Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:45, дипломная работа
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста
1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 1
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 1. Описание и обоснование методов исследования
2. 2. Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2. 3. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Итоги главы 2
Заключение
Литература
Приложение
Построим графики
для переменной – «сам себе выбирает
роль» для заниженного и высокого;
заниженного и адекватного уровней самооценки.
Рис. 11. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «сам себе выбирает
роль».
Рис. 12. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «сам себе выбирает
роль».
На рисунке 11 и 12 отчетливо видны расхождения
между выборками. Уровень значимости по
данной переменной по рис. 11 составляет
p = 0 ,036, по рис. 12 – p = 0 ,015, что указывает
на наличие различий.
Графики показали, что имеются различия
между представленными уровнями самооценки
в выборе детьми себе ролей. Важно отметить,
что у детей старшего дошкольного возраста
самостоятельный выбор ролей происходит
чаще у детей с адекватной и высокой самооценкой.
Среди детей с заниженной самооценкой
в данной выборке испытуемых выбор ролей
детьми намного ниже, гораздо чаще такие
дети принимают роли от других детей.
Итак, мы видим, что имеются различия в
проявлении самооценки в самостоятельном
выборе ролей детьми старшего дошкольного
возраста.
Построим графики для переменной – «выполняет
чаще главные роли» для заниженного и
высокого уровня самооценки.
Мы видим, что расхождения между выборками
имеются, особенно это относится к ряду
данных с отсутствием выбора. Уровень
значимости по данной переменной составляет
p = 0,0343, что указывает на наличие достоверных
различий по данной переменной.
Рис. 13. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «выполняет
чаще главные роли».
График нам демонстрирует, что имеются
различия между заниженным и высоким уровнем
самооценки в выполнении главных ролей.
Инициатива в выполнении главных ролей
принадлежит детям старшего дошкольного
возраста с высоким уровнем самооценки.
Итак, мы видим, что имеются различия в
проявлении самооценки в плане выполнения
главных ролей.
Построим графики для переменной – «выполняет
чаще второстепенные роли» для заниженного
и адекватного уровня самооценки.
Рис. 14. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «выполняет
чаще второстепенные роли».
На графике мы видим (рисунок 14), что расхождения
между выборками имеются. Уровень значимости
по переменной «выполняет чаще второстепенные
роли» составляет p = 0,0226, что указывает
на наличие достоверных различий по данной
переменной.
График нам демонстрирует, что имеются
различия между заниженным и адекватным
уровнем самооценки в принятии и выполнении
второстепенных ролей. Дети старшего дошкольного
возраста с заниженной самооценкой намного
чаще являются исполнителя второстепенных
ролей, чем главных.
Дети с адекватной самооценкой выбирают
и отказываются от исполнения второстепенных
ролей почти в равных частях.
Итак, мы видим, что имеются различия в
особенностях проявлении самооценки в
принятии и выполнении второстепенных
ролей.
Построим графики для переменной – «критикует
детей, исправляет их» для заниженного
и высокого уровня самооценки; адекватного
и высокого уровня самооценки.
Рис. 15. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «критикует
детей, исправляет их».
Рис. 16. Частота выбора в двух выборках
испытуемых по переменной «критикует
детей, исправляет их».
На рисунке 15 и 16 отчетливо видны расхождения
между выборками. Уровень значимости по
данной переменной по рисунку 15 составляет
p = 0,0427, по рисунку 16 – p = 0 ,0254, что указывает
на наличие достоверных различий.
На обоих графиках представлены различия.
Мы видим, что среди детей старшего дошкольного
возраста в данной выборке испытуемых
наибольшая критика других детей или их
исправление в процессе игры отмечается
у ребят с высоким уровнем самооценки.
У детей с заниженным уровнем самооценки
также велика доля критики детей. Но при
этом имеются дети, не использовавшие
исправлений или каких-либо замечаний
относительно других детей.
Также мы видим на графике (рис. 16), что
среди детей с адекватной самооценкой
используются критика и исправления, но
в меньших количествах. Преимущественно
нейтральное отношение в данной группе
детей лидирует.
Итак, мы видим, что имеются различия в
проявлениях самооценки в наличие критики,
исправлений других детей или в ее отсутствии.
Таким образом, на основании проведенной
методики – наблюдения за детьми старшего
дошкольного возраста в процессе игры
нами было выявлено, что имеются некоторые
особенности проявления самооценки у
детей старшего дошкольного возраста.
Особенности проявления самооценки проявляются
в зависимости от уровня самооценки у
ребенка-дошкольника 6 – 7 лет.
Нами было выявлено, что особенности проявления
самооценки различаются по некоторым
критериям у детей с заниженной, адекватной
и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям
проявления самооценки по результатам
эмпирического исследования нами было
решено отнести: принятие инициативы в
игре, принятие предложений от других
детей игрового характера, самостоятельный
выбор ролей, характер выполнения ролей
в игре (главные, второстепенные), использование
критики по отношению к другим детям, их
исправление, частота конфликтности детей
и реакции на исправление их действий
со стороны окружающих людей (негативно
реагирует, спокойно реагирует).
Для определения наиболее популярных
детей и наиболее отвергаемых детей нами
была проведена социометрическая методика
«Два домика». Кроме этого, данный тест
был направлен на сопоставление его результатов
с особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были получены данные, которые подверглись
количественной и качественной обработке
(приложение 7, таблица 21).
Для обработки полученных данных за основу
нами были приняты следующие показатели:
4 и более баллов – «социометрические
звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные
дети, в своей группе могут быть лидерами;
0 баллов – тихие, малоактивные дети; -
1 и меньше баллов – отвергаемые дети [32
, с. 102].
В результате нами были получены следующие
данные: 43 % (33) детей являются «социометрическими
звездами», то есть дети, пользующиеся
авторитетом; 21 % (7) детей – активные, но
нередко конфликтные дети; 18 % (6) детей
– отвергаемые сверстниками дети, чрезмерно
конфликтующие и негативно настроенные;
и 18 % (6) детей – спокойные ребята, предпочитающие
общение с малым кругом друзей.
Нами было отмечено, что среди детей, не
популярных в группе, то есть отвергаемых
детей все испытуемые данной выборки имели
заниженную самооценку. Среди этих детей
можно выделить внешне малопривлекательных,
а также нервозных и чрезмерно конфликтных,
не умеющих налаживать отношение с другими.
Среди детей наиболее популярных наблюдаются
дети с адекватной и заниженной самооценкой.
В данном случае с заниженной самооценкой
являются ребята, внешне привлекательные,
предпочитающие общение с постоянным
кругом друзей, почти не конфликтующие
и готовые принять в игру других детей.
Дети с адекватной самооценкой здесь характеризуются
привлекательной внешностью, уверенностью
в себе и активностью.
Дети с высокой самооценкой попали в группу
активных, но постоянно конфликтующих
детей, довольно часто обижаются и легко
обижают других людей.
Таким образом, нами было выяснено, что
между детьми с разными уровнями самооценки
в ее проявлении имеются свои особенности
– по некоторым характеристикам были
сходны между собой, а по другим отличались.
В целом дети с высокой самооценкой более
активны и самостоятельны, чем дети с заниженной
самооценкой. У детей старшего дошкольного
возраста с адекватной самооценкой проявляется,
как и активность, так и в некоторых ситуациях
и пассивность.
Глава 2. 3. Пути развития
оптимальной самооценки
у детей старшего дошкольного
возраста
По мере того как происходит развитие
ребенка, он учится понимать себя, свое
Я, давать оценку собственным качествам,
то есть происходит формирование оценочного
компонента самосознания – самооценки.
Наиболее оптимальный вариант развития
самооценки – развитие адекватной самооценки.
Также в старшем дошкольном возрасте,
возможно, допустить слегка завышенную
самооценку у ребенка. Чем более адекватной
является самооценка, тем лучше дошкольник
может себя оценивать, рассчитывать на
свои возможности.
Адекватная самооценка оказывает большое
влияние на эмоциональное благополучие,
успешность в различных видах деятельности
и поведение старшего дошкольника.
Основным и важным фактором, влияющим
на развитие адекватной самооценки у детей
старшего дошкольного возраста выступает
общение со взрослыми.
С помощью взрослого происходит становление,
развитие и стимуляция оценочной деятельности
у ребенка. Все это происходит, когда взрослый:
- выражает свое отношение к окружающему
и оценочный подход;
- организует деятельность ребенка, обеспечивая
накопление опыта индивидуальной деятельности,
ставя задачу, показывая способы ее решения
и оценивая исполнение;
- представляет образцы деятельности и
тем самым дает ребенку критерии правильности
ее выполнения;
- организует совместную со сверстниками
деятельность, которая помогает ребенку
видеть в ровеснике личность, учитывать
его желания, считаться с его интересами,
а также переносить в ситуации общения
со сверстниками образцы деятельности
и поведения взрослых [28, 37].
Родителям и педагогам необходимо знать
и помнить, что все оценочные воздействия
взрослого влияют на становление самостоятельности
и самооценки ребенка.
Для достижения более адекватной самооценки
родителям и педагогам необходимо знать,
что доброжелательное и нежное отношение
к ребенку, создание фона заботливости
и внимания, обращения к нему по имени,
похвала его действий, предоставление
возможности проявить инициативу и поддержание
ее способствуют формированию активности
и адекватной самооценки.
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте
поощрение более эффективно, чем порицание.
Запрещение или порицание должно заканчиваться
положительным образцом действий.
Детям старшего дошкольного возраста
нужно обязательно давать возможность
реализовать свое намерение, даже если
оно может немного сбить график ребенка.
Уважение к его делу активизирует ориентацию
ребенка на самостоятельные действия.
Не всегда взрослому следует брать инициативу
в свои руки во избежание формирования
пассивности у старшего дошкольника.
Поддержка проявлений самостоятельности
– это важное условие формирования адекватной
самооценки детей старшего дошкольного
возраста. Появление инициативы у ребенка
и элементарного планирования, стремление
к получению задуманного результата являются
критерием проявления самостоятельности
у старших дошкольников, а вместе с этим
развития адекватной самооценки.
Поэтому педагогам и родителям необходимо
помогать ребенку активизировать интерес
к предметам, корректировать замысел,
оказывать помощь в его осуществлении.
Отметим, что старший дошкольник ждет
от взрослого конкретной, адекватной оценки,
поддержки своих замыслов. Оценка говорит
ребенку не только о правильности его
действий, но и о том, что его помнят, его
заметили, к нему относятся внимательно.
Действенность оценки определяется тем,
насколько она корректно сформулирована,
какова ее форма, содержание.
Немаловажно отметить, что для достижения
адекватной самооценки у детей старшего
дошкольного возраста необходимо в равной
степени отмечать успехи и неудачи и соответственно
их оценивать. Дети легко дифференцируют
то, что одобряется, и то, что порицается.
Они уверены в себе, что создает благоприятные
условия для развития адекватной самооценки.
Нежелательно поощрять преимущественно
успехи, положительные стороны, подчеркивание
даже самых незначительных достижений
у детей с завышенной самооценкой. Кроме
этого необходимо воздерживаться от несистематических
и случайных оценок, которые лишают детей
твердых ориентиров в деятельности и поведении.
Оценочная деятельность требует от взрослого
умения выражать доброжелательность в
обращениях к детям, аргументировать свои
требования и оценки с целью показать
необходимость первых, гибко использовать
оценки, без стереотипов, с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей
и положения ребенка в группе сверстников.
Необходимо смягчать негативную оценку,
сочетая с предвосхищающей положительной.
В старшем дошкольном возрасте также важно
сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично
и конструктивно указать на недостатки.
При выполнении указанных условий положительные
оценки усиливают одобряемые формы поведения,
расширяют инициативу детей. А отрицательные
соответствующим образом перестраивают
деятельность и поведение, ориентируют
на достижение требуемого результата.
Еще Ш. А. Амонашвили обращал вниманием
педагогов и родителей на то, что оценка
деятельности и поведения ребенка только
тогда играет позитивную роль в воспитании,
когда оценка результатов деятельности
отделена от оценки личности ребенка.
Только демонстрируя положительное отношение
к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует
тем самым у него уверенность в себе и
стремление к успеху; обращая его внимание
на ошибки в деятельности и неправильное
поведение, учит анализировать себя, контролировать
и правильно уценивать свои действия [26,
37].
Уважение к ребенку, бережное отношение
к его личности лежит в основе стратегии
позитивного оценивания. Использование
этой схемы педагогами и родителями при
оценке деятельности и поведения детей
старшего дошкольного возраста обеспечивает
формирование адекватной самооценки,
умения анализировать и контролировать
свои действия и поступки.
Ниже приведены стратегии позитивного
оценивания ребенка, необходимые для ознакомления
родителей и педагогов.
Основные стратегии позитивного оценивания
ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Положительная оценка ребенка как личности,
демонстрация доброжелательного к нему
отношения («Я знаю, ты очень старался»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении
задания, или нарушения норм поведения
(«Но сейчас ты поступил неправильно, ты
толкнул Машу»).
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого
поведения («Тебе показалось, что Маша
толкнула тебя специально, но она это сделала
не нарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов
исправления ошибок и допустимых в данной
ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него
все получится
(«он не будет больше толкать девочек»).
В процессе общения ребенок постоянно
получает обратную связь. Позитивная обратная
связь сообщает ребенку о том, что его
действия правильны и полезны. Таким образом,
ребенок убеждается в своей компетентности
и достоинствах.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры
положительного подкрепления, они ведут
к повышению самооценки, создают позитивный
образ Я.
Необходимо учить ребенка ставить реальные
цели и справляться с неудачами.
Для формирования правильного представления
старшего дошкольника о себе и способности
адекватно оценивать самого себя нами
были сформулированы для родителей и педагогов
ряд рекомендаций.
Общие рекомендации по формированию адекватной
самооценки и правильных представлений
о себе у детей старшего дошкольного возраста.
1) Оптимизация родительско-детских отношений.
Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере
любви, уважения, бережного отношения
к его индивидуальным особенностям, заинтересованности
в его делах и занятиях, уверенности в
его достижениях; вместе с тем – требовательности
и последовательности в воспитательных
воздействиях со стороны взрослых.
2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками.
Необходимо создать условия для полноценного
общения ребенка с другими детьми; если
у него возникают трудности в отношениях
с ними, нужно выяснить причину и помочь
дошкольнику приобрести уверенность в
коллективе сверстников.
3) Расширение и обогащение индивидуального
опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность
ребенка, чем больше возможностей для
активных самостоятельных действий, тем
больше у него возможностей для проверки
своих способностей и расширения представлений
о себе.
4) Развитие способности анализировать
свои переживания и результаты своих действий
и поступков. Всегда положительно оценивая
личность ребенка, необходимо вместе с
ним оценивать результаты его действий,
сравнивать с образцом, находить причины
трудностей и ошибок и способы их исправления.
При этом важно формировать у ребенка
уверенность, что он справится с трудностями,
добьется хороших успехов, у него все получится.
На формирование
адекватной самооценки ребенка, посещающего
детский сад, большое воздействие
оказывают воспитатели.
Для повышения уровня самооценки у детей
старшего дошкольного возраста педагогам
можно предложить проведение небольших
игр, упражнений и этюдов, направленных
на формирование позитивного отношения
ребенка к самому себе, другим людям, формирование
чувства близости с другими людьми, уменьшение
тревожности, снятие психоэмоционального
напряжения, развитие способности понимать
свое эмоциональное состояние (приложение
8).
Задача родителей и воспитателей заключается
в том, чтобы подготовить ребенка к этому
сложному периоду его жизни. Для этого
необходимо составить представление о
самооценке и уровне притязаний своего
ребенка, используя наблюдение.
Развитие адекватного уровня самооценки
в процессе взаимодействия с ребенком
осуществляется постоянно. Можно предлагать
ребенку посильные задания и осуществляя
при этом эмоциональную поддержку, похвалу
и одобрение. Это в большой степени будет
влиять на развитие адекватной самооценки
у ребенка.
Итоги главы 2
В ходе нашего исследования нами были
подобраны и проведены методики, направленные
на выявление психологических особенностей
личности, структурных компонентов самооценки,
изучение особенностей проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подвергались количественному
и качественному анализу, а также были
подвергнуты статистической обработке
с помощью компьютерной программы STATISTICA
6.0.
Нами были выбраны методы статистического
анализа: коэффициент ранговой корреляции
rs Спирмена, непараметрический T – критерий
Вилкоксона, критерий хи-квадрат Пирсона.
На основании проведенного эмпирического
исследования нами было установлено, что
имеются определенные особенности проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась,
нами была определена зависимость между
особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
и уровнем развития самооценки.
Нами было выявлено, что особенности проявления
самооценки различаются по некоторым
параметрам у детей с заниженной, адекватной
и высокой самооценкой.
Наиболее яркие особенности проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста чаще обнаруживались между заниженной
и высокой самооценкой, а также между адекватной
и высокой самооценкой.
Заключение
Сопоставляя результаты исследования
с выдвинутой предварительно рабочей
гипотезой, можно констатировать, что
главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены основные теоретические
подходы по проблеме развития самооценки
в зарубежной и отечественной психологии,
раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Кроме этого был осуществлен подбор методик
для исследования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста и применен в нашем
исследовании. Нами было организовано
эмпирическое исследование, направленное
на выявление особенностей проявления
самооценки у детей старшего дошкольного
возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение
о том, что существует определенная зависимость
между особенностями проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
и уровнем развития самооценки.
Отметим, что самооценка является одним
из основных новообразований дошкольного
возраста и развивается в старшем дошкольном
возрасте по основным направлениям:
- возрастает число качеств личности и
видов деятельности, которое оценивает
ребенок;
- самооценка от общей переходит к дифференцированной;
- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся
в указаниях на будущее.
Нами было выявлено, что особенности проявления
самооценки различаются по некоторым
критериям у детей с заниженной, адекватной
и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям
проявления самооценки по результатам
эмпирического исследования нами было
решено отнести: принятие инициативы в
игре, принятие предложений от других
детей игрового характера, самостоятельный
выбор ролей, характер выполнения ролей
в игре (главные, второстепенные), использование
критики по отношению к другим детям, их
исправление, частота конфликтности детей
и реакции на исправление их действий
со стороны окружающих людей (негативно
реагирует, спокойно реагирует).
Таким образом, нами была подтверждена
гипотеза исследования, о том, что существует
определенная зависимость между особенностями
проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста и уровнем ее развития.
Для развития адекватной самооценки у
детей старшего дошкольного возраста
нами были предложены рекомендации для
педагогов и родителей. Кроме этого были
подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие
повышению уровня самооценки, развитию
более адекватной самооценки.
Учитывая полученные эмпирические данные
можно проводить занятия с детьми старшего
дошкольного возраста по повышению самооценки
у большинства детей.
Литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.
– М., 1998.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития
детского самосознания. //Избр. психол.
труды. – М., 1980.
3. Анастази Б.Г. Психологическое тестирование.
– М., 1982. – Кн. 1.
4. Андреева Г.М. Социальная психология.
– М., 1999.
5. Белановская О.В. Диагностика и коррекция
самосознания дошкольников. – Минск, 2004.
6. Белобрыкина О.А. Влияние социального
окружения на развитие самооценки старших
дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина
// Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.
31– 38.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
– М., 1986.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. – М., 1968.
9. Болотова А.К. Развитие самосознания
личности: временной аспект // Вопросы
психологии. – 2006. – №.2. – С.116 – 126.
10. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития
самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные
технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.
11. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1.
– М., 2005.
12. Волков Б.С. Детская психология: Логические
схемы. – М., 2002.
13. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской
психологии: Учеб. пособ. для студ. пед.
ин-тов – М., 1991.
14. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В.
Психологическая готовность ребенка к
обучению в школе. – М., 2003.
15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И.
Возрастная и педагогическая психология.
– М., 2004.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую
психологию. – М., 1988.
17. Головин С.Ю. Словарь практического
психолога. – М., 1998.
18. Денисова Р. Рефлексия как механизм
личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное
воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.
19. Диагностика готовности к школе детей
шестилетнего возраста. – Астрахань 2004.
20. Захарова А. В. Психология формирования
самооценки. – Минск, 1993.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
– М., 2002.
22. Калинин С.И. Компьютерная обработка
данных для психологов. – СПб., 2002.
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика
и коррекция психического развития дошкольников.
– Минск, 1997.
24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее
самосознание. – М., 1984.
25. Костяк Т.В. Психологическая адаптация
ребенка в детском саду: учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. Заведений. –
М., 2008.
26. Крайг Г. Психология развития. – СПб.,
2002.
27. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический
анализ проблемных ситуаций, возникающих
в работе воспитателя детского сада. /
Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии.
– 1990. № 7. – С. 59 – 65.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика
ребенка. – М., 2001.
29. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы.
– М., 2002.
30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой
психологический словарь. – М., 2000.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. –
М., 1999.
32. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая
готовность ребенка к школе. – М., 2002.
33. Олпорт Г.В. Личность в психологии. –
СПб., 1998.
34. Панфилова М.А. Игротерапия общения.
М., 2000.
35. Практикум по возрастной психологии:
учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.
36. Практикум по возрастной и педагогической
психологии: учебное пособие / под ред.
А.И. Щербакова. – М., 1987.
37. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н.
Развитие социальной уверенности у дошкольников.
– М., 2003.
38. Психология детства: практикум: тесты,
методики для психологов, педагогов, родителей
/ под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.
39. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб.
пособ. для вузов. – СПб., 2004.
40. Психология человека от рождения до
смерти: младенчество, детство, юность,
взрослость, старость: полный курс психологии
развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005.
41.Рогов Е. И. Настольная книга практического
психолога в образовании: Учебное пособие.
– М., 1996.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
– СПб., 1999.
43. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться
к жалобам дошкольников в детском саду
/ А.Г. Рузская, Л.Н. Абрамова // Вопросы психологии.
– 1983. № 4. – С. 96 – 103.
44. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии
/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. –
№2. – С. 224 – 234.
45. Столин В.В. Самосознание личности. –
М., 1983.
46. Уманец Л.И. От самооценки в игре – к
познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное
воспитание. – 1983. – № 4. С. 20 – 21.
47. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых
отношениях дошкольников / Л.И. Уманец
// Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С.
61 – 67.
48. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум.
– М., 1999.
49. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной
психологии: Учеб. пособ. - М., 1998.
50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология
: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб.
завед. – М., 2001.
51. Фигдор Г. Детский сад с точки зрения
психоанализа / Фигдор Г. // Дошкольное
воспитание. – 2006. – № 12.
52. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое
счастье. – М., 2001.
53. Хьелл Лари А., Зиглер Д. Теория личности.
– СПб., 2001.
54. Чеснокова И.И. Проблема самосознания
в психологии. – М., 1977.
55. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная
самооценка как условие нравственного
воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон,
Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983.
- № 8. С. 55 – 61.
Приложение 1
Таблица 1. Данные по методике «Лесенка»
Щур В.Г.
№ п/п | Имя | Хороший В. | Ум В. | Здоровье В. | Красота В. | Доброта В. | Счастье В. | Смелость В. | Сила В. | Старание В. | Хороший Р. | Ум Р. | Здоровье Р. | Красота Р. | Доброта Р. | Счастье Р. | Смелость Р. | Сила Р. | Старание Р. | Хороший Д. | Ум Д. | Здоровье Д. | Красота Д. | Доброта Д. | Счастье Д. | Смелость Д. | Сила Д. | Старание Д. |
1 | Миша А. | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
2 | Катя А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Женя В. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
4 | Вова В. | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
5 | Лиза Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Юля И. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 6 |
7 | Лера К. | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 6 | 2 |
8 | Максим К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
9 | Лиза К. | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10 | Саша М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | Юля П. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12 | Надя С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | Виталий Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 6 |
14 | Вика К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 |
15 | Захра Х. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
16 | Лера Р. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 | Лиза Р. | 5 | 1 | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
18 | Алена А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
19 | Маша А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 |
20 | Аня Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
21 | Слава Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
22 | Лия Д. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
23 | Кристина Ж. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
24 | Ашот К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
25 | Диляра К. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
26 | Саша О. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 5 | 2 | 1 | 5 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
27 | Ваня П. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 |
28 | Дима Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
29 | Рубин Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
30 | Рома Ш. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
31 | Ярослав Ц. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
32 | Настя Ш. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
33 | Снежана О. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
|
Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Приложение
2
Таблица 2. Ранговая корреляция по Спирмену
по методике «Лесенка» В.Г. Щур.
№ п/п | Переменные | Коэффициент корреляции RS | Уровень значимости p-level |
1 | Хороший В. хороший Р. | 0,413 | 0,017 |
2 | Ум В. и ум Р. | 0,313 | 0,076 |
3 | Здоровье В. и здоровье Р. | 0,446 | 0,0061 |
4 | Здоровье Д. Здоровье Р. | 0,369 | 0,034 |
5 | Красота В. и красота Р. | 0,534 | 0,0013 |
6 | Доброта В. и доброта Р. | 0,453 | 0,00802 |
7 | Счастье В. и счастье Р. | 0,464 | 0,0065 |
8 | Сила В. и сила Р. | 0,4708 | 0,0056 |
9 | Сила Д. и сила Р. | 0,482 | 0,0044 |
10 | Смелость В. и смелость Р. | 0,896 | 0,000 |
11 | Смелость В. и смелость Д. | 0,3040 | 0,0853 |
12 | Смелость Д. и смелость Р. | 0,419 | 0,0015 |
13 | Старание В. и старание Р. | 0,4325 | 0,0119 |
14 | Старание В. и старание Д. | 0,3671 | 0,0355 |
Информация о работе Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста