Развитие воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Работа состоит из  1 файл

70803з_КовалевичЮА.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического внимания со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представление ребенка об окружающем мире, а не сводится к “навязыванию’’ ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомится с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе  новых. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если эту работу не проводить, то воображение будет отставать в развитии. (В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться неготовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения).

     Глава 3.Экспериментальная часть

     Итак, развивая воображение с раннего  детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность  к творчеству, но и формируем личность ребенка.

     Одной из задач опытно- экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали  старшие дошкольники, в возрасте от 5 до 6 лет, две группы. В одной группе дети в количестве 15 человек, в другой .

     Опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С этой целью  использовались две методики, первая методика Е. Торренса ”Неполные фигуры’’. Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств — видение целого раньше частей. Ребенок 26 воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

     Экспериментальный материал.

             

     Порядок исследования.

     Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого — либо предмета. Причем дорисовывание может проводится, как внутри фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т. е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

     Качество  рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. См. приложение 3а (рисунки).

     См. Приложение 1(Таблица 1,2)

     Все работы детей можно поделить на 4 группы:

     1 группа — оригинальные изображения во всех 3-х случаях.

     2 группа — оригинальные изображения в 2-х случаях.

     3 группа — оригинальные изображения в одном случае.

     4 группа — нет оригинальных изображений.

     Подсчитывалось  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

     Представленные  результаты показали, что работы в  основном 3,4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

     Круг — солнце, шарик;

     Квадрат — телевизор, портфель, дом;

     Треугольник — елка, дом, человек.

     Вторая  методика О. М. Дьяченко “Дорисовывание фигур’’ направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. 

     Экспериментальный материал

     На  листе изображены 10 неопреденных форм фигурок

                                   

             

     Порядок исследования.

     Ребенку предлагается дорисовать волшебные фигурки: ‘‘волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь’’. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают, что у него получилось. Ответ ребенка фиксируется последовательно после каждой фигурки. См. приложение 3б (рис.)

     Подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор.): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.

     Затем сравнивают изображения, созданные  каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Например, если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

     Таким образом, Кор. равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

     Можно выделить следующие уровни:

     Низкий  уровень — дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения (“такой узор’’) Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать  предиетный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные шаблонные схемы.

     Средний уровень — дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

     Высокий уровень — дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком  или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка  является обычно центральным элементом рисунка.

     Как видно из таблицы (Приложение 2. Таблица 1) из 17 детей:

     С высоким уровнем — 3 человека;

     Со  средним уровнем — 8 человек;

     С низким уровнем — 6 человек;

     Общий результат по всей группе: Кор.~2,1

     Исходя  из проделанного эксперимента, можно  сравнить эффективность двух методик, видно, что Кор. одинаков, то есть первая методика подтверждает вторую. По результатам двух методик воображение у дошкольников вариативно, несмотря на то, что у большинства присутствует схематичность, то есть рисунки детей часто повторяются, практически  каждый ребенок в фигурке видел замысел.

     Анализируя  полученные результаты можно сделать  следующие выводы и предположения. У детей испытуемых групп на начало учебного года, недостаточно хорошо развито творческое воображение. Можно предположить, что специальная  работа по развитию воображения с детьми не ведется. Из чего выше сказанного следует, что в существующих  условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для развития этого процесса. Можно выделить рекомендации по осуществлению этой работы. Самый наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения, но к сожалению этого пока нет, а имеются и появляются методические разработки таких занятий. Также можно использовать специальные игровые тренинги воображения, например разработанные психологом Е. В. Заикой, методика развития детского воображения О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы.

     На  занятии по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи, нужно давать детям задания творческого характера. Огромное значение имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников,  
(в теоретической части более подробно это раскрыто) и богатейшим источником является сказка. См. приложение 4.

     Говоря  о проблеме творческого воображения  детей, хотелось бы подчеркнуть, что  эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны дошкольных педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и консультации для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье для успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческого воображения в семье.

     Я считаю, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческого воображения  у детей дошкольного возрастаю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог своей курсовой работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.

     Основная  роль в плане осуществления развития воображения принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно, и неотъемлемую часть в этом развитии играют роль педагоги. Однако в детских садах, как предполагается, и в семьях этому не уделяется достаточно внимания.

     Организовать  общение ребенка со взрослым при  развитии воображения очень трудно. Детям, особенно младшего и среднего дошкольного возраста, свойственно идеализировать взрослого, копировать до мельчайших подробностей все его поступки. Это ведет к тому, что собственная деятельность ребенка становится шаблонной, а его инициативе и творчеству в ней  не остается места. Одновременно с этим в повседневной жизни малыша, в том числе и при развитии его воображения, существует много трудностей, которые он не в силах преодолеть без помощи взрослых. Единственный выход из этого противоречия – совместная деятельность ребенка и взрослого, когда взрослый избегает приказов, демонстраций выполнения задания, но помогает малышу самостоятельно выйти из создавшегося положения.

     Обязанности взрослого при этом заключаются, во-первых в показе разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во- вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия ее требовали творческих, а не стандартных решений. В совместной с ребенком деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания.

     В то же время при развитии воображения  нельзя ограничиваться только позицией взрослого как равного. Необходимо использовать и другую роль. Позиция “взрослого взрослого’’ поможет не только учитывать наличный уровень развития воображения ребенка, но активно развивать его, используя  “зону ближайшего развития“. С одной стороны, взрослый, находящийся на такой позиции, помогает ребенку осмысливать и переосмысливать различные ситуации и собственные  действия и поступки. Таким образом, два субъекта, сосуществующие во взрослом, участвуют в психическом развитии ребенка.

     Как излагалось выше в моей курсовой работе, что воображение и эмоции в  жизни ребенка неразделимы, если использовать богатство  эмоциональных состояний ребенка, то можно успешно развивать его воображение.

     Многим  детям, особенно с трудностями в  поведении, свойственно полностью копировать то, чему их обучали. Это часто ведет к появлению шаблонной, узкой репродуктивной деятельности. Поэтому основная задача взрослого состоит в том, чтобы нацелить малыша на деятельность творческую, оригинальную, связанную прежде всего с воображением. Прежде всего рисование. Во-первых, это любимая большинством детей деятельность, не требующая никаких особенных, специальных условий для организации; во- вторых, рисование имеет почти характерные черты, присуще любой детской деятельности, как продуктивной, так и игре, и в рисовании достаточно полно представлены все компоненты воображения. Основной метод, разработанный психологом В. В. Степановой и предлагаемый для обучения детей рисованию – дорисовывание, - дает возможность соблюдать основное условие воображения: видеть целое раньше частей.

     В своей исследовательской работе я использовала методику Е. Торренса “Неполные фигуры’’ и методику О. М. Дьяченко “Дорисовывание фигур’’, 
с помощью которых сделала выводы, которые более широко раскрыла ранее, в практической части. К сожалению не высокие результаты дала диагностика творческого  воображения детей, потому что в наших дошкольных учреждениях система и программа дошкольного образования почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. И поэтому они развиваются в основном стихийно в результате, не достигают высокого уровня.

Информация о работе Развитие воображения у дошкольников