Развитие воображения у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Работа состоит из  1 файл

70803з_КовалевичЮА.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     ‘’Философская энциклопедия’’ определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

     Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение  к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

     Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

     Чаще  всего воображение возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, точнее, требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно – образной форме, как результат оперирования образами. [Выготский. Педагогическая психология].

     ‘’Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение’’ Педагогический вывод из этого заключается в необходимости расширять опыт ребенка. ''Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил ‘’тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

     -Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психологической функцией и отражает действительность. Фантазия или мечтательность — когда желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки и научная фантастика — результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

     Существует  большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то  “кусочек фантазии “, но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности – ее интересов, знаний, эмоционального настроя. [Психология под ред. И. В. Дубровиной МОСКВА 1999 С 159-164].

     Воображение пятилетнего ребенка позволяет  ему воспринимать, как реальные, самые фантастические, сказочные  образы и ситуации. Собственный опыт детей и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. ‘’Поле неопределенности ‘’ в восприятии жизни так высоко, что  решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном изменчивом мире.

     Фантазия, как и другие психические функции, претерпевают изменения с возрастом  ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления, то есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления включением описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер- это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку

     Таким образом, значение функции воображения в психологическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психологического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.( Кравцова…)

     1.2. Воображение и эмоции.

     Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную  картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно игра целиком зарождается на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.

     Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка  неразделимы. Влияние чувства на воображение и обратно давно  было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты Л. С. Выготский вывел “закон общего эмоционального знака “, суть которого выразил словами: “…всякое чувство, всякая эмоция стремятся  воплотиться в образы, соответствующие этому чувству “ …Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется “законом эмоциональной реальности воображения “,Он говорил о том, что “всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством “.С проявлением обоих законов связаны многие “странности “ в поведении детей. Дети любят сочинять и рассказывать различные “страшилки“. Нередко это кончается  настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

     Итак, можно сделать вывод: используя  богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

     1.3. Воображение и интересы

     А также воображение тесно связано  с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом привлекательность объекта окружающей действительности.

     Интересы  имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы.  Они позволяют сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. И. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе ученика.

     Для развития ребенка очень важно  формирование многих интересов, для  дошкольника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему ‘’интересно все“. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

     Накопление  знаний, опыта - это только предпосылка  для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

     Продуктивное  творческое воображение характеризуется  не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.  Однако реально узнать, увидеть, “попробовать все“ не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

     Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

     1.4. Виды воображения и способы создания творческих образов

     Существует  несколько классификаций видов  воображения, каждая из которых имеет  в своем основании кокой – либо из существенных признаков воображения.

     По  признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами ( грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

     В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

     Воссоздающее  воображения – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема и т. Д.) Этот вид воображения хорошо и широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоение социального опыта. Творческое воображение — это создание новых образов  без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В  творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

     Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов, методов. Преобразование материала  в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

     Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения  при создании образа воображения  выступает операция типизации.

     Типизация как специфическое обобщение  состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врага и т.д.

     Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или  явлений. Комбинирования это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека. Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

     Определенное  значение в деятельности воображения  имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству’’ примысливается’’ целостная структура образа.

     Имеется способ — агглютинация, то есть, ‘’склеивания’’ различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.   16

     Гиперболизация — это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример;мальчик с пальчик ) прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен; он позволяет конструировать схемы, репрезинтировать те или иные продукты (моделирование, схематизация и т. д. )

     Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

     Прием замещения — это замена одних элементов другими.

     Существует  еще прием аналогии. Его сущность в создании нового по аналогии (сходству) с известным. Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не  только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Информация о работе Развитие воображения у дошкольников