Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли эмоций в жизнедеятельности учащихся младших классов.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность появления, развития и функций эмоций в жизни учащегося. Также проанализировать теоретические взгляды на понимание действия эмоций как механизмов регуляции поведения человека.
2. Исследовать примеры и оценить влияние эмоций на поведение человека изучая возрастные особенности развития эмоционально-действенной сферы в младшем школьном возрасте.
3. Выявить условия взаимоотношения эмоций с деятельностью личности; определить методы исследования волевой деятельности младших школьников.
4. Провести исследование особенностей эмоциональных действий детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Эмоции и жизнь человека……………………………………..….....7
1.1. Появление эмоций…………………………………………………………...7
1.2. Функции эмоций…………………………………………………….……….8
1.3 Примеры эмоций………………………………………………………….…13
Глава 2. Деятельность человека и влияние эмоций ……………………20
2.1 Действие эмоций на здоровее человека……………………………...…….20
2.2 Познавательная деятельность человека ………………………………...24
2.3 Эмоции и деятельность как психические процессы личности……………………………………………………………………….…29
Глава 3. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников………………………………………….……………………….…33
3.1 Возрастные особенности проявление эмоций в деятельности младших школьников.33
3.2 Методы изучения эмоционально-волевой сферы младших школьников…………………………………………………………………….... 36
3.3 Исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников . ………………………………………………………………..…..40
Заключение …………………………………………………………....…………44
Библиографический список………………………………………………….….45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»
Роль эмоций в деятельности человека
Работу выполнила:
Седова М.В.,
студентка 3 курса 3 группы
очной формы обучения
историко-филологического факультета
специальности 031801.65 Русский язык и литература
со специализацией «Практическая журналистика»
Работа защищена с отметкой "____________"
«___» ______________2011 г. | Руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пшеничнова Ирина Викторовна
|
Шуя 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эмоции и жизнь человека……………………………………..….....
1.1. Появление эмоций…………………………………………………………..
1.2. Функции эмоций…………………………………………………….………
1.3 Примеры эмоций………………………………………………………….…
Глава 2. Деятельность человека и влияние эмоций ……………………20
2.1 Действие эмоций на здоровее человека……………………………...…….20
2.2 Познавательная деятельность человека ………………………………...24
2.3 Эмоции и деятельность как психические процессы личности…………………………………………………………
Глава 3. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников………………………………………….………
3.1 Возрастные особенности проявление эмоций в деятельности младших школьников.33
3.2 Методы изучения эмоционально-волевой сферы младших школьников……………………………………………………
3.3 Исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников . ………………………………………………………………..…..
Заключение …………………………………………………………....…………
Библиографический список………………………………………………….….45
Введение
Влияние эмоций на деятельность человека в главных своих чертах подчиняется известному правилу Джеркеса Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её тенденцией к преждевременным реакциям, реакциям на посторонние, незначимые сигналы (ложные тревоги), к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок. [18; 143]
Из этого следует, что если человек не следит за своим здоровьем, то он начинает утрачивать способность к совершению задуманных планов.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно, в художественном творчестве. Вот, например, собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие.
В качестве объекта нашего исследования выступают особенности развития эмоций в деятельности младших школьников.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений и чувств. На примере нашей курсовой работы мы хотели бы выделить волевую активность младших школьников, как главную особенность учебной деятельности учащихся.
Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Мимика, жесты, - это эмоционально - выразительные движения человека, выполняющие функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного действия на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных функций. [17; 84]
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».[
Чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё. [19] Здесь волевая деятельность учащегося занимает особое место в процессе формирования личности.
Чувства так же носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека эмоции чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
В данной работе были рассмотрены работы: Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) советского физиолога, создателя теории функциональных систем; Ивана Петровича Павлова (1849-1936) - одного из авторитетнейших учёных России, физиолога, психолога, создателя науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; Павла Васильевича Симонова (1926-2002) - советского, российского психофизиолога, биофизика и психолога; Лазарус Арнольда Аллана (1932) - американского психолога южноафриканского происхождения, специалиста в области психологического консультирования, психотерапии, экспериментального анализа поведения.; Льва Семёновича Выготского (1896-1934) -советского психолога, основателя культурно-исторической школы в психологии и лидера круга Выготского; Витис Казиса Вилюнас (1944, ум. 10 ноября 2011) - доктор психологических наук, преподаватель МГУ, профессор кафедры общей психологии.
Актуальность исследования
Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют на наше поведение и социальный статус в обществе. Они являются не только оценкой законченных действий. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием и исключительной важностью роли человеческих эмоций. В этом и есть актуальность нашего исследования.
Объект исследования - особенности развития эмоциональной деятельности в младшем школьном возрасте.
Предмет - факторы, влияющие на развитие эмоциональной деятельности ребёнка младшего школьного возраста.
Целью данной работы является изучение роли эмоций в жизнедеятельности учащихся младших классов.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность появления, развития и функций эмоций в жизни учащегося. Также проанализировать теоретические взгляды на понимание действия эмоций как механизмов регуляции поведения человека.
2. Исследовать примеры и оценить влияние эмоций на поведение человека изучая возрастные особенности развития эмоционально-действенной сферы в младшем школьном возрасте.
3. Выявить условия взаимоотношения эмоций с деятельностью личности; определить методы исследования волевой деятельности младших школьников.
4. Провести исследование особенностей эмоциональных действий детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1.Эмпирические методы исследования (диагностические методики, тесты).
2.Количественные и качественные методы обработки результатов исследования.
Глава 1. Эмоции и жизнь человека
1.1. Появление эмоций
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних действий. Простейшая форма эмоции – эмоциональный тон – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные действия (вкусовые, температурные) и побуждающие их к сохранению или устранению. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых от него скрыта. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения.[15; 583]
Простейшие эмоции (страх, ярость) имеют природное происхождение, т.к. они довольно-таки тесно связаны с жизненными процессами. Эту связь видно даже из обычного примера, когда любое живое существо умирает, в нём не обнаруживаются внешние, эмоциональные проявления.[14]
У человека и животных, можно выделить 2 категории эмоций:
Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей индивидуума или сообщества;
Для их возникновения необходимо сочетание двух факторов:
I. неудовлетворённая потребность
II. прирост вероятности её удовлетворения.
Отрицательные эмоции, связанные с опасностью, вредностью и даже угрозой для жизни.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которое оно способно переживать. Наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.
1.2. Функции эмоций
Функции в психологии являются самым главным вопросом, затрагивающим все стороны человеческой жизни и деятельности. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений в жизни и деятельности человека.[3; 168] Функции бывают:
1) Экспрессивная – способность безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление присуще каждому человеку. Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этих реакций, в эволюции они развивались и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. Эта функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией – членораздельная речь. [3; 186]
2) Отражательно-оценочная. Эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Т.е. животные всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.[3; 192] Додонов писал об оценочной функции следующее: эмоция есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которые ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Эта функция обуславливает многообразные регуляторные функции эмоций. Эмоции занимают особое место в отражении человеком действительности и регуляции его поведения и представляют собой механизм, при помощи которого внешние раздражения превращаются в мотивы деятельности организма, т.е. являются формой отражения действительности. Отражательный характер эмоций заключается в саморегуляции функций организма, адекватных характеру внешних и внутриорганизменных воздействий и создающих оптимальные условия для нормального протекания рефлекторной деятельности организма.[3; 194]