Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Ориентация молодежи на межличностное взаимодействие в коллективе рассматривается как одна из основных проблем в педагогике. Важной задачей школ, является помощь подросткам в налаживании контакта в микрогруппе, классном коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Развитие взаимодействия классного коллектива…………………….
1.1 Классный коллектив………………………………………………………...
1.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью
информационных технологий………………………………………………….
Глава II. Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива
с помощью компьютерных технологий………………………………………
2.1 Средство развития классного коллектива………………………………..
2.2 Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

     Oднако,  кроме неудовлетворенности реальной  идентичностью, отличающаяся от  реальной идентичности виртуальная  самопрезентация может создаваться  по ряду других причин. Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного Я в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет.

     Описанные выше виды соотношения реальной идентичности и виртуальной самопрезентации относятся к влиянию реальной идентичности на виртуальную самопрезентацию. Однако существует и возможность обратного влияния - влияния виртуальной идентичности на реальную идентичность. Одна из его форм - включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность. С другой стороны, можно предположить, что участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности.

     Тем не менее в настоящее время  стали все чаще появляться сетевые сообщества «долгожители». Механизм поддержки стабильности существования сетевого социума находится в процессе формирования, но нам кажется весьма интересным такой, когда наряду с виртуальным общением присутствует и реальное.

     Мы  будем понимать «сетевое сообщество», как группу людей, участвующих в  социальном взаимодействии посредством  виртуального и реального общения, находящихся в каких-либо общих  связях между собой и другими членами группы, в едином пространственно-временном промежутке, заданном web-сайтом, в данном случае чатом, и осознающих себя как членов данного сообщества.

     На  основании выше изложенного можно  выделить критерии существования сетевого сообщества:

     1.Основополагающим фактором наличия сетевого сообщества является факт осознания группой людей своей принадлежности к этому сообществу.

     2. Регулярность и постоянство встреч (в данном случае как виртуальных,  так и реальных) и взаимодействий  между собой его членов.

     3.Включенность  индивида в жизнедеятельность  сообщества, за счет наличия эмоциональных  связей с другими участниками  чата, потребностей во взаимодействии  между собой, осознания своих  ролей и статусов в чате, и  тенденций к сохранению условий,  благоприятствующих продолжению взаимодействий между собой.

     4.Осознание  членами сообщества собственной  истории, сохранение норм и  традиций и обязательная преемственность между «поколениями».

     В начале нашего эксперимента мы провели  анкетирование и тест на определение  психологического климата коллектива по результатам которого выделили классные коллективы с наименьшим уровнем взаимодействия

     Нами  было предложено ребятам на протяжении нескольких недель после уроков общаться внутри интернет чата, созданного с использованием любой из известных им программ для общения, при этом мы оговорили, что в процессе общения каждому из классов будет предложено определенное домашнее задание, по выполнению которого класс зарабатывал бы баллы. Суть данной работы заключалась в том, что задания были построены таким образом, что готовый результат обязательно, должен был быть у каждого члена коллектива. Если в классе оказывался человек у которого не было выполнено задание снимались баллы со всего коллектива, при этом обучающимся разрешалось самим выбрать программу в которой они будут создавать классный чат и общаться. Выполнять задания они должны были вместе, так как они были творческого характера.

     По  истечению данной работы мы увидели, что в классе повысился уровень  взаимодействия, обучающиеся стали более открыто общаться друг с другом, узнали какие интересы у них общие и с кем из членов коллектива. И в последствии после окончания работы ребята продолжали общаться внутри классного чата.

     Мы  провели повторное анкетирование  и по результатам его можем сказать, что в классе уровень взаимодействия обучающихся друг с другом повысился, подростки стали более легко общаться друг с другом, помогать и находить общие интересы. Результаты представлены в Приложение 3.

     Исследование  которые мы проводили убедило  нас в том, что правильно подобранные средства развития взаимодействия классного коллектива, активно влияют на его развитие.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Целью нашей работы было способствовать развитию  взаимодействия членов классного коллектива с помощью информационных технологий.

      В I главе «Развитие взаимодействия классного коллектива» мы выяснили, что возникновение малой группы обусловлено общественно – экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные. С другой – каждый человек, живя в обществе, стремится примкнуть к каким – то группам ( в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, для самоутверждения и т.д.). На высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив.

      Как правило, коллектив - (лат. collectivus - собирательный) – это высшая форма объединения  людей, создающая наиболее благоприятные  условия для совместной деятельности. Однако, что представляет собой «Классный коллектив», это группа детей, объединенная совместной деятельностью (в учении, игре, в быту, общественно полезной работе), единством цели и складывающейся в процессе этой деятельности системой взаимоотношений. Характерными признаками коллектива, отличающими его от других форм объединения людей, являются:

  • Деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны по месту учебы;
  • Реальные признаки организованного объединения людей, имеющего четкую, закреплённую структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверительные лица (руководители);
  • Присущие всем членам коллектива общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

      В классном коллективе  воспитывается  чувство товарищества, взаимопомощи, организованности, дисциплинированности. Вне Коллектива  нельзя удовлетворить разнообразные запросы детей, дать простор развитию их индивидуальных особенностей и вместе с тем воспитать их в духе коллективизма.

      Также в этой главе мы выяснили, что выделяются четыре основных стадии развития коллектива: стадия первичного объединения, стадия разъединения, стадия вторичного объединения и стадия консолидации или возникновения коллектива как сложной системы групповых процессов и взаимодействий.

      Во II главе «Эксперимент по развитию взаимодействия классного коллектива с помощью компьютерных технологий» мы говорили о том, что в настоящее время существует множество средств развития взаимодействия классного коллектива среди них можно выделить информационные технологии, а в частности школьный медиацентр и Интернет, а точнее общение в чате.

     Нами  были проведены беседы и диагностики, на основании которых мы выявили  уровень развития взаимодействия в классном коллективе повысился после использования современных компьютерных технологий. Мы выяснили, что под термином «сетевое сообщество», понимаем группу людей, участвующих в социальном взаимодействии посредством виртуального и реального общения, находящихся в каких-либо общих связях между собой и другими членами группы, в едином пространственно-временном промежутке, заданном web-сайтом, в данном случае чатом, и осознающих себя как членов данного сообщества.

     На  основании выше изложенного можно  выделить критерии существования сетевого сообщества:

     1.Основополагающим  фактором наличия сетевого сообщества является факт осознания группой людей своей принадлежности к этому сообществу.

     2. Регулярность и постоянство встреч (в данном случае как виртуальных,  так и реальных) и взаимодействий  между собой его членов.

     3.Включенность индивида в жизнедеятельность сообщества, за счет наличия эмоциональных связей с другими участниками чата, потребностей во взаимодействии между собой, осознания своих ролей и статусов в чате, и тенденций к сохранению условий, благоприятствующих продолжению взаимодействий между собой.

     4.Осознание  членами сообщества собственной  истории, сохранение норм и  традиций и обязательная преемственность  между «поколениями».

     В начале нашего эксперимента мы провели  анкетирование и тест на определение  психологического климата коллектива по результатам которого выделили классные коллективы с наименьшим уровнем взаимодействия

     Нами  было предложено ребятам на протяжении нескольких недель после уроков общаться внутри интернет чата, созданного с  использованием любой из известных им программ для общения, при этом мы оговорили, что в процессе общения каждому из классов будет предложено определенное домашнее задание, по выполнению которого класс зарабатывал бы баллы. Суть данной работы заключалась в том, что задания были построены таким образом, что готовый результат обязательно, должен был быть у каждого члена коллектива. Если в классе оказывался человек у которого не было выполнено задание снимались баллы со всего коллектива, при этом обучающимся разрешалось самим выбрать программу в которой они будут создавать классный чат и общаться. Выполнять задания они должны были вместе, так как они были творческого характера.

     По  истечению данной работы мы увидели, что в классе повысился уровень  взаимодействия, обучающиеся стали  более открыто общаться друг с  другом, узнали какие интересы у  них общие и с кем из членов коллектива. И в последствии после  окончания работы ребята продолжали общаться внутри классного чата.

     Мы  провели повторное анкетирование  и по результатам его можем  сказать, что в классе уровень  взаимодействия обучающихся друг с  другом повысился, подростки стали  более легко общаться друг с другом, помогать и находить общие интересы. Результаты представлены в Приложение 3.

     Исследование  которые мы проводили убедило  нас в том, что правильно подобранные  средства развития взаимодействия классного  коллектива, активно влияют на его  развитие. 

Литература 

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. "Психологические последствия информатизации" //Психологический журнал, 1998 , №1
  2. Войскунский А.Е. "Групповая игровая деятельность в Интернет", М.: 1998.
  3. Войскунский А.Е. "Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде" //Сервер "Психология в России", раздел "Интернет" (www.psyhology.ru/internet)
  4. Выготский Л.С. "Педология подростка" - Москва, 1984 г.
  5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. "Поглощенность деятельностью" //Психология внимания. - Москва, 1995
  6. Залесский П., Спектор М. "Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории" //"Мир Internet", 1999, № 7-8, с. 42-44.
  7. Захаров А.И. "Как помочь нашим детям избавиться от страха" - СПб.: "Гиппократ", 1995
  8. Кон И.С. "Психология ранней юности" - Москва: "Просвещение", 1989
  9. Коул М. "Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать?" //Социально-исторический подход в психологии обучения.- М., 1989.
  10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. "Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты" - М.: МГУ, 1991
  11. Кулагина И.Ю. "Возрастная психология" - Москва, 1998 г.
  12. Ларьяновский А. "И чем дальше, тем Интернетистей и Интернетистей"  //"Вечерний Новосибирск", 7 апреля 2000 г, с. 8
  13. Личко А.Е. "Психопатии и акцентуации характера у подростков" - Ленинград, 1983
  14. Личко А.Е. "Шизофрения у подростков" - Ленинград, 1989
  15. Макалатия А.Г. "Изучение опыта компьютерных игр" //Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Lomonosov-96", Секция: Психология, Тезисы. Москва, изд-во МГУ, 1996
  16. Немов Р.С. "Психология развития" - Москва, 1998 г.
  17. Носов Н.А. "Психологические виртуальные реальности"- М., 1994.
  18. Прикладная социальная психология //п.ред. Сухова А.Н. и др. - М.: 1998
  19. Ремшмидт. Х. "Подростковый и юношеский  возраст. Проблемы становления личности" – Москва, 1994г.
  20. Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога в образовании" - М.: "Владос", 1996
  21. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е "Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области)" - М., 1997
  22. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. "Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами" //Психологический журнал, 1986, №5
  23. Тихомиров О.К., Гурьева. Л.П. "Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности" //Психологический журнал, 1989, №2
  24. Фельдштейн. Д. И. "Проблемы возрастной и педагогической психологии". – Москва, 1995 г.
  25. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. "Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми" //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1991, № 3
  26. Фрейд А. "Психология «Я» и защитные механизмы" - Москва, 1993 г.
  27. Чудова Н.В. "Особенности образа Я "жителя" интернета" //2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 269-270.

Информация о работе Развитие взаимодействия классного коллектива с помощью информационных технологий