Развитие воображения детей на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: процесс диагностики и коррекции развития воображения младших школьников на уроках английского языка.

Работа состоит из  1 файл

психология курсовая.doc

— 890.50 Кб (Скачать документ)

24 человека(3 а,  б)

 
 

14 человек(4 а) 

Условные обозначения:

   высокий  уровень

  средний  уровень

  низкий уровень 
 

   Результаты  тестов позволяют заметить определённые  тенденции. Во-первых, можно отметить, что с возрастом число детей  с низким уровнем развития  воображения уменьшается. Во-вторых, увеличивается число детей со средним уровнем развития воображения. В-третьих, число детей с высоким уровнем развития воображения очень невелико как во 2 классе, так и в более старших классах начальной школы. Это свидетельствует о том, что неординарным, одарённым детям не уделяется достаточно внимания.

   Показатели  класса, а также индивидуальные  показатели каждого ребёнка учитываются,  фиксируются и осмысливаются учителем в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка в начальной школе.

   Далее  я хотела бы остановиться на  различных играх и других видах  деятельности, которые можно использовать  на уроках английского языка  в начальной школе. Все эти  виды деятельности способствуют  развитию воображения и использованию воображения для успешного изучения английского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Содержание занятий по развитию воображения.

   В начальной  школе (2 класс) дети очень любят  так называемый художественный  диктант. Запас слов учащихся  в это время невелик. Им известны некоторые имена существительные, а также прилагательные, обозначающие цвет. Детям предлагается слушать учителя и рисовать в тетрадях то, что учитель называет. Например,

a grey cat                              a green book                               a blue pen

                                        
 

a white ball                          a brown bag                                 a black dog

                          

a red pencil                         a yellow cap                                 a pink rose 

                               
 
 

   Потом работы учащихся проверяются, возможна взаимопроверка (учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями).  

      Игры:

    а) «Нарисуй монстра» (“Draw a monster”).

    Детям предлагается разделиться на группы по 3 человека. Каждая группа получает задание нарисовать некое существо. Один учащийся рисует голову и часть шеи, заворачивает свой рисунок так, чтобы другим не было видно, и передаёт его следующему участнику игры. Тот к шее пририсовывает туловище и, завернув свою часть рисунка, передаёт третьему ребёнку, от которого требуется пририсовать ноги. Потом рисунок разворачивается, и все дети видят смешного или страшного монстра.  
     
     
     
     

                      

    Такую игру целесообразно  проводить после изучения темы «Строение человека и животного». Надо предложить детям описать монстра. Эта игра хороша тем, что в непринуждённой, весёлой обстановке дети развивают воображение, память и речь.

    б) «да –  нет» (“yes – no”).

    Воображение необходимо и для игры “yes – no”. Один ребёнок выходит из класса, а другие дети загадывают какое-нибудь слово, например, elephant (слон). Ребёнок возвращается и задаёт одноклассникам вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет», для того, чтобы угадать, какое слово дети загадали. Происходит примерно такой диалог:

    - Is it a man?

    - No.

    - Is it an animal?

    - Yes.

    - Does it live in Russia?

    - No.

    - Is it big?

    - Yes.

    - Does it eat meat?

    - No.

    - Is it a giraffe?

    - No.

    - Is it an elephant?

    - Yes.

  Такая работа  интересна детям, позволяет повторить лексику по разным темам, построение общего вопроса. Чем меньше вопросов задаст ребёнок другим участникам игры, чем быстрее угадает предмет, тем лучше у него развито воображение.

в) Имитация.

При изучении английского  языка очень важно уделять внимание правильному произношению. Воображение помогает детям успешно усваивать фонетический материал. Учитель может предложить детям игру «Имитация» после изучения ряда согласных звуков. Например, учитель показывает детям изображение пчелы, а дети произносят звук, издаваемый пчелой: [z]. Или показывает изображение змеи, а дети произносят звук: [  ]. Показывает изображение тигра, а дети произносят звук: [r]. В дальнейшем, по мере изучения новой лексики, игру можно усложнить: дети слышат звуки, издаваемые предметом, и называют этот предмет. 
 
 
 
 
 
 

г) Составление рассказа по иллюстрации

Составление рассказа по иллюстрации– интересный и полезный вид деятельности на уроках иностранного языка. Он стимулирует развитие воображения и речи. Для младших школьников надо подбирать яркие , красочные иллюстрации таким образом, чтобы четко прослеживался сюжет. На иллюстрации могут быть изображены люди, животные, сказочные персонажи. Дети обязательно должны описать тех, кто изображен на иллюстрации, сказать, что они делают, предложить, что будет дальше. Учитель при подготовке иллюстрации должен продумать работу так, чтобы проверить, как дети усвоили новую лексику, грамматический материал.

             «Doctor Powder Pill» 

 

Очень важно  учить детей сочинять небольшие стихи на английском языке. Этот вид деятельности развивает воображение и творческие способности учащихся младших классов.

Детей можно  познакомить с таким интересным явлением в поэзии, как лимерик(limerick). Лимерик был придуман английским писателем 19 в. Эдвардом Лиром. Лимерик- это стих-бессмыслица, состоящий из пяти строк. Характерной чертой лимерика является то, что в нем рифмуются строки: 1, 2 и 5,- одна рифма (а), а строки 3 и 4- другая рифма(b). Начинается лимерик обычно со слов “There was once…” (жил-был). Вторая строчка, как правило, начинается со слова “who” (который). Прежде, чем предлагать детям сочинять лимерики самостоятельно, следует рассмотреть известные лимерики, обращая внимание на их построение и рифму. Пары рифмующихся слов можно выписать на доске. Так как лимерик- смешное, нелепое, бессмысленное стихотворение, которое сочиняют просто для развлечения, логики повествования требовать не надо. Дети с удовольствием сами сочиняют эти стихи, оформляют свои работы, делают презентации.

Примеры лимериков: 

  1. There was once a girl in the house

          Who had a nice little mouse

          She called the mouse star

          And kept it in a jar

          But the mouse ran away from the house 

  1. There was once a doctor- so lazy

    He didn’t cure the crazy

    And so every day

    Crazy man ran away

         From the hospital for the crazy 

    Придумывание  окончания сказки или истории- тоже очень интересный вид деятельности на уроках английского языка, способствующий развитию воображения младших школьников. 

    Детям, заканчивающим начальную школу, имеющим достаточно большой запас слов, также знание грамматического материала, можно предложить придумать окончание сказки или рассказа. Каждому ученику или группе учеников дается какой-то незаконченный сюжет. Дети сами придумывают, чем эта история может закончиться. Оценивается количество вариантов, их логичность и оригинальность.

    Пример: One day Jane saw a little dog in the street. The dog was alone and very unhappy. Jane liked the dog very much. She was sorry for it. Jane took the dog home. But mom said: “No, no, no. I hate dogs. It will not stay at our flat. We’ll take it to the village to granny.” Jane did not like the idea. She wanted to have a pet. So… 
     

    Требуют развития воображения и способствуют его  развитию ролевые игры на уроках английского языка. Дети работают в парах или в группах. Каждой паре или группе предлагается определенная жизненная ситуация. Дети могут распределить роли на свое усмотрение и подготовить диалоги или полилоги. Потом учащиеся выступают перед классом, показывают свои сюжеты. Оценивается владение английским языком, эмоциональность, соответствие высказывания заданным условиям.  

    Вовлечение  младших школьников в драматизацию очень способствует развитию их воображения. Как правило, в репертуар для  начальной школы входят сказки, например те, которые дети изучают на уроках внеклассного чтения.(“Cinderella”, The Princess and the Frog”). От учителя требуется подобрать произведение интересное, понятное и доступное для детей данного класса, вдумчиво подойти к написанию сценария. Распределение ролей можно предложить самим учащимся. Зачастую неожиданные решения оказываются самыми удачными. Подготовка к спектаклю- дело очень сложное и ответственное. Но надо отметить, что это дело также очень благодарное. Помимо безусловного воспитательного и обучающего значения, оно способствует развитию воображения и творческого потенциала младших школьников. 
     
     
     
     
     

    2.5. Повторная диагностика развития воображения младших школьников. 

    23 человека(2 а,  б)

     

    24 человека(3 а,  б)

     
     
     
     
     

    14 человек(4 а,  б) 

Условные обозначения:

   высокий  уровень

  средний  уровень

  низкий уровень 
 
 

    Результаты  новых тестов позволяют сделать вывод о том, что число детей с высоким и средним уровнем воображения увеличилось. Чем старше дети, тем больше заметна эта тенденция. Можно сделать вывод о том, что разнообразные занятия способствовали развитию воображения младших школьников. А это, в свою очередь, позволило детям добиться больших успехов в изучении английского языка. 
     
     

     

          Вывод 

    В процессе проведения исследования на базе ГОУ СОШ № 336 передо мной стояла задача выявить условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка, разработать задания на развитие воображения. Я изучила идеи психологов и педагогов о преимуществах раннего обучения иностранному языку, о путях развития воображения младшего школьника.

    Осмыслив теоретический  материал и результаты исследования, я пришла к выводу, о том, что идея раннего обучения иностранному языку является прогрессивной, а также, что целенаправленное развитие воображения младших школьников позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

    Исходя из возрастных особенностей учащихся,  я разработала и провела серию заданий и упражнений на развитие воображения у детей. Заинтересованность учащихся и позитивный настрой способствовали развитию воображения и творческой активности. В таких условиях учебный материал усваивается лучше, каждый урок становится более эффективным.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Библиография 

Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход - М.: Знание, 2002. – 56 с.

Альтшуллер Г.С. Развитие творческого воображения  – 1997. – № 1. – С. 3-24.

Ариян М.А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. – С. 3-11.

Богоявленская Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999. - № 2. - С. 25-38.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной  школе // Иностранные языки в школе. – 2000. -№ 6. – С. 49.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение 1991.

Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика,2000. - 213с.

Информация о работе Развитие воображения детей на уроках английского языка