Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что особая роль в осуществлении функций управления принадлежит руководителям, но часто возникают споры между руководящим и подчиненными, что влияют на результаты труда коллектива.
Цель работы – анализ влияния коммуникативный особенностей руководителя на стиль общения с подчиненными.
Гипотеза исследования – основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с персоналом. Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие управленческого общения: структура, функции, принципы..5
2. Виды и формы управленческого общения............................................. 12
3. Вербальные и невербальные средства управленческого общения.... 15
4. Организация системы коммуникаций и преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении.......................................................... 22
Вывод............................................................................................................ 34
Список использованной литературы......................................................... 36

Работа состоит из  1 файл

архипова.docx

— 58.20 Кб (Скачать документ)

Мензелинский филиал

ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний»


отделение

Направление «»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология управления»

на тему «Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных»

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы

Архипова

 

Проверила

преподаватель

 

 

 

 

 

Казань

2012

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 3

1. Понятие управленческого  общения: структура, функции, принципы..5

2. Виды и формы управленческого  общения............................................. 12

3. Вербальные и невербальные  средства управленческого общения.... 15

4. Организация системы  коммуникаций и преодоление психологических  барьеров в коммуникативном поведении.......................................................... 22

Вывод............................................................................................................ 34

Список использованной литературы......................................................... 36

 

 

Введение

 

Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить  без общения. Проблему психологии общения  разрабатывали выдающиеся наши психологи  Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев  и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской  психологии, в процессе индивидуального  развития первичны такие формы человеческого  общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.

Существуют различные  теории общения и среди них  – теория общения Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится  их детский опыт. Согласно Фрейду, в  различных жизненных ситуациях  мы применяем понятия, усвоенные  в раннем детстве. Мы склонны с  уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к  начальнику – нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс  считает, что люди общаются друг с  другом на основе своего опыта, взвешивая  возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый  свет на то, почему люди ведут себя с  другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда  знакомый подмигивает, интересует, что  он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком.

Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами  взаимодействия между людьми. Эти  правила определяют, когда уместно  что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно  прекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут  договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.

Множество теорий обуславливаются  многообразием человеческого общения  и многообразием подходов к проблеме психологии общения.

Актуальность данной темы состоит в том, что особая роль в осуществлении функций управления принадлежит руководителям, но часто возникают споры между руководящим и подчиненными, что влияют на результаты труда коллектива.

Предметом анализа в данной работе будет в основном межличностное  общение, то есть общение начальника и подчинённого.

Объект исследования: трудовой коллектив.

Задачами работы является :

1.       Рассмотреть, что представляет собой теория лидерства, поведенческий и ситуационный подходы к эффективному лидерству.

2.       Рассмотреть различные классификации  и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки. 

3.       Методика определения поведенческого типа личности.

Цель работы – анализ влияния коммуникативный особенностей руководителя на стиль общения с подчиненными. 

Гипотеза исследования –  основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с персоналом. Наличие деловых  и профессиональных навыков общения  руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности. 

 

1. Понятие управленческого  общения: структура, функции, принципы

 

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого  общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким  для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении  руководителя и подчинённого ярко выражен  ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника  общения от другого.

Таким образом, управленческое общение – это деловое общение  между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное  потребностями управления их деятельностью [14, с. 83].

Общение руководителя с подчинённым  неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости  общения» в управление позволяет  детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно  констатировать, что посредством  общения организуется и реализуется  управление. Благодаря присущей ему  функции воздействия, общение позволяет  согласовывать действия различных  его участников.

Структура управленческого  общения. Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция – процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА. В  процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

Специфика коммуникативных  процессов проявляется в следующих  особенностях:

  • в характере процесса обратной связи;
  • в наличии коммуникативных барьеров;
  • в наличии феномена коммуникативного влияния;
  • в существовании различных уровней передачи информации.

С точки зрения эффективности  управления, для руководителя очень  важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того, очень важно правильно  понимать назначение и уместность следующих  знаковых систем:

    1. Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее);
    2. Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

Каждая в отдельности  знаковая система являет собой некий  рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного  вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной  атмосферы в беседе, если один из её участников своим внешним видом  постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы – создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА. В  результате взаимодействия объекта  и субъекта управления решение принимается  последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что  объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии  общение, избранные руководителем (в  большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости  от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми [4, с. 127]:

  1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
  2. «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
  3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
  4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
  5. «диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА. С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

Межличностная перцепция  – процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона  управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.

Функции управленческого  общения. Предмет изучения общения руководителя с подчинённым является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в  управлении, наиболее важны следующие  функции:

  1. Функция социализации. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
  2. Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.
  3. Координационная функция, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
  4. Функция понимания, то есть не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнёрами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и так далее).
  5. Эмотивная функция, цель которой – возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их помощью собственных переживаний и состояний.

Ориентация в этих функциях и  умелое пользование ими помогает выявить причины возникающих  трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения.

Наука выделяет этико-психологические принципы управленческого общения [1, с. 128]:

  1. Создание условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта и способностей.

Для этого существует техника  делегирования полномочий: подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координация выполнения полученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценка их деятельности.

Информация о работе Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных