Развитие воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Работа состоит из  1 файл

70803з_КовалевичЮА.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

 

       
 
 
ВВЕДЕНИЕ

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

     Однако  феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти не известно именно о механизме воображения,  
в том числе о его анатомофизиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

     В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом  
и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное  
и непреднамеренное воображение.

     Учитывая  самостоятельность и оригинальность образов, говорят  
о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих описанию. Воображение дошкольника отличается  от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще не достаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

     В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности.  
В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативные, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

     Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но  
и представления, выраженные в слове.

     Целенаправленное  развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы  и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает  
с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

     Позже произвольность воображения проявляется  в индивидуальной  деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

     Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти  в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление.  
Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано.

     Мышление  обеспечивает избирательность в  преобразовании впечатления, а воображение  дополняет, конкретизирует процессы мыслительного  решения задач, позволяет преодолеть стереотипы и решение  интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

     Творческий  характер зависит от того, в какой  мере дети владеют способами преобразований впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутную ситуацию.

     В изобразительном творчестве дети создают  фантастические образы сначала с  помощью элементарных приемов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

     Освоение  приемов и средств создания образов  приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое  
в объекте.

     Образы  воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

     Актуальность  темы

     Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей или развитие воображения средствами изобразительного искусства детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

     Как показали исследования Я. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого  
и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуют саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

     Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

     Проблема  исследования

     Воображение и фантазия-это важнейшая сторона  жизни ребенка. Усвоить какую-то программу без воображения невозможно. Оно является высшей  
и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

     Объект  исследования

     Объектом  исследования являются дети дошкольного  возраста ДОУ.

     Предмет исследования

     Организация работы по развитию воображения средствами изобразительного искусства детей  дошкольного возраста.

     Цель  работы.

     Изучить особенности и возможности развития и активизации воображения средствами изобразительного искусства детей дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования

     Развитие  воображения средствами изобразительного искусства происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидактическая игра.

     Задачи  исследования.

     - раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

     - определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения, разработать комплексную методику диагностики и развития воображения детей средствами изобразительного искусства детей дошкольного возраста;

     - определить возможные пути развития воображения средствами изоискусства детей в процессе изодеятельности;

     - провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов  
и средств для развития воображения средствами изоискусства детей дошкольного возраста;

     - разработать рекомендации по развитию воображения средствами изоискусства детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте

     1.1. Понятие о воображении

     Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган, комбинирующий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением  старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только.1 постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество [Выготский Л. С. Педагогическая психология.]

     ’’Всякое  изобретение, — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений’’.

     Воображение — не действительность, но оно не может без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

     Воображение порождает замысел, то есть представление о будущем творении. И когда человек приступает к будущей работе, он ’’видит’’ цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает ’’образ’’ того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

     В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Я. С. Выгодский отмечал, что ‘’Воображение не повторяет в тех же сочинениях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение ‘’нового’’ в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением’.

     ‘’Воображение, — пишет С. П. Рубинштейн, — связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое’’ И далее’’ Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображении — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме. [ Рубинштейн].

     ‘’Основной признак процесса воображения, — пишет Е. И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления’’.

Информация о работе Развитие воображения у дошкольников