Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что особая роль в осуществлении функций управления принадлежит руководителям, но часто возникают споры между руководящим и подчиненными, что влияют на результаты труда коллектива.
Цель работы – анализ влияния коммуникативный особенностей руководителя на стиль общения с подчиненными.
Гипотеза исследования – основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с персоналом. Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие управленческого общения: структура, функции, принципы..5
2. Виды и формы управленческого общения............................................. 12
3. Вербальные и невербальные средства управленческого общения.... 15
4. Организация системы коммуникаций и преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении.......................................................... 22
Вывод............................................................................................................ 34
Список использованной литературы......................................................... 36
Мензелинский филиал
ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний»
отделение
Направление «»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология управления»
на тему «Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных»
Выполнила
студентка группы
Архипова
Проверила
преподаватель
Казань
2012
Содержание
Введение......................
1. Понятие управленческого
общения: структура, функции,
3. Вербальные и невербальные
средства управленческого
4. Организация системы
коммуникаций и преодоление
Введение
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.
Существуют различные теории общения и среди них – теория общения Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику – нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком.
Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.
Множество теорий обуславливаются
многообразием человеческого
Актуальность данной темы
состоит в том, что особая роль
в осуществлении функций
Предметом анализа в данной работе будет в основном межличностное общение, то есть общение начальника и подчинённого.
Объект исследования: трудовой коллектив.
Задачами работы является :
1. Рассмотреть, что представляет собой теория лидерства, поведенческий и ситуационный подходы к эффективному лидерству.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки.
3. Методика определения поведенческого типа личности.
Цель работы – анализ
влияния коммуникативный
Гипотеза исследования –
основная задача руководителя в процессе
управления людьми состоит во взаимодействии
с персоналом. Наличие деловых
и профессиональных навыков общения
руководителя с персоналом является
основой его эффективной
1. Понятие управленческого
общения: структура, функции,
Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
Таким образом, управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью [14, с. 83].
Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.
Структура управленческого общения. Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция – процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА. В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.
Специфика коммуникативных
процессов проявляется в
С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того, очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:
Каждая в отдельности
знаковая система являет собой некий
рычаг в установлении правильного
(корректного), зависящего от ситуации,
контакта с подчинёнными, умение влиять
на его психику и его внутреннее
состояние без
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА. В
результате взаимодействия объекта
и субъекта управления решение принимается
последним, то есть вышестоящим. И задача
взаимодействия усложняется тем, что
объект управления должен её воспринять
на уровне побуждения к действию. Стратегии
общение, избранные руководителем (в
большинстве случаев
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА. С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.
Межличностная перцепция
– процесс взаимопознания субъектами
общения друг друга как основа
для их взаимопонимания. Эта сторона
управленческого общения
Функции управленческого общения. Предмет изучения общения руководителя с подчинённым является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).
Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:
Ориентация в этих функциях и умелое пользование ими помогает выявить причины возникающих трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения.
Наука выделяет этико-психологические принципы управленческого общения [1, с. 128]:
Для этого существует техника делегирования полномочий: подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координация выполнения полученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценка их деятельности.
Информация о работе Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных