Развитие воображения детей на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: процесс диагностики и коррекции развития воображения младших школьников на уроках английского языка.

Работа состоит из  1 файл

психология курсовая.doc

— 890.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Иностранный язык как одно из средств общения и  познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Обучение иностранному языку связано с развитием, как  мышления, так и с эмоциями и другими сферами личности. В методической литературе последних лет по обучению иностранным языкам подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональной сфер личности учащегося при изучении им иностранного языка.

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение  на изучаемом языке, и связано  с развитием воображения.

Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи.

Обучение английскому  языку может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей  целей, тесно взаимосвязанных между  собой, при этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности обучаемых.

Актуальность  исследования обусловлена противоречиями между необходимостью развития воображения младших школьников на уроках иностранного языка и недостаточным уровнем его развития у многих учащихся; между возможностями учителя в развитии воображения младшего школьника на уроках английского языка и недостаточной реализацией этих возможностей.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка.

Объект  исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования: процесс диагностики и коррекции развития воображения младших школьников на уроках английского языка.

Гипотеза исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка будет  успешным при выполнении следующих  условий:

- учет особенностей младших школьников;

- подбор специальных заданий и упражнений.

Задачи  исследования:

- анализ литературы, освещающий психологические, педагогические и методические аспекты данного вопроса;

- выявление возрастных  особенностей развития воображения младших школьников;

- разработка  и апробация заданий на развитие  воображения на уроках английского  языка.

Методы  исследования: 1) теоретические: анализ литературы; 2) эмпирические: анализ продуктов деятельности, тесты.

База  исследования: ГОУ СОШ №336 ЮВАО г. Москвы

Практическое  значение: Данное исследование позволяет выявить особенности развития воображения младших школьников и разработать пути развития воображения на уроках английского языка. 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая часть. Теоретические основы развития воображения.

      1.1 Определение  воображения

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

    вычленения  из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы  каменного орудия как пригодной  для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

    изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными  и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

    соединения  в своем воображении вычлененных  из разных объектов их частей или элементов  и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего  ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык  у ассирийцев, кентавр у древних греков);

    конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение  этого орудия свойствами поражения  цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

    мысленного  усиления какого-либо свойства или  качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого  значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

    переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

    мысленного  ослабления какого-либо свойства или  качества предмета, в более сильной  степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

    создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных  объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои  Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные следовые процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

   Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное  воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

-ярким, живым,  конкретным характером, со многими  деталями и частностями;

    -слабой выраженностью  конкретных путей к осуществлению  мечты, воображением этих путей  и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

    -эмоциональной  насыщенностью образа, его привлекательностью  для мечтающей личности;

    -стремлением  соединить мечты с чувством  уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к  претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее  воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Воображение  и развитие речи и творческих способностей детей.

    Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как это установлено, знаменует собой и задержку развития воображения...

Речь освобождает  ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.

При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Дальнейшие исследования показали, что не только речь, но и  дальнейшие шаги жизни ребенка служат развитию его воображения; такую  роль играет, например, школа, где ребенок  может кропотливо обдумывать в воображаемой форме, прежде чем что-то сделать. Это, несомненно, лежит в основе того, что именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности в собственном смысле этого слова, т.е. возможности и способности более или менее сознательно отдаваться известным умственным построениям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением. Наконец, образование понятий, которое знаменует собой наступление переходного возраста, является чрезвычайно важным фактором в развитии самых разнообразных, самых сложных сочетаний, соединений и связей, которые уже в понятийном мышлении подростка могут установиться между отдельными элементами опыта. Иначе говоря, мы видим, что не только самое появление речи, но и важнейшие узловые моменты в развитии речи являются в го же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Таким образом, фактические исследования не только не подтверждают того факта, что детское  воображение является формой бессловесной аутистической, ненаправленной мысли, но, наоборот, они на каждом шагу показывают, что ход развития детского воображения, как и ход развития других высших психических функций, существенным образом связан с речью ребенка, с основной психологической формой его обращения с окружающими, т.е. с основной формой коллективной социальной деятельности детского сознания... 

   Развитие творческих способностей напрямую связано с развитием воображения.

Воображение в  жизни ребенка играет большую  роль, чем в жизни взрослого  человека. Воображение

важно для общего развития школьника, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Информация о работе Развитие воображения детей на уроках английского языка