Развитие сознания в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:37, курсовая работа

Описание

Первый этап правильно организованного воспитания - понимание детьми тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно выработать какое - либо качество, не добившись, прежде всего ясного понимания значения этого качества. Для формирования и развития взглядов, понятий, убеждений используются методы, общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения такого важного этапа воспитательного процесса как формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Методы убеждения формируют устойчивые убеждения, первоначальное знакомство происходит при знакомстве детей с первыми художественными произведениями: русскими народными сказками, потешками, стихами, произведениями К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого.
Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Содержание

1.Введение.
2.Развитие сознания в разных видах деятельности.
3.Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте.
4. Заключение.


ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Кур.Развитие созн. у дошкольн.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

    В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка  наметить стадии развития изобразительной  деятельности.

    - 9 -

    Итальянский психолог К.Риччи считал, что она  в своем развитии проходит два  этапа:  доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся  на несколько стадий.

    - Первая  стадия доизобразительного этапа  (по Г. Кершенштейнеру, К. Ричч и др.) - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. Примерно через шесть месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает кинестетически.

    Вторая  стадия этого этапа - стадия последующей  интерпретации (от 2-х до 3-х лет). На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей. Начинается переход от «мышления в движениях» к «образному мышлению».

    В целом на стадии рисования каракулей  наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии  и формы; овладевать моторной координацией; строить образное отражение окружающей действительности.

    Первую  стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны».

    Вторую  стадию составляют схематичные детские  рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

    В результате исследований Н. П. Сакулиной  и Е. А. Флериной была установлена  еще одна стадия в развитии детского рисования - рисование по наблюдению. По мнению Н. П. Сакулиной, для появления стадии образного рисунка большое значение имеет формирование навыков наблюдения объектов, а не техника.

    Н. П. Сакулина отмечает, что к 4-5 годам  выделяются два типа

    - 10 -

рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные  предметы (в них преимущественно  развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение  сюжета в рисунке дополняется  речью и приобретает игровой характер). Г. Гарднер пишет о «коммуникаторах» и «визуализаторах». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, в драматическое действие, в общение, вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимания на окружающей

    Это противопоставление можно проследить и дальше. Дети склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве. У них преобладает интерес к декорированию изображения, то есть, говоря более обобщенно, структурной стороне своих произведений.

    Какова  роль изобразительной деятельности в развитии сознания ребенка?

    По  мнению А. В. Запорожца, изобразительная  деятельное подобно игре, позволяет  более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок - одна из таких опор.

    Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный  блок, тормозящий его развитие. У  ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный

- 11 -

продукт - рисунок.

    В статье «Предыстория развития письменной речи» Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки - символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.

    Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и  рисование, совершается ребенком с  определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале («домик» из кубиков и «домик» на рисунке). Продукты изобразительной деятельности - не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать.

    Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.

    Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.

    - 12 -

    Еще одна функция детского рисунка - функция  экспрессивная. В рисунке ребенок  выражает свое отношение к действительности в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным, в рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

    Наконец, последнее. Излюбленный сюжет детских  рисунков - человек - центр всей детской жизни. Несмотря на то, что в изобразительной деятельности ребенок имеет дело с предметной действительностью, реальные отношения и здесь играют чрезвычайно важную роль. Однако эта деятельность недостаточно выводит ребенка в мир зрелых социальных отношений, в мир труда, в котором участвуют взрослые люди.

    Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой  ребенок взаимодействует, поэтому  единственная деятельность, которая  позволяет смоделировать эти  отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.

    Игра - ведущий тип деятельности ребенка  дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится  к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

    Что же составляет предмет этой деятельности? Это - взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

    - 13 -

    Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина.

    Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала  эмоционально, а затем интеллектуально  осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.

    Структура развернутой формы сюжетно-ролевой  игры такова:

    Единица, центр игры - роль, которую берет  на себя ребенок. Взяв на себя функцию  взрослого человека, ребенок воспроизводит  его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

    Игровые действия - это действия, свободные  от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

    В детской игре происходит перенос  значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают

- 14 -

неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Существовало  мнение, что в игре все может  быть всем (В. Штерн). Но, как считал Л. С Выготский, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос  значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

    Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование  от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

    Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной  схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

    Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила.

    Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

    К. Оталора проанализировала особенности  детских игр. Опираясь на концепцию  Д. Б Эльконина, она выявила наиболее характерные для детей разных возрастов игры:

    Игра-развлечение - игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель - развлечь, развеселить участников.

    Игра-упражнение - отсутствует сюжет, преобладают  физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько  раз подряд.

    Сюжетная  игра - есть игровые действия и воображаемая ситуация,

    - 15 -

    Процессуально-подражательная игра - воспроизведение действий или  ситуаций, которые ребенок наблюдает  в настоящий момент.

    Традиционная  игра - та, которая передается из поколения  в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.

    Работа  К. Оталора еще раз показывает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую  природу Среда выступает по отношению  к игре как источник ее развития. Не только сюжет и содержание игры ребенок заимствует из окружающей действительности. Сам характер игры, ее структура определяется обществом. Если в обществе существуют запреты на воспроизведение в игре функций взрослых и авторитетных личностей, то сюжетно-ролевая игра не развивается несмотря на то, что у ребенка формируются некоторые операциональнотехнические предпосылки игры, такие, например, как воображаемая ситуация, способность к замещению и др.

Информация о работе Развитие сознания в дошкольном возрасте