Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:45, дипломная работа

Описание

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 1
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание и обоснование методов исследования
2. 2. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 2
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом бариновой.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Таблица 8. Высказывания испытуемых по переменной «счастье»  по методике «Лесенка» В.Г. Щур.

    Имя ребенка  Высказывания  детей 
    Ребенок о самом себе По мнению взрослого (родитель) По мнению детей (сверстники)
    Миша А. Я счастливый, у  меня игрушки есть. Не знаю…  Счастливый, когда  не балуюсь.
    Катя  А. Не знаю…  Мне хорошо…  Игрушки есть… 
    Женя  В. Я счастливый, с  папой и мамой живу. Они считают, что  я счастлив. Я самый добрый, поэтому и счастливый.
    Вова  В. Иногда счастлив. Думают, что  я счастлив. Я дружу, и они  дружат со мной.
    Лиза  Г. Мне все покупают. Мне привозят подарки, гостинцы. Мне хорошо в  детском саду.
    Юля И. Я счастливая, игрушки  есть и сладостей много. Мама считает, что я очень красивая. Не знаю… 
    Лера  К. Мне игрушек  новых купили Нас в гости  пригласили. Я всегда веселая, потому что мне хорошо.
    Максим  К. У меня очень  много игрушек. Мне покупают много  игрушек. Я беру в детский  сад свои игрушки.
    Лиза  К. Когда домой  прихожу, я веселюсь. Я говорю всем хорошие  слова. Я веселюсь, со мной весело.
    Саша  М. Скоро поеду  в Москву, это счастье. Мама знает, что мне нравится девочка. Дети знают, что я еду в Москву.
    Юля П. У меня немного  друзей и мне, поэтому чуть-чуть грустно. Мама и папа думают, что у меня много друзей. Лиза иногда со мной не играет.
    Надя  С. Я дома счастлива. Дома с родителями я счастливая. Я могу делиться игрушками.
    Виталий Х. Я счастливый. Не знаю…  Не знаю… 
    Вика  К. Я на праздниках бываю. Меня любят мама и папа. Со мной играются ребята.
    Захра Х. Я счастливая. Меня любят  мама и папа. Меня все  любят.
    Лера  Р. Мне бабушка  покупает, что я хочу. Я с мамой  подарки покупаю. У меня красивые игрушки.
    Лиза  Р. Мне все красивую одежду покупают. Одежду покупают. Я тепло одеваюсь всегда.
    Алена А. Я прошу купить диск, а у нас денег не хватает. Мне мама конфеты  покупает. Меня угощают  в саду.
    Маша  А. Когда праздник бывает, я довольная – подарки  дарят. Мне подарки  дарят. Видят, какие  у меня игрушки.
    Аня Б. Не боюсь  темноты. Я бегала и не упала. Не боюсь  ничего.
    Слава Г. Ничего не боюсь. Могу пойти  один в коридор и принести телефон. Ничего не боимся.
    Лия Д. У меня много  друзей. Много разного  дома есть. Все знают, что  я счастливая.
    Кристина  Ж. Мама покупает подарки. Подарила мама мне настоящий телефон. Иногда мне  дают игрушки.
    Ашот  К. Могу кого-нибудь побить. Я могу победить мальчиков из нашей группы. Боксом занимаюсь  сейчас.
    Диляра  К. Я на праздники  разные хожу. У нас счастливые отношения в семье. Подружки знают, что я счастлива.
    Саша  О. Живу дома, и  мне хорошо. Знают, что я  живу счастливо. Иногда меня обижают, и думают, что я несчастлива.
    Ваня  П. Папа иногда покупает мне журналы. Всегда мне  готовят вкусную еду. Потому что  нам в детском саду сок дают.
    Дима  Т. У меня много  игрушек. У меня много  игрушек  У меня много  игрушек 
    Рубин Т. Покупают игрушки  мне. Мне разрешают  порисовать Играю вместе с  детьми
    Рома  Ш. Когда мне весело и я играюсь  Со мной во все игры играют Играю и веселюсь
    Ярослав Ц. Мама ко мне  хорошо относится  Меня любят  родители Я с детьми играюсь 
    Настя Ш. Получаю «пятерки»  Занимаюсь хорошо С детьми играюсь 
    Снежана О. Мам мне разрешает  конфеты брать  Я с мамой  люблю играться Играюсь, шучу с  ребятами

Таблица 9. Высказывания испытуемых по переменной «сила» по методике «Лесенка» В.Г. Щур.

    Имя ребенка  Высказывания  детей 
    Ребенок о самом себе По мнению взрослого (родитель) По мнению детей (сверстники)
    Миша  А. Не трушу. Смелым бываю. Иногда меня бьют.
    Катя  А. Ем все, силы набираюсь. Сильная, мама это  знает. Иногда могу защититься.
    Женя  В. Я самый сильный  из мальчиков в детском саду. Хотят, чтобы  я вырос сильным и смелым. Когда их обижают, я спасаю, помогаю.
    Вова  В. Занимаюсь боксом, гантели поднимаю. Бывает папе или маме проигрываю, слаб. Играю в футбол, боксом занимаюсь.
    Лиза  Г. Сильнее мальчиков. Когда я одна, я открываю дверь сама. Могу побить плохих, хулиганов.
    Юля И. Я немного слабой бываю. Думают, что  сильная, потому что ем хорошо. Считают слабой, меня можно победить.
    Лера  К. Я мальчиков  в своей группе могу перебить. Мама видела, как я с мальчиками сражаюсь. Думают, что  есть сильнее меня.
    Максим  К. Мало ем, значит, я не очень сильный. Мама и папа думают, что я сильный. Они думают, что  я немного сильный.
    Лиза  К. Я учусь борьбе. Я с папой  дерусь, иногда побеждаю. Умею драться, я стала сильнее.
    Саша  М. Занимаюсь борьбой, футболом. Мама знает, что я учусь драться. Дети знают, что я сильнее становлюсь, умею драться.
    Юля П. Когда убираюсь, не всегда с пылесосом получается. Окна помогаю  маме мыть. Вместе перетаскивали  тяжелую лавочку, воспитателю помогали.
    Надя  С. Я помогаю маме убираться, иногда немножко устаю  Устаю, когда маме помогаю. Могу помочь тяжести перенести.
    Виталий Х. Хожу на борьбу. Мам знает, что  я занимаюсь. Я могу победить всех.
    Вика  К. Меня мальчики обижают. Мама считает, что я добрая. Думают, что  я слабая.
    Захра Х. Сил много. Я хорош и много сплю. Мог помочь, защитить кого-нибудь.
    Лера  Р. Иногда подвигаю диван. Помогаю маме передвигать  тяжелое. Поднимаю, что  упало.
    Лиза  Р. Все меня бьют, а я не могу дать сдачи. Пап сильнее  меня, обижает меня. Не могу драться.
    Алена А. Любому могу свернуть руку. Могу с сестрой  подраться. В детском саду никого не бью.
    Маша  А. Сил нет, не побеждаю, когда дерусь. Иногда силы бывают. Иногда не могу победить никого.
    Аня Б. Аккуратно делаю  открытку на подарок. Открытку для  мамы сделала. Все видят, что  я аккуратно делаю.
    Слава Г. У меня все получается. Маме помогаю  и папе тоже. Собираю игрушки, если меня просят.
    Лия Д. Я худенькая. Помогаю маме нести  тяжести. Они видят, что  я могу тяжести переносить.
    Кристина  Ж. Бегаю быстро. Меня мама не догоняет. Могу дать сдачи.
    Ашот  К. Заступаюсь  за всех. Ничего не боюсь. Не боюсь  темноты.
    Диляра  К. Я в бассейне занимаюсь. Плавать учусь. Занимаюсь плаванием.
    Саша  О. Не дерусь обычно. Пап учит драться  и думает, что я даю сдачи. Думают, что  я сильная.
    Ваня  П. Слабый я, драться  не хочу. Дома не с  кем не дерусь. В детском саду не дерусь.
    Дима  Т. Иногда бью  кого-нибудь. Брата сильно бью. Могу защитить ребят.
    Рубин Т. Я сам себя выручаю. Учу брата драться. Помогаю ребятам, когда они падают.
    Рома  Ш. Сильно могу побить Сильно могу ударить  Хорошо дерусь
    Ярослав Ц. Занимаюсь спортом  Помогаю маме тяжести  относить Спортом занимаюсь 
    Настя Ш. Занимаюсь танцами  На танцы  хожу Занимаюсь танцами 
    Снежана О. Сильнее Ярослава, я дверь умела открыть  Поднимала тяжелый  горшок Иногда помогаю  тяжелые вещи носить

Таблица 10. Высказывания испытуемых по переменной «смелость» по методике «Лесенка» В.Г. Щур.

    Имя ребенка  Высказывания  детей 
    Ребенок о самом себе По мнению взрослого (родитель) По мнению детей (сверстники)
    Миша  А. Я могу побить. За меня волнуются родители. Дерусь, потому что сила есть.
    Катя  А. Меня могут  обижать. Не знаю…  Не люблю  драться.
    Женя  В. Не поддаюсь никогда. Смелый, я, все  это знают. Никогда не сдаюсь.
    Вова  В. Хожу в темноту. Не боюсь  оставаться один с закрытой дверью. Не плачу, когда проигрываю или дерусь.
    Лиза  Г. Не боюсь  ничего. Не трушу  никогда. Не трусливая.
    Юля И. Я обычная девочка. Думает, что  я ничего не боюсь. Я могу чего-нибудь испугаться.
    Лера  К. Я боюсь собак  и кошек, всего боюсь. Знают, что очень пугливая. Меня могут  испугать.
    Максим  К. Я немножко смелый. Мама думает, что я совсем смелый, очень смелый. Потому что  все видят как я себя смело  веду.
    Лиза  К. Я животных не боюсь. Не боюсь  животных больше, даже в цирке. Больше ничего не боюсь, даже животных.
    Саша  М. Могу поднять  тяжести в садике. Мама знает, что я ничего не боюсь. Меня никто  испугать не может.
    Юля П. Могу сидеть одна дома. Меня вечером  одну оставляют мама и папа. Думают, что  я могу бояться.
    Надя  С. Я сплю и набираюсь сил, становлюсь смелой. Мама знает, что я смелая. Я ничего не боюсь.
    Виталий Х. Не боюсь  никого. Родители знают, что я храбрый. Считают меня обычным.
    Вика  К. Я занимаюсь  физкультурой. Помогаю маме одна. Знают, что я  смелая.
    Захра Х. Я не боюсь козлов и собак. Никого не боюсь. Не боюсь, чтобы  меня ударили.
    Лера  Р. Когда было темно, с папой ходила. Мы с мамой  летали, и я не боялась. Я не боюсь высоты.
    Лиза  Р. Я не боюсь никаких  животных. Ничего не боюсь. Животных не боюсь, а людей боюсь.
    Алена А. Не боюсь  подходить к животным, я их кормлю. Иногда боюсь  пауков. Могу испугаться пауков.
    Маша  А. Могу делать стойку. Я ничего не боюсь. Я смелая.
    Аня Б. Не боюсь  темноты. В догонялки  играла, не упала. Ничего не боюсь.
    Слава Г. Ничего не боюсь. Не боюсь  один ходить. Не боюсь, когда  меня бьют.
    Лия Д. Темноты не боюсь, когда сплю. Не боюсь, когда  дома одна. Ничего не боюсь.
    Кристина  Ж. Со всем справляюсь. Когда меня обижают, я не боюсь дать сдачи. Не боюсь  подраться.
    Ашот  К. Заступаюсь  за всех. Не боюсь  темноты. На плаванье хожу.
    Диляра  К. Не боюсь  мертвых. Знают, что я  не боюсь человека в маске. Знают, что я  не боюсь покойников.
    Саша  О. Не боюсь  дать сдачи. Сдачи могу дать. Они считаю, что  я смелая.
    Ваня  П. Не боюсь  на поле мяч ловить. В тетрадях не боюсь  заниматься. В хоккей не боюсь  гол забивать.
    Дима  Т. Я не боюсь собак. Знают, что не боюсь собак. Видели, что  я ничего не испугался.
    Рубин Т. Учу брата, как  драться надо. Помогаю брата драться научиться. Я выше всех прыгаю.
    Рома  Ш. Не плачу  никогда  Самый смелый, иногда плачу  Видят, что я  смелый
    Ярослав Ц. Темноты не боюсь  Могу свет не включать Не боюсь  темноты 
    Настя Ш. Не боюсь, когда  меня ругают Не боюсь, когда  меня папа ругает Мне ничего не страшно 
    Снежана О. В игры не боюсь  играть Кот царапался, а я его на руки брала  Собаку покормила 
 
 
 
 
    мя  ребенка  Высказывания  детей 
    Ребенок о самом себе По мнению взрослого (родитель) По мнению детей (сверстники)
    Миша  А. Я стараюсь математику аккуратно делать. Я стараюсь, много  сил трачу на занятия. Иногда не старюсь  то-то сделать.
    Катя  А. Хорошо пишу буквы. Стараюсь задания  делать аккуратно. Рисую красиво.
    Женя  В. Хочу быть старательным. Стараюсь выполнять поручения. Стараюсь все  выполнять, помогаю, если надо.
    Вова  В. Не боюсь  лазить. Делаю маме красивую открытку в подарок. Иногда плохо  решаю задачи.
    Лиза  Г. Стараюсь разукрашивать. Стараюсь красиво  писать буквы. Рисую красиво, разукрашиваю.
    Юля И. Иногда у  меня что-то не получается. Мама видит, что я стараюсь буквы писать. Не знаю, думают, что я ничего не могу.
    Лера  К. Стараюсь маме помогать. Иногда родители видят, как я убираюсь. Просто стараюсь все делать хорошо.
    Максим  К. Я немножко стараюсь, не всегда получается. Мама видит, что я стараюсь все делать хорошо. Я стараюсь рисовать красиво.
    Лиза  К. Маме помогаю  очень часто, стараюсь. Убираюсь дома, делаю зарядку старательно. Помогаю всем в  детском саду.
    Саша  М. Стараюсь учить буквы, цифры. Помогал маме обои клеить. Я самый способный  в группе.
    Юля П. Стараюсь рисовать красиво. Мама вместе со мной иногда любит рисовать. Иногда не получается графический диктант красиво  сделать.
    Надя  С. Буквы стараюсь писать. Помогаю маме убираться в доме. Ухаживаю за своими куклами.
    Виталий Х. Стараюсь, иногда не получается. Помогаю маме. Считают, что  я не стараюсь.
    Вика  К. Я пишу очень  хорошо. Хорошо в  школе учусь. Занимаюсь хорошо.
    Захра Х. Я стараюсь писать и рисовать аккуратно. Сама одеваюсь. Сама за собой  убираю.
    Лера  Р. Я мою аккуратно  посуду. Помогаю родителям. Поднимаю все  и убираю.
    Лиза  Р. Посуду мо. Помогаю дома убираться. Стараюсь все  делать аккуратно.
    Алена А. Все время стараюсь рисовать красиво. Иногда что-то сделать забываю. Могу что-то сделать не правильно.
    Маша  А. Стараюсь мостик красиво сделать. Стараюсь убираться  дома. Все видят как  я стараюсь.
    Аня Б. Аккуратно делаю  открытку на подарок. Открытку для  мамы сделала. Все видят, что я аккуратно делаю.
    Слава Г. У меня все получается. Маме помогаю  и папе тоже. Собираю игрушки, если меня просят.
    Лия Д. Умею читать. Учусь писать красиво. Стараюсь рисовать красиво.
    Кристина  Ж. Сегодня аккуратно  вырезала аппликацию. Старюсь вырезать закладки. Стараюсь все  делать аккуратно.
    Ашот  К. Я читать умею. Уроки делаю. Учусь драться.
    Диляра  К. Я рисовать стараюсь. Стараюсь хорошо заниматься дома и в садике. Стараюсь помогать всем.
    Саша  О. Стараюсь, чтобы  зерна не упали, когда голубей кормлю. Дарю рисунки  родителям и стараюсь их красиво  нарисовать. Могу подарить красивые рисунки детям.
    Ваня  П. Помогаю убираться. Помогаю дома родителям  убираться  В группе помогаю  убираться.
    Дима  Т. Я рисовать стараюсь. Уроки дома делаю. На занятиях стараюсь сидеть.
    Рубин Т. Стараюсь отвечать правильно на занятиях. Не всегда получается нарисовать. Отвечаю на вопросы.
    Рома  Ш. Помогаю маме мыть, убираться  Выкидываю мусор  Помогаю игрушки  убирать 
    Ярослав Ц. Получается, лепить из глины Могу сам  лепить Красиво рисую 
    Настя Ш. Я пишу очень  аккуратно  Пишу красиво  Знают, что я  в школе занимаюсь 
    Снежана О. Стараюсь подметать  листья, убираюсь Помогаю дома мыть посуду Знают, что я  на занятиях отвечаю 

 

Приложение 4  
Таблица 12. Результаты данных по T – критерию Вилкоксона.  
 
Таблица 13. Результаты данных по T – критерию Вилкоксона.  
 
Таблица 14. Результаты данных по T – критерию Вилкоксона.  
 
Таблица 15. Результаты данных по T – критерию Вилкоксона.  
 
Приложение 5  
   
Таблица 16. Данные по уровню самооценки по методике «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте

    № п/п  Имя ребенка  Уровень самооценки Уровень самооценки № 
    1 Миша А. Заниженный уровень 1
    2 Вова В. Заниженный  уровень  1
    3 Ашот К. Заниженный  уровень  1
    4 Рубин Т. Заниженный  уровень  1
    5 Слава Г. Заниженный  уровень  1
    6 Виталий Х. Заниженный  уровень  1
    7 Максим К. Заниженный  уровень  1
    8 Александр М. Заниженный  уровень  1
    9 Ваня П. Заниженный  уровень  1
    10 Лиза Г. Заниженный  уровень  1
    11 Лиза К. Заниженный  уровень  1
    12 Лиза Р. Заниженный  уровень  1
    13 Юля П. Заниженный  уровень  1
    14 Катя А. Заниженный  уровень  1
    15 Настя Ш. Заниженный  уровень  1
    16 Анна Б. Заниженный  уровень  1
    17 Лия Д. Заниженный  уровень  1
    18 Кристина Ж. Заниженный  уровень  1
    19 Маша А. Адекватный  уровень  2
    20 Диляра К. Адекватный  уровень  2
    21 Снежана О. Адекватный  уровень 2
    22 Женя В. Адекватный  уровень  2
    23 Роман Ш. Адекватный  уровень  2
    24 Алена А. Адекватный  уровень  2
    25 Захра Т. Адекватный  уровень  2
    26 Виктория К. Адекватный  уровень  2
    27 Надежда С. Адекватный  уровень  2
    28 Валерия Р. Адекватный уровень 2
    29 Александра  О. Высокий уровень  3
    30 Валерия К. Высокий уровень  3
    31 Юля И. Высокий уровень  3
    32 Ярослав Ц. Высокий уровень  3
    33 Дмитрий Т. Высокий уровень  3

Информация о работе Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста