Развитие воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Работа состоит из  1 файл

70803з_КовалевичЮА.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     Конечный  источник операций воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

     1.5.Механизм творческого воображения

     Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процесс переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

     На  этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизуется  во внешних образах. Будучи воплощено  вовне, принявши материальное воплощение, это, ‘’кристаллизованное’’ воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

     Таким образом, продукты воображения в  своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

     Наконец воплотившись, они снова вернулись  к реальности, но вернувшись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

     То, что ребенок видит и слышит, является таким образом, первыми  опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия.

     Всякое  впечатление представляет из себя сложное  целое, состоящее из множества отдельных  частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное как бы рассекается: одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.      18

     За  процессом диссоциации следует  процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшение отдельных элементов впечатлений.      

     Следующим моментом в составе процесса воображения является ассоциация, то есть, объединение диссоциированных и измененных элементов. [Дьяченко О. М.’’Пути активизации воображения дошкольников ]

     Глава 2. Особенности воображения детей

     2.1. Особенности и  этапы развития творческого воображения дошкольников

     Творческое  воображение зависит от многих факторов; возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа “Я “;  особенности коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

     -Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В тоже время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой не имеются сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведения взрослого человека, а ведь это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. [Выготский вообр. И творч. С.26-27]

     Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

     Детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла. Юность — сочетание вымысла и деятельности, ‘‘трезвого расчетливого рассудка’’; Зрелость — подчинение воображения уму интеллекту.

     Воображение у ребенка развивается довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но она занимает больше места в  его жизни. [Рунш с 34].

     Каковы  же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

     Известный психолог Д. Б. Элькольнин выделил этапы развития воображения в дошкольном возрасте.

     На  первом этапе развития воображения (3-4года) необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы, что-то домысливать и воображать. Если же ребенок находится в ситуации, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях, то это препятствует развитию творческого начала и воображения. Таким образом, этот этап диктует особые требования к предметному окружению дошкольника.

     Если  мы хотим, чтобы малыш постигал предметный мир и первые социальные нормативы, то взрослый или другой ребенок должны для него быть не образцами, не примерами для подражания, а скорее ‘’образцами наоборот’’. Только тогда он не просто запомнит и старательно повторит, что ему велели, а самостоятельно ‘’откроет для себя’’ значение и функции вещей, постигнет логику человеческих отношений. Это очень важная стадия  развития общения ребенка со взрослым и сверстниками — тот своеобразный фундамент, без которого дошкольник не овладеет основами коллективной деятельности.

     Таким образом, развитие воображения на первом уровне связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условиями которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий.

     Похожая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения. Однако здесь предметы уже не являются условием и сутью задач на воображение, скорее, они выступают в роли пускового механизма, способствующего разворачиванию процессов воображения и детского творчества. Развитие воображения на этом этапе предусматривают организацию уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Этот опыт предполагает такое руководство, при котором субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Другой очень важной особенностью этого этапа является демонстративно уважительное отношение к личности дошкольника. Ребенка не просто уважают, с ним считаются, окружающие ему это всячески демонстрируют, так как без этого, он не сможет не только приобретать собственный опыт, но и перейти  к следующему этапу развития воображения.

     Специфика третьего этапа (6-7 лет) развития воображения — наличие определенной внутренней роли и позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета и замысла.

     Таким образом, развитие воображения в  дошкольном возрасте можно представить  как движение от предметной ситуации к возникновению у ребенка особой позиции. При соотношении воображения и реальной деятельности. Если на начальных этапах малыш осмысливает уже готовое, то есть логика идет от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения характеризует обратной направленностью: замысел — предметная реализация.

     Второе  условие предполагает организацию  такой деятельности, которая не была бы жестко задана и нормирована, которая предоставляла бы независимость и инициативу, отвечала бы всем требованиям самостоятельности ребенка [Е.Е. Кравцова Разбуди в ребенке волшебника — Москва:“просвещение “ 1996 27 — 30].

     2.2. Игра и развитие воображения в дошкольном возрасте

     Игра  очень тесно связана с развитием воображения.

     В современной психологии имеется  три подхода к решению этой проблемы. Согласно одному из них воображение является исходным моментом любой игры, чтобы развивать игру надо развивать воображение, воздействовать на его компоненты, следовать логике наоборот, воображение считают главным итогом игры. С этих позиций, развитие воображения  должно идти только в русле развития игры, и логика этого формирования связана лишь с логикой смены форм игровой деятельности. Третий подход к решению этого вопроса – своеобразный компромисс, по которому не игра источник  воображения и есть игра. В частности, Л. С. Выготский писал, что воображение это есть игра.

     Самый первый вид игры, возникающий у  дошкольников, — это режиссерская игра. Центральным моментом этой игры является событийная сторона. Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют. Ребенок, действуя с каким-то абстрактным предметом или мелкой игрушкой, создает вокруг них целостную ситуацию.

     Таким образом, возникновение режиссерской игры связано с наличием у ребенка  определенного уровня развития воображения, которое у маленьких детей (3-4 лет ) предполагает какие-то другие, неигровые  пути формирования.

     В образно — ролевой игре (4-5лет) центральным моментом является исполнение какой — либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. На основе своего опыта, в результате многочисленных наблюдений ребенок выделяет специфические черты окружающих его вещей и переносит их на себя, становясь то машиной, то паровозом. В образно — ролевой игре второй вид взаимоотношений игры и воображения. В данном случае воображение является итогом игры.

     Третий  вид игры — сюжетно-ролевая игра. Здесь игра и есть воображение, действительно, беря на себя ту или иную роль, выполняя действия по ходу игры, широко используя, предметы-заместители или даже воображаемые предметы, ребенок здесь проявляет свое воображение. Жизнь в игровой ситуации, подчинение себя и своих действий ее смыслу дает детям возможность фантазировать и воображать. Условия развития сюжетно-ролевой игры детей 5-6 лет и будут условиями развития воображения ребенка.

     Четвертый вид игры — игра с правилами она является логическим продолжением сюжетно-ролевой игры, несмотря на их внешнюю непохожесть . В основе игры с правилами лежит воображаемая ситуация. Именно она позволяет ребенку осмыслить предложенные правила, присвоить их и следовать им. И в данной игре воображение является истоком игры. Завершающая этот ряд режиссерская игра старших дошкольников имеет с воображением ту же связь, что и ее начальная форма и предшествующая ей игра с правилами.

     При анализе разных видов игр прослеживаются все три взаимосвязи, существующие между воображением и игрой. Их особенности и будут диктовать стратегию и тактику развития воображения на каждом возрастном этапе. Все виды игр, связаны с воображением всеми тремя выделенными путями, но каждая из них имеет свою основную связь, которую мы должны учитывать, стремясь к правильному развитию детского воображения.

     Итак, вычленив компоненты воображения, установлена  логика развития игровой деятельности и обнаружена взаимосвязь воображения  и игры на разных этапах дошкольного  возраста. [ Е.Е. Кравцова с.54-57 ].

     2.3. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

     Вот уже почти столетие детское рисование  вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения , способствующие всестороннему развитию детей. [ильина диогн. Вообр  Григорьева].

     Так что же такое “изобразительная деятельность’’, или, другими словами, рисование? Прежде всего — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, сочинять и воображать.

     Подражая  действием взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашом и бумагой, создавая каракули. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих  каракуль с предметами и специально создает воображаемые предметы (объекты). Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок “видит “ дядю, тетю и т. д. Постепенно такое изображение его не удовлетворяет и он начинает искать новые графические образы.  Появляются “головоноги’’ Значительный  скачок в развитии происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается  нарисовать. Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте 5-8 лет, когда дети рисуют непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле Рисование, как игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Информация о работе Развитие воображения у дошкольников