Развитие воображения детей на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: развитие воображения младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: процесс диагностики и коррекции развития воображения младших школьников на уроках английского языка.

Работа состоит из  1 файл

психология курсовая.doc

— 890.50 Кб (Скачать документ)

7. Игру нужно  организовывать и направлять, при  необходимости сдерживать, но не  подавлять, обеспечивать каждому  участнику возможность проявления инициативы.

8. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

9. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Остановимся на ролевой игре, так как этот вид  игр особенно эффективен для развития воображения.

К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте  диалог» занимают прочное место  в арсенале методических приемов, так  как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смысла текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала. Однако в драматизации присутствуют лишь некоторые возможности ролевой игры. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила названия «теория ролей», разработанной социологами и социопсихологами.  
 

Ролевая игра –  это речевая, игровая и учебная  деятельности одновременно. С точки  зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые  реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно  отнести к обучающим играм, поскольку  она в значительной степени определяет выбор языков средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявит инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует  у школьников способность сыграть  роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки  своего контекста деятельности и  расширить его. Тем самым реализует  компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном  процессе по иностранному языку следующие функции: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются эти функции в учебном процессе.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

- ролевую игру  можно рассматривать как самую  точную модель общения, так  как она подражает действительности  в самых существенных чертах  и в ней, как и в жизни  переплетается речевое и неречевое  поведение партнеров;

- ролевая игра  обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана;

- ролевая игра  предполагает усиление личностной  сопричастности ко всему происходящему.  Ученик входит в ситуацию, хотя  инее через собственное «Я»,  но через «Я» соответствующей  роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;

- ролевая игра  способствует расширению ассоциативной  базы при усвоении языкового  материала, так как учебная  ситуация строится по типу  театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности;

- ролевая игра  способствует формированию учебного  сотрудничества и партнерства.  Ведь ее исполнение предполагает  охват группы учащихся, которые  должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру;

- ролевая игра  имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной  форме, знакомятся с технологией  театра. Учитель должен побуждать  их заботиться о простом реквизите.  Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как  средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным структура детской ролевой игры, в которую входят:

1) роли, которые  берут на себя дети;

2) игровые действия  и поступки, посредством которых  дети реализуют взятые на себя роли;

3) игровое употребление  предметов;

4) реальные отношения  между детьми (реплики, замечания,  регулирующие игру).

По сравнению  со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура  обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для учащихся и учителей. 
 

Преимущества  использования ролевой игры:

1) максимальная  активность обучаемых. Все учащиеся  принимают участие в игре, тесно  взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые партнеры  определяются в игре не только  по желанию преподавателя, но  и произвольно;

3) учащиеся имеют  возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке;

4) на уроке  царит атмосфера интереса и  дисциплины: умственная и физическая  активность; сосредоточенность и  интерес.

Недостатки использования  ролевой игры:

1) до сих пор  не существует разработанных  комплексов упражнений, которые  бы четко определяли:

- целевое назначение  игр;

- их количество  и качество;

2) использование  ролевой игры в процессе обучения  иностранному языку нецеленаправленно и бессистемно;

3) игра используется  в основном как развлекательный  момент на уроке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Практическая  часть. Эмпирические исследования развития воображения на уроках английского языка.

2.1. Диагностика развития воображения младших школьников (начальный уровень).

  Учителю  очень важно провести диагностику  уровня развития воображения учащихся прежде, чем планировать работу в данном классе.

   Воображение  помогает детям успешно усваивать  учебный материал по любому  предмету, по английскому языку,  в частности. Дети с хорошо  развитым воображением лучше  запоминают новую лексику, хорошо составляют рассказы по иллюстрациям или на заданную тему, усваивают фонетический и грамматический материал.

   О развитии  воображения младших школьников  можно судить по индивидуальным  беседам с детьми, а также по  специальным тестам. К сожалению, и в том, и в другом случае и результаты тестов и их интерпретация носят субъективный характер.

   Для диагностики  уровня развития воображения  младших школьников психологи  предлагают использовать следующие  тесты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Описание тестов на выявление развития воображения у младших школьников.

  1. Разгадывание ахроматических чернильных пятен. (Модификация теста Роршаха).

    Берётся 10 небольших  листов бумаги, на каждый наносится  чернильная капля. Затем лист складывается. Потом лист разворачивается. На каждом листе появляется пятно. Детям предлагается сказать, на что похожа каждая из фигур. Учитель фиксирует число оригинальных неповторяемых ответов.

  1. Тесты Тейлора для определения оригинальности.

    Учитель предлагает детям лист, на котором изображены 20 одинаковых геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников). Детям предлагается каждую из фигур дорисовать таким образом, чтобы получился какой-то предмет. Учитель при оценке результатов учитывает количество разных вариантов и их оригинальность.  
     
     
     

                     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Преподаватели английского языка очень заинтересованы в том, чтобы дети запоминали как  можно больше новых слов. И диагностировать, и развивать воображение младших  школьников помогает следующий тест, основанный на методе свободных ассоциаций в интерпретации Д. Принс.

    Слово на иностранном  языке ассоциируется с его  переводом и рисуется картинка в  воображении. Например, английское слово  “cup” (чашка) напоминает слово «капать»: в чашку из чайника или из самовара капает вода.

    Учитель зачитывает учащимся 10 слов на английском языке  и переводит их. Через 15-20 минут  он спрашивает детей, какие слова  они запомнили. Если картинка рисовалась в воображении, то слова запоминаются на 100%.

  1. Есть ещё один интересный тест, который с успехом можно применить в начальной школе. Детям предлагается поговорить на тему: «а что, если…», рассмотрев различные фантастические ситуации:

    - всегда шёл  бы дождь;

    - люди не  нуждались бы во сне.

      Учитель, проводящий данный тест, учитывает количество и оригинальность ответов.

   На основании  выше перечисленных тестов учитель  может сделать вывод об уровне  развития воображения младших  школьников, выработать пути дальнейшего  развития воображения, спланировать  учебную деятельность, основанную на использовании воображения. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Результаты  тестов и выводы из них.

  На основании  тестов, которые были проведены среди учащихся, изучающих английский язык во 2, 3 и 4 классах, можно было сделать вывод об уровне развития воображения у этих детей (высокий; средний; низкий). Исходя из данной информации учитель планирует свою работу в каждом конкретном классе. 

23 человека(2 а,  б)

Информация о работе Развитие воображения детей на уроках английского языка