Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Ориентация молодежи на межличностное взаимодействие в коллективе рассматривается как одна из основных проблем в педагогике. Важной задачей школ, является помощь подросткам в налаживании контакта в микрогруппе, классном коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Развитие взаимодействия классного коллектива…………………….
1.1 Классный коллектив………………………………………………………...
1.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью
информационных технологий………………………………………………….
Глава II. Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива
с помощью компьютерных технологий………………………………………
2.1 Средство развития классного коллектива………………………………..
2.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

      Эксперимент – это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той  лишь разницей, что экспериментатор  наблюдает процесс, который он сам  целесообразно и планомерно осуществляет.

      Педагогический  эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько  школ. Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

      Надежность  экспериментальных выводов прямо  зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность  нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

      Процессы  воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые  методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).

      Анкетирование – метод массового сбора материала  с помощью специально разработанных  опросников, называемых анкетами.

      Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.

      При помощи анкетирования было выявлено, что процесс развития взаимодействия классного коллектива, происходит в приобщение учителя к информационно – коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению главных целей образования:

  • повышение эффективности и качества образования;
  • развитие творческого и интеллектуального потенциала личности;
  • обучение и развитие каждого конкретного ученика с учетом его способностей и возможностей.
 

     Глава II. Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива с помощью компьютерных технологий

     2.1 Средство развития классного коллектива.

     Для наилучшего развития взаимодействия классного  коллектива следует знать какими средствами следует воспользоваться  учителю.

     К средствам развития классного коллектива относятся современные компьютерные технологии, такие как: медиацентр, локальные сети, фотоаппарат, а так же Internet.

     Медиацентр. В настоящее время  медиацентр используется в первой половине дня в учебном  процессе, т.е. учащиеся имеют возможность изучать информатику, используя новейшее техническое оборудование. Во второй половине дня медиацентр функционирует в качестве дополнительного образовательного ресурса, как для учеников, так и для учителей. Следует отметить, что медиацентр создан не только для проведения уроков информатики, но и проведения мультимедийных  уроков по всем предметам общеобразовательного цикла. Для этого в течение года сотрудники медиацентра проводят семинары для учителей-предметников, на которых освящаются возможности использования мультимедийных ресурсов на уроках. Благодаря мобильной установке (ПК, проектор, экран) уроки могут проводиться в любом кабинете. Учителя-предметники с помощью специалистов медиацентра разрабатывают собственные мультимедийные презентации, системы тестового контроля и используют их в своей работе. Такое нетрадиционное преподавание делает процесс обучения более интересным и содержательным. Дополнительное цифровое оборудование – фотоаппарат и видеокамеру – ученики используют для своих проектов.

      В программе по информатике  предусмотрено выполнение творческих проектных  работ темы, которых  разрабатывают учителя-предметники, что предполагает интеграцию информатики  с другими предметами. Проектный метод, реализуемый на всех занятиях, предусматривает формирование у учащихся таких важных во всех видах учебной деятельности учений, как умение анализировать поставленную задачу, выявлять условия, планировать и организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи с использованием компьютера.

      Internet  дает ученикам возможность находить нужную информацию, быть в курсе интересующих их событий, скачивать нужные им файлы. Защита проекта требует от учеников своевременного доведения работы до конца и тщательного оформления в соответствии с требованиями, а так же умений обосновывать ее достоинства, видеть свои недостатки, отвечать на вопросы оппонентов.

      Лучшие  проекты по предметным областям используют в дальнейшем учителя-предметники  в процессе обучения. Так же учащиеся создают проекты, отражающие их увлечения и интересы, что способствует их самовыражению.

      Огромную  роль играет медиацентр в воспитательной работе. В медиацентре проводится подготовка к различным конкурсам, мероприятиям инициативной группой  детей. Практически ни одно мероприятие  в школе не проводится без использования информационных технологий.

      Исходя  выше сказанного, можно  сделать  вывод, что современные компьютерные  технологии, используемые для связи  учащихся с коллективами, с друзьями  и друг с другом, могут сделать  процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. 

      2.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.

      Сегодня, в период модернизации и глобализации, способы общения и взаимодействия подрастающего поколения значительно  изменяются. Новые информационные технологии, и особенно Интернет, не только ставят перед специалистами задачи их освоения, но и значительно меняют облик и поведение коллективов.

      В настоящее время подростки на глазах становятся «компьютерным поколением».

      Для того чтобы, выявить какое влияние на развитие классного коллектива оказывают современные компьютерные технологии, нами был проведен эксперимент.

      Прежде  чем начать эксперимент были проведены всевозможные мероприятия, игры для установления контакта.

      Затем нами было опрошено 8 классных коллективов подростков 12–16 лет. В анкету был включен ряд вопросов о деятельности и предпочтениях подростков в их взаимодействии с компьютером, Интернетом. Более половины подростков «общались» с компьютером в любое свободное время, другая половина – общалось по необходимости, и как выяснилось тех кто не взаимодействовал с компьютером практически не было. У каждого второго подростка дома был компьютер, на котором он играл.

      Если  обучающиеся так часто пользуются персональным компьютером то возможно использовать его для создания взаимодействия в классном коллективе.

      Для этого мы постарались выявить  предпочтения в форумах и интернет сайтах для обучающихся.

     Деятельность  пользователей в компьютерной сети Интернет можно разделить на несколько  видов: познавательную, игровую и  коммуникативную.

     Познавательная  деятельность в Интернет представляет собой поиск информации как по ключевым словам, так и через переход  от одной гипертекстовой ссылки к другой - такое «хождение» по ссылкам получило название «навигации». Как правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию, ссылается на другие страницы в Интернет; таким образом, у пользователя, даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. При этом в Интернет можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от научных статей, исследований и библиотек до домашних страничек школьников и домашних хозяек.

     Коммуникативная деятельность в Интернет довольно разнообразна, например общение посредством электронной почты, когда сообщения к адресату приходят через некоторое время после отправки. Данная деятельность  может способствовать появлению мотивации овладения письмом у детей , так как в случае переписки с помощью электронной почты пользователями усваиваются новые формы и своеобразные правила общения. Авторы статьи «Психологические последствия информатизации» указывают и на то, что новые формы письменного общения могут в будущем обогатить традиционное письменное общение. Так, при общении посредством электронной почты большое внимание уделяется словам собеседника, конкретным формулировкам - при ответе на письмо принято цитировать фрагмент предыдущего сообщения. В качестве других положительных эффектов опосредствованного общения авторы указывают интенсификацию изучения иностранных языков, актуализацию культурных и географических знаний [1].

     Интернет  предоставляет пользователям еще  одну уникальную возможность - общаться в режиме реального времени (т.н. "чат" ): для этого существуют специальные виртуальные "комнаты" и каналы. Преимущественно возникновение сетевых сообществ происходит следующим образом - создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, потом на этот ресурс приходят пользователи глобальных сетей, в результате взаимодействия между постоянными пользователями образуется социальная группа, так называемое сетевое сообщество. Здесь пользователю предоставляется возможность общаться в реальном времени как с большим количеством людей, так и настраиваться на разговор с отдельным человеком.

     Жизнь чата, как и жизнь всякого сообщества, регулируется определенными правилами  и нормами поведения. Одни из них - это общепринятый в Интернет «сетевой этикет», предполагающий определенную этику общения. Другой регулятор - это  правила поведения, установленные в чате и призванные регулировать взаимоотношения между основными посетителями чата, и администраторами (модераторами, "стрелками" - людьми, отключающими некоторых посетителей за несоблюдение этикета).

     В пространстве чата, что особенно привлекает подростков, индивид представлен своеобразным виртуальным фенотипом - псевдонимом (ником), тем именем, под которым его видят другие участники чата. Обычно посетители чата используют постоянный псевдоним для общения в чате, создавая себе определенный образ, задаваемый значением псевдонима, его цветом, написанием и так далее. Некоторые участники чата могут иметь несколько таких имен (большую часть из них составляют подростки), под которыми они появляются в чате. Псевдоним в чате, с одной стороны, является просто именем, под которым участник представлен в чате. С другой стороны, это самостоятельная виртуальная личность, с определенными стереотипами поведения, характером, темпераментом.

       Имен-ников в сети можно увидеть  огромное число. При ближайшем  рассмотрении они могут многое рассказать об их владельцах. Есть ники, отсылающие нас к многообразной флоре и фауне реального мира, социальному статусу (Странник, Дизайнер), возрасту и родственному положению (Дядя Леня), миру техники (Холодильник, Вентилятор, Реактор), есть ники, образованные от имени или фамилии (Никсан, Вовочка, Alex Nikolson), отсылающие к историческим или мифологическим персонажам (ЛУН, Казанова, Калигула, Эдип), основанные на «перевертышах» или игре слов (Абыр, Neos Ex) и т.п.

     Придумывание ника - это только начало, принципиальная анонимность сети порождает такое явление как конструирование виртуальной личности. Пользователи Интернет используют эту возможность очень по-разному.

     Создание  практически любых сетевых идентичностей - это уникальная особенность Сети. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная смена пола и девиантное поведение в Сети; оба эти явления очень широко распространены в Интернет. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Некоторые представляют такие "факты" относительно себя, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Некоторые презентируются в Сети просто непосредственно. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего. Феномен существования нескольких сетевых идентичностей был зарегистрирован многими исследователями. Очевидно, что выбор способа самопрезентации в Сети зависит от типа личности.

     В виртуальной коммуникации, благодаря невидимости пользователя, не выражены те признаки, которые связаны с внешним обликом. Тогда предпочтение анонимности может быть результатом неудовлетворенности  в реальном общении, а именно полом, возрастом, социальным статусом, этнической принадлежностью, внешней привлекательностью. Б. Бекер  называет возможность убежать из собственного тела одним из главных факторов, мотивирующих участие подростков в виртуальной коммуникации [28]. Более конкретно, предпочтение полной анонимности в сетевой коммуникации может быть связано с неудовлетворенностью реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от нее.

     Создание  сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано  с неудовлетворенностью определенными  сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании. В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций, высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям, выражение подавленных в реальности сторон своей личности, удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений, желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций. Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять потребность в признании и силе. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу Я и замещает "плохое" реальное Я.

Информация о работе Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий