Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: процесс диагностики и коррекции развития воображения младших школьников на уроках английского языка.
В условиях учебной
деятельности к ребенку предъявляют
специальные требования, которые
побуждают его к произвольным
действиям воображения. Учитель
предлагает детям представить себе
ситуацию, в которой происходят некие
преобразования предметов, образов, знаков.
Эти учебные требования способствуют
развитию воображения, но они нуждаются
в подкреплении специальными орудиями.
Это могут бытреальные предметы, схемы,
макеты, знаки, графические образы. Воображение
так же играет ведущую роль при обучении
младших школьников иностранному языку.
Учащийся должен не только запомнить то,
что рассказывает учитель о других, неизвестных
ему странах, культурах, но и представить
себе предметы, пейзажи, людей, которых
он никогда не видел.
1.3 Возможности иностранного языка в развитии воображения.
Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения ими. В то же время, по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного предмета.
Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений.
Существенной характеристикой языка является то, что это форма существования сознания. Изучение иностранного языка способствует развитию различных психологических процессов, в том числе, воображения.
Под начальным
этапом обучения понимается
В начальной
школе у младших школьников
должны быть сформированы
Начальный
этап важен потому, что от того,
как идёт обучение на этом
этапе, зависит успех в
Теория раннего обучения иностранным языкам в России разрабатывалась еще в 70-е годы прошлого столетия. Целью раннего обучения иностранным языкам согласно различным программам являлось не только формирование речевых (коммуникативных) умений, но и знакомство ребенка с культурой носителей изучаемого языка, воспитание понимания своей принадлежности к международному сообществу, толерантного отношения к представителям другого этноса, а также развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал предмета, его межпредметный характер, позволяющий легко устанавливать и реализовывать связи с другими предметами: родным языком, предметами эстетического цикла, предметом "окружающий мир" и другими.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических. При этом, как показали специальные исследования, успешность формирования в начальной школе, например, лексических навыков может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения.
Таким образом, изучение английского языка в начальной школе является многосторонним, а также помогает и в изучении других предметов гуманитарного профиля, что делает учебный процесс более интересным. Но главное преимущество в изучении иностранного языка заключается в умении общаться, правильно и грамотно выстраивать свою речь, поэтому, если дети будут учиться этому с самых первых лет обучения в школе, это пойдет им только во благо.
Учитель
иностранного языка должен
Учитель
иностранного языка должен
Процесс обучения иностранному языку находится под влиянием идей таких психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, и педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Поэтому идея сотрудничества очень актуальна на современном этапе.
Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Таким образом, весь педагогический процесс рассматривается как «педагогика сотрудничества».
Проблема учета индивидуальных особенностей школьников является одной из центральных проблем при обучении учащихся иностранному языку.
Современная методика располагает значительным количеством различных подходов к созданию типологии упражнений (И.Л.Бим, С.Ф.Шаталов, Е.И.Пассов и др.).
В основу типологии
индивидуализированных
Адаптивные упражнения
могут быть двух видов. Упражнения первого
вида носят вспомогательный
Задача корректирующих упражнений, имеющих также вспомогательный характер, - способствовать ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в подготовке по иностранному языку и доразвитие отдельных психических процессов и свойств личности, особо важных для успешного овладения иностранным языком. Корректирующим упражнением может стать любое упражнение, если его основной целью является развитие навыков и умений, которые должны быть сформированы у школьников ранее.
Совершенствующие упражнения предусматривают шлифовку всех компонентов психологической структуры личности школьника и формирование его индивидуальности. В методическом плане индивидуальность учащихся проявляется в характере выполнения ими заданий. Упражнение можно назвать совершенствующим, если соблюдаются следующие условия: 1)оно способствует целенаправленному развитию личностной сферы учащегося; 2)отвечает уровню его подготовки; 3)обеспечивает условия для создания речемыслительной задачи и 4)формирует индивидуальный стиль деятельности.
Необходимо, однако,
сказать, что такое разделение индивидуализированных
упражнений на типы в практике работы
носит условный характер, так как упражнения
тесно взаимосвязаны и любое упражнение
в большей или меньшей степени является
совершенствующим. Все типы упражнений
должны использоваться при обучении как
языковому материалу, так и различным
видам речевой деятельности. Выполнение
таких упражнений могло бы привести к
более полному обеспечению практической,
воспитательной, образовательной и развивающей
целей обучения иностранному языку.
1.4 Игра как метод обучения и способ развития воображения на уроках иностранного языка.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а так же если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Одним из ведущих методов является использование игр и игровых форм организации учебной деятельности и других способов организации уроков. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" . Наряду с Сухомлинским огромное значение игровой деятельности отмечали В. В. Давыдов, А. С. Макаренко, С. А. Смирнов, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин. Поэтому очень важно рассмотреть игру, как метод обучения, так и метод стимулирования познавательной деятельности, при этом проанализировать не только теорию, но и практику проведения игр, а так же принять во внимание, что включение отдельных игр позволяет повысить интерес к предмету, научить взаимодействию детей в коллективе.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Надо иметь ввиду основные принципы организации игры:
1. Свободное
и добровольное включение
2. Дети должны
хорошо понимать смысл и
3. Смысл игровых
действий должен совпадать со
смыслом и г содержанием
4. В игре дети
должны руководствоваться
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
Информация о работе Развитие воображения детей на уроках английского языка