,
А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая
методика носит проективный характер
изучения личности детей старшего дошкольного
возраста, основана на изучении самооценки
и общего эмоционального отношения к себе
детей старшего дошкольного возраста
(приложение 5).
Рис. 4. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г.
по переменным «хороший, ум, здоровье,
красота, доброта, счастье, сила, смелость,
старание».
Для обработки результатов за основу нами
были приняты следующие показатели уровней
самооценки и общего эмоционального отношения
к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов – низкий
уровень, заниженная самооценка, при отрицательном
результате негативное отношение к себе,
возможно, полное неприятие себя; от 3 до
5 баллов – средний, адекватное позитивное
отношение к себе; от 6 и выше балов – очень
высокий уровень, завышенная самооценка
[13, с. 64; 14, с. 217 – 218].
С помощью предоставленных баллов было
выявлено количественное соотношение
уровней самооценки в данной выборки у
детей старшего дошкольного возраста
(приложение 5, таблица 16).
На основании анализа результатов, были
получены следующие данные: 55% (18) детей
имеют заниженную самооценку, 30% (10) детей
– адекватную самооценку, 15% (5) – завышенную
самооценку (приложение 5, таблица 16).
Важно отметить, что при проведении методики
«Лесенка» в большинстве дети проставляли
себя на первую и вторую ступени, в меньшем
количестве на последующие ступени. А
при проведении методики «Нарисуй человека»
были получены результаты, немного отличающиеся
от первой методики.
Такое различие можно объяснить тем, что
в данной выборке у детей старшего дошкольного
возраста знания о себе носят более обобщенный
характер. Дети довольно часто в заданиях
отмечали более высокие ступени, чем это
следовало из их ответов. Это может объясняться
низким уровнем развития рефлексии, нежеланием
признавать себя «плохим» и переживанием
того, что взрослый может узнать, в чем
ребенок не считает себя не совершенным.
Для определения особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста был использован метод наблюдения.
Наблюдение проводилось за игрой в избранной
нами выборке детей.
Наблюдение за детской игрой в старшем
дошкольном возрасте нами было выбрано
не случайно, так как «игра – сюжетное
и ролевое воплощение «перспективного»
Я-образа ребенка, поэтому можно сказать,
что в игре проявляется его самооценка»
[40, с. 220]. Особенности проявления самооценки
детей старшего дошкольного возраста
изучались в процессе игры.
Особенности проявлений самооценки старшего
дошкольника нами изучалось на основе
наблюдений за выбором детьми игровых
ролей, за соблюдением правил в игровой
ситуации, реакцией детей на невыполнение
правил.
На основе результатов наблюдения была
составлена таблица 17 (приложение 6), в
которой необходимые признаки, имеющиеся
в наличие, были обозначены – 1, отсутствующие
– 0.
Дальнейшая работа строилась по критерию
хи-квадрат Пирсона. Нами были сопоставлены
значения каждой переменой между уровнями
самооценки: заниженным, адекватным и
высоким уровнями. В результате сравнения
выявлялась статистическая значимость
(приложение 6, таблица 18, 19, 20). Обнаружилось,
что уровень статистической значимости
по всей выборки колебался в диапазоне
р от 0,0045 до 1,000, что показывает на наличие
различий по некоторым критериям.
Нами рассматривалась зависимость между
переменными по заниженному, адекватному
и высокому уровням самооценки. Анализ
переменных происходил по трем подгруппам:
заниженный и адекватный уровень самооценки;
заниженный и высокий уровень самооценки;
адекватный и высокий уровень самооценки
(приложение 6, таблица 18, 19, 20). Рассмотрим
зависимости между переменными с помощью
графика. Нами строились графики для переменных,
имеющих различия в выборке испытуемых.
Построим график для переменной – «инициатор
игры» для адекватного и высокого уровней
самооценки (рис. 5).
Рис. 5. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «инициатор
игры».
Рис. 6. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «инициатор
игры».
Мы видим, что расхождения между выборками
имеются, особенно это относится к ряду
данных, где испытуемые не проявляли инициативу
в игровой ситуации. Уровень значимости
по данной переменной составляет p = 0 ,0528,
что указывает на наличие тенденции к
различиям.
Следовательно, на рисунке 5 показано,
что имеются тенденции к различия между
адекватным и высоким уровнями самооценки
в возникновении замысла игры. Инициатива
в организации игры проявляется одинаково,
а различия в большей степени присутствуют
в непринятии или в принятии этой инициативы
детьми на себя.
На рисунке 6 мы видим, что имеются различия
в проявлении инициативы детей старшего
дошкольного возраста, в их активности.
На графике показано, что частота проявления
инициативы у детей с заниженным уровнем
самооценки меньше, чем у детей с высоким
уровнем самооценки.
Уровень значимости по данной переменной
равен p = 0,0427, то есть нами было обнаружено,
что имеются определенные различия в проявлении
инициативы в игре ребенком старшего дошкольного
возраста, эти различия мы рассматриваем
как особенности проявления самооценки.
Построим графики для переменной – «принимает
предложения от других» для заниженного
и высокого уровня самооценки; адекватного
и высокого уровня самооценки.
Рис. 7. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «принимает
предложения от других».
Рис. 8. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «принимает
предложения от других».
На рисунке 7 и 8 отчетливо видны расхождения
между выборками. Уровень значимости по
данной переменной по рисунку 7 составляет
p = 0 ,043, по рисунку 8 – p = 0 ,031, что указывает
на наличие различий.
Следовательно, на рисунках 7 и 8 показано,
что имеются различия между заниженным
и высоким; адекватным и высоким уровнями
самооценки в принятии предложений по
игре от других детей.
Среди детей старшего дошкольного возраста
в данной выборке испытуемых принятие
предложений от других детей практически
сходно. Отказ от предложений по игре в
большинстве случаев происходит у детей
с высоким уровнем развития самооценки.
Итак, мы видим, что имеются различия в
проявлении самооценки в принятии предложений
по игре от других детей.
Построим графики для переменной – «учет
точек зрения других детей в игре» для
заниженного и высокого уровня самооценки;
адекватного и высокого уровня самооценки.
Рис. 9. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «учет точек
зрения других детей в игре».
Рис. 10. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «учет точек
зрения других детей в игре».
На рисунке 9 и 10 прослеживаются небольшие
расхождения между выборками. Уровень
значимости по переменной «учет точек
зрения других детей в игре» по рисунку
9 составляет p = 0 ,062, по рисунку 10 – p = 0,067,
что указывает на наличие тенденций к
различиям.
Итак, на данных рисунках показано, что
имеется тенденция к различиям между заниженным
и высоким; адекватным и высоким уровнями
самооценки в учете точек зрения других
детей в процессе игровой деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста
с заниженной и адекватной самооценкой
в данной выборке принятие прослеживается
учет мнений других детей намного чаще,
чем среди детей с высокой самооценкой.
Информация о работе Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста