Роль эмоций в деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение роли эмоций в жизнедеятельности учащихся младших классов.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Раскрыть сущность появления, развития и функций эмоций в жизни учащегося. Также проанализировать теоретические взгляды на понимание действия эмоций как механизмов регуляции поведения человека.
2. Исследовать примеры и оценить влияние эмоций на поведение человека изучая возрастные особенности развития эмоционально-действенной сферы в младшем школьном возрасте.
3. Выявить условия взаимоотношения эмоций с деятельностью личности; определить методы исследования волевой деятельности младших школьников.
4. Провести исследование особенностей эмоциональных действий детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Эмоции и жизнь человека……………………………………..….....7
1.1. Появление эмоций…………………………………………………………...7
1.2. Функции эмоций…………………………………………………….……….8
1.3 Примеры эмоций………………………………………………………….…13
Глава 2. Деятельность человека и влияние эмоций ……………………20
2.1 Действие эмоций на здоровее человека……………………………...…….20
2.2 Познавательная деятельность человека ………………………………...24
2.3 Эмоции и деятельность как психические процессы личности……………………………………………………………………….…29
Глава 3. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников………………………………………….……………………….…33
3.1 Возрастные особенности проявление эмоций в деятельности младших школьников.33
3.2 Методы изучения эмоционально-волевой сферы младших школьников…………………………………………………………………….... 36
3.3 Исследования особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников . ………………………………………………………………..…..40
Заключение …………………………………………………………....…………44
Библиографический список………………………………………………….….45

Работа состоит из  1 файл

сдана 26 декабря.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

 

Методика «Исследования уровня мобилизации воли».

       Ученику дается инструкция: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется учителем по направлению взгляда испытуемого.

      Анализ выполнения проводится по следующим критериям:

      10 баллов - высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.

Высокий уровень - 9-10 баллов.

Средний уровень  -  6-8 баллов.

Очень низкий уровень - 1-2 балла.

       Подсчитав баллы, мы смогли увидеть, что один ребенок получил наивысшее количество баллов, т.е. показал высокий уровень мобилизации воли. А остальные дети показали средний уровень.

     Результаты методики «Исследование уровня мобилизации воли», представлены в таблице № 2

Таблица № 2

Коля У.

10

Валя П.

8

Юля К.

8

Саша А.

8

Оля И.

8

Яна Н.

8

 

      Исследование эмоционально-волевой сферы у учащихся младшего школьного возраста невозможно без использования специально подобранных методов и приемов, способствующих развитию эмоций, без учета психологических особенностей развития младших школьников и без создания условий для развития эмоционально-волевой сферы у детей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности -- игры, учения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют направленность формирующейся личности.

      Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, с коллективом класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе.

      Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.

      Чувства человека оказывают существенное влияние на его волю - на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.

      Чувства могут подкреплять волю, но могут и ослаблять ее. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные ослабляют. Но и сама воля влияет на чувства человека. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.

      Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

      Поступление ребенка в школу - важный этап развития воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку новые и все более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов - произвольных восприятия, памяти, внимания и пр. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных заданий ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказываться.

      Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать - чтобы выполнить указание взрослого, его требование или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать? Трудности, которые неизбежны как в учебной, так и в любой другой деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не потому, что меня заставляют, от меня этого требуют

 

 

 

Библиографический список

1.  Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990;

2.  Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., Высшая школа, 1991.

3. Бергсон А. Смех. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984.

4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 2009.

5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд–во МГУ, 1980;

6. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2010.

7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции. Психология эмоций. 1991.

8. Вилюнас В.К. Психология переживаний. М.: Владос, 1990

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2009.

10. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций: Тексты. М.Просвещение, 1993

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей

психологии. М.: Педагогика, 1982.

12. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет,1997.

13. Додонов Б. И. В мире эмоций: Киев, 1987.

14. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив., 1980;

15. Маклаков А.Г. Общая психология. - Питер, 2006.

16. Маклаков А. Г.  Общая психология – СПб.: Питер, 2001.

17. Леонтьев А.И. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

18. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М: Наука, 1981

19.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Педагогика, 1989

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990;

21. Чудина Е.А. Представления психологов и психотерапевтов об эмоционально зрелой личности.  Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй всероссийской интернет-конференции. Тамбов, 2003.

 

7

 



Информация о работе Роль эмоций в деятельности человека