Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ регулирования межличностных конфликтов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть конфликт как способ решения проблем в коллективе;
- проанализировать характеристику межличностных конфликтов в организации;
- исследовать способы управления межличностными конфликтами в организации;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ……………
5
1.1 Конфликт как способ разрешения проблем в коллективе……………
5
1.2 Характеристика межличностных конфликтов в организации………
8
1.3 Способы управления межличностными конфликтами
в организации…………………………………………………………..
12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ……….
17
2.1 Методы диагностирования конфликтного взаимодействия между
сотрудниками в организации…………………………………………
17
2.2 Выявление причин межличностных конфликтов……………………
20
2.3 Выявление особенностей поведения персонала в межличностных
конфликтах……………………………………………………………..
23
2.4 Рекомендации по управлению межличностными конфликтами
в организации…………………………………………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 31
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯМЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ…………… |
5 |
|
5 | |
|
8 | |
в
организации………………………………………………… |
12 | |
2 | ИССЛЕДОВАНИЕ
СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ………. |
17 |
2.1
Методы диагностирования сотрудниками в организации………………………………………… |
17 | |
2.2 Выявление причин межличностных конфликтов…………………… |
20 | |
2.3
Выявление особенностей конфликтах………………………………………………… |
23 | |
2.4
Рекомендации по управлению в
организации………………………………………………… |
26 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
29 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... | 31 |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что конфликты в организации – это неотъемлемая составляющая любой современной компании. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций.
Целью данной работы является анализ регулирования межличностных конфликтов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть конфликт как способ решения проблем в коллективе;
- проанализировать характеристику межличностных конфликтов в организации;
-
исследовать способы
- определить особенности методов диагностирования конфликтного взаимодействия между сотрудниками в организации;
- выявить причины межличностных конфликтов;
- проанализировать особенности поведения персонала в межличностных конфликтах;
- представить рекомендации по управлению межличностными конфликтами в организации.
Объектом исследования являются межличностные конфликты, возникающие в организации. Предметом – регулирование конфликтов. Методом исследования является анализ литературных источников.
Проблема изучения конфликтов в организациях была впервые поставлена в первой половине XX века М. Фоллет и Э. Мэйо. В конце двадцатых годов Э. Мэйо высказал идею «бесконфликтного» существования в организациях. Он считал возможным обучить администрацию предприятия определенным методам, с помощью которых можно решать конфликты мирным путем.
Представители организационной психологии (Ф. Эмери и Э. Торсрад) показали, что конфликты в организации неизбежно ведут к изменениям, которые в свою очередь порождают другие конфликты.
Как
считают наши отечественные психологи
(Рощин С.К., Ковалев А.Г., Гришина Н.В. и
др.), страшен не сам по себе конфликт, а
деструктивный конфликт, приводящий к
серьезному рассогласованию в работе
всей организации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Конфликт как способ разрешения проблем в коллективе
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.[2]
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.[6]
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация.
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.
Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими, в конечном счете, характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует в межличностных отношениях, как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера.[8]
Задача
оптимизации социально-
Во-первых,
это взаимосвязи
Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу.
В-третьих,
это взаимосвязи
Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны, иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1)
конфликты, представляющие
2)
конфликты, возникающие как
3)
конфликты, вытекающие из
4)
сугубо личные конфликты между работникам,
обусловленные несовместимостью индивидуальных
психологических характеристик – резкие
различия потребностей, интересов, ценностных
ориентацией, уровня культуры в целом.[10]
1.2 Характеристика межличностных конфликтов в организации
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон - участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Основным и самым важным признаком конфликта является наличие противоречия между сторонами.
Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, «противоборства». Вооруженное столкновение соседних государств, семейная ссора, служебный конфликт, забастовка на предприятии, личная драма - во всех этих конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, тенденций и т. д.
Итак, признаки конфликта, действия, которые предпринимают люди, вступив в конфликтные отношения, имеют, по сути одну и ту же основу – сохранение своей позиции и саботаж возможности реализации позиции противника. Однако внешние проявления этих действий могут быть различными. Эти внешние признаки конфликта, формы его проявления, зависят от следующих факторов:
- субъекты конфликта.
- объект конфликта.
- стадии развития конфликта.
- уровень развития коллектива.
- формы проявления конфликта.
Конфликт между двумя группами в коллективе характеризуется общей дезорганизацией деятельности коллектива. Дезорганизация на субъективном уровне проявляется в виде нарушения согласованных действий членов группы, т.е. несогласия. Если согласие характеризует способность индивидов координировать друг с другом свои действия на основе признанных в организации норм и общих представлений о функциях системы, то несогласие означает нарушение оснований совместных действий отдельными группами организации (секторами), складывающимися во фракции. Признаками межгруппового конфликта в организации являются также:
-
неудовлетворенность, плохое
-
сильная преданность своей
- представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
- сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
- увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействии и общения;
-
смещение акцента: придание
Информация о работе Регулирование межличностных конфликтов в организации