Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Ориентация молодежи на межличностное взаимодействие в коллективе рассматривается как одна из основных проблем в педагогике. Важной задачей школ, является помощь подросткам в налаживании контакта в микрогруппе, классном коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Развитие взаимодействия классного коллектива…………………….
1.1 Классный коллектив………………………………………………………...
1.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью
информационных технологий………………………………………………….
Глава II. Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива
с помощью компьютерных технологий………………………………………
2.1 Средство развития классного коллектива………………………………..
2.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)
   

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 52

Советского  района г. Волгограда 
 
 
 
 
 

     Секция:

  «Педагогика» 
 
 
 
 
 

«Развитие взаимодействия классного  коллектива с помощью  информационных технологий» 
 
 
 

               Автор работы:

                Бокова Анастасия,

                обучающаяся 9 б класса

                МОУ СОШ № 52

                Советского  района

                г. Волгограда 

Руководитель:

Кострыкин Роман Александрович

учитель информатики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Волгоград

2009

 

       Содержание

      Введение………………………………………………………………………….

      Глава I. Развитие взаимодействия классного коллектива…………………….

    1. Классный коллектив………………………………………………………...
    2. Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью

      информационных  технологий………………………………………………….

      Глава II. Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива

      с помощью компьютерных технологий………………………………………

      2.1 Средство развития классного коллектива………………………………..

      2.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.

      Заключение………………………………………………………………………

      Литература……………………………………………………………………….

      Приложение……………………………………………………………………...

 

      

      ВВЕДЕНИЕ

      С древнейших времён потребности человека в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные  виды контактного взаимодействия, учитывать  в своих действиях, поведении  особенности психики окружающих, а также и свои возможности.

      Ориентация  молодежи на межличностное взаимодействие в коллективе рассматривается как одна из основных проблем в педагогике. Важной задачей школ, является помощь подросткам в налаживании контакта в микрогруппе, классном коллективе.

      Одним из значимых свойств, необходимых для  успешного осуществления взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей  развития эмпатийных свойств старшеклассников выступает как условие эффективного взаимодействия подростков в коллективе. Эту проблему исследовали Ибн - Сина, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, А. Н. Радищев, Х. Вольф, Йиржи Прохазка, Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие.

      В настоящее время проблема организация взаимодействия подростков в классном коллективе не только не исчезла, но стала более острой и актуальной. В ходе аналитической работы удалось выявить имеющиеся противоречия:

  • с одной стороны, активно внедряются элементы взаимодействия подростков в классном коллективе, с другой стороны, они внедряются не системно;
  • с одной стороны, используемые средства для организации взаимодействия достоверны, они не всегда подходят для решения поставленной задачи;

      Эта группа противоречий позволила выделить проблему, состоящую в недостаточном теоретическом осмыслении, в невозможности максимально задействовать современные возможности для организации классного коллектива, внутришкольного взаимодействия и осуществления общения между членами классного коллектива, что и обусловило выбор темы исследования: «Взаимодействие классного коллектива с помощью информационных технологий».

      Объект  исследования: классный коллектив.

      Предмет: процесс развития взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.

      Цель: Способствовать развитию  взаимодействия членов классного коллектива с помощью информационных технологий. 

      Задачи:

  1. Рассмотреть традиционные и современные подходы к пониманию классного коллектива.
  2. Рассмотреть процесс развития взаимодействия классного коллектива.
  3. Выявить средства развития взаимодействия классного коллектива.
  4. Выявить уровни развития взаимодействия классного коллектива.
  5. Провести эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива.

      Гипотеза  нашего  исследования  основывается  на  том,  процесс развития взаимодействия классного коллектива будет проходить более эффективно, если  будет, учтены  следующие  особенности:

      - при   его  организации учитывать  этапы  развития классного  коллектива. 

      - одним из основных средств развития взаимодействия в классном коллективе будут современные компьютерные технологии.

      Методы  исследования: беседа, анкетирование, анализ, наблюдение, изучение опыта, эксперимент.

      Базой исследования является:  обучающиеся 7-11 классов МОУ СОШ № 52 Советского района, города Волгограда.  

      I. Теоретические особенности  развития взаимодействия  классного коллектива.

    1. Классный коллектив.

      Психология  не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают в малых группах. Она тщательно  изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования развития психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей.

      Малые группы – это небольшие по составу  общности, члены которых объединены единой целью своей  деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.

      Возникновение малой группы обусловлено общественно  – экономическими причинами. С одной  стороны, общество и его экономика  создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные. С другой – каждый человек, живя в обществе, стремится примкнуть к каким – то группам ( в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, для самоутверждения и т.д.). На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив.

      Как правило, коллектив - (лат. collectivus - собирательный) – это высшая форма объединения  людей, создающая наиболее благоприятные  условия для совместной деятельности. Однако, что представляет собой «Классный коллектив», это группа детей, объединенная совместной деятельностью (в учении, игре, в быту, общественно полезной работе), единством цели и складывающейся в процессе этой деятельности системой взаимоотношений. Характерными признаками коллектива, отличающими его от других форм объединения людей, являются:

  • Деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны по месту учебы;
  • Реальные признаки организованного объединения людей, имеющего четкую, закреплённую структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверительные лица (руководители);
  • Присущие всем членам коллектива общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

      В классном коллективе  воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, организованности, дисциплинированности. Вне Коллектива  нельзя удовлетворить разнообразные запросы детей, дать простор развитию их индивидуальных особенностей и вместе с тем воспитать их в духе коллективизма.

      Требования классного коллектива должны сочетаться с глубоким уважением к личности. Определяющее значение для развития Коллектива имеет содержание и характер коллективной деятельности. Общественная значимость деятельности повышает роль труда, в коллективном труде уч-ся особенно чувствуют необходимость объединить свои усилия, чтобы добиться успеха.

      Отношение товарищеского сотрудничества формируется  в общественной деятельности. Включаясь  в систему внутри-коллективных отношений, каждый воспитанник переживает чувство  своей причастности к общим делам и интересам, усваивает необходимые формы общественного поведения. Так возникают и развиваются высокие нравственные качества личности. 

      1.2 Процесс развития  взаимодействия классного  коллектива.

      Процесс развития классного коллектива зависит от возрастной категории, в каждой из которых имеются свои стадии развития и методы исследования.

      Процесс - в широком смысле - последовательная смена в развитии явлений, состояний  и изменений.

      Процесс - в узком смысле - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

      Как «живой организм», классный коллектив подчиняется закону, утверждающему, что в ходе своего становления и развития коллектив проходит определенные стадии.

      Выделяются  четыре основных стадии развития коллектива: стадия первичного объединения, стадия разъединения, стадия вторичного объединения и стадия консолидации или возникновения коллектива как сложной системы групповых процессов и взаимодействий. 

      Что бы избежать конфликтов в коллективы существуют методы их выявления и устранения.

      К традиционным методам относятся  наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

  1. Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
  2. Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.
  3. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

      Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе.

      Один  из современных методов педагогического  исследования – педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это  научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Информация о работе Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий