Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что особая роль в осуществлении функций управления принадлежит руководителям, но часто возникают споры между руководящим и подчиненными, что влияют на результаты труда коллектива.
Цель работы – анализ влияния коммуникативный особенностей руководителя на стиль общения с подчиненными.
Гипотеза исследования – основная задача руководителя в процессе управления людьми состоит во взаимодействии с персоналом. Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие управленческого общения: структура, функции, принципы..5
2. Виды и формы управленческого общения............................................. 12
3. Вербальные и невербальные средства управленческого общения.... 15
4. Организация системы коммуникаций и преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении.......................................................... 22
Вывод............................................................................................................ 34
Список использованной литературы......................................................... 36
Для оценки атмосферы делового общения важно учитывать и частоту обмена взглядами, длительность задержки взгляда на партнёре, то есть динамические характеристики взгляда или «контакта глаз». Движение глаз, направленность взгляда связываются многими людьми с нравственно-этическими характеристиками человека. Запрет и разрешение на «контакт глаз» являются своеобразными механизмами регуляции отношений между людьми. Обычно сообщение важной информации коммуникатором, а также желание одного из партнёров получить дополнительную информацию сопровождается активным зрительным восприятием. Стремление избежать «контакта глаз» или отведение взгляда от собеседника свидетельствуют о возникновении коммуникативных барьеров. Пристальный неподвижный взгляд говорит о нарушении обратной связи. Несоответствие между характеристиками взгляда и других коммуникативных средств (например, сочетание недоброжелательного взгляда с речевым высказыванием о радости общения с партнёром) показывает неискренность собеседника.
Также не менее важны жесты:
одни помогают говорящему полнее отобразить
объект беседы, другие показывают собеседникам
о настроении друг друга, внутренних
колебаниях, в следующую группу входят
рукопожатия, похлопывания, поглаживания,
прикосновения к одежде и другие
жесты, включающие физический контакт
собеседников. Они широко распространены
в неделовом, интимном общении, где
менее выражено статусно-ролевое
положение партнёров, и свидетельствуют
о близости общающихся. Для управленческого
общения жесты-прикосновения
Поза – как один из
важных неречевых средств общения
наиболее подвержена регулированию, так
как есть определённые каноны в деловом
общении. Когда человек (руководитель)
выступает перед большим
Сидеть в присутствии
собеседника, развалившись на стуле
и положив ноги на стол, может
быть допустимо в обществе близких
друзей во время отдыха. Но такая
же поза в деловом общении у
нас будет расценена как
В управленческом общении, в частности в беседе, важное практическое значение имеет оценка открытости позы партнёра, потому что эта характеристика в большей степени, чем слова собеседника свидетельствуют о восприятии информации, согласии или несогласии с сообщением, доброжелательном или, наоборот, враждебном отношении. На основе этого признака различают открытые позы и закрытые (позы защиты). Об открытости позы, как правило, свидетельствуют раскрытые руки, наклонённый в сторону партнёра корпус тела, перемещение на край стула ближе к партнёру, расстёгнутый пиджак.
Опыт показывает, что соглашения между людьми в расстёгнутых пиджаках достигаются чаще, чем между теми, кто остаётся застёгнутым. Тот, кто менял своё решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстёгивал пиджак. Удержите его в этом положении – и вам, скорее всего легче будет достичь цели. Элементы открытости в позе партнёра по общению говорят о наличии атмосферы доверия, которая является основным принципом управленческой беседы.
Скрещенные на груди руки, сжатые кисти рук, слегка поднятая вверх голова говорят о закрытости позы. К этой же группе можно отнести и поворот головы от собеседника, отведение взгляда в сторону. Обычно они говорят о сомнении, несогласии, о том, что партнёру не нравится ход беседы. Поза, предполагающая отсутствие визуального контакта, как правило, свидетельствует о формальности общения. Поворот корпуса и ноги, обращённые к выходу (если собеседники стоят) показывает, что партнёр уже мысленно закончил беседу и ждёт удобного предлога уйти. Очевидно, что многое из сказанного ему при этом, не будет воспринято, поэтому продолжение беседы в такой ситуации нужно дополнительно мотивировать. Сигналом о желании продолжить разговор будет изменение позы.
К невербальным средствам общения обычно относят и пространственную организацию коммуникации, важным компонентом которой является расстояние между собеседниками. Многие, вероятно, могут вспомнить чувство дискомфорта, когда партнёр по общению, образно говоря, «давит» или «нависает» над вами, сокращая оптимальную дистанцию. С другой стороны, трудно представить себе интимную беседу, участники которой удалены на расстояние более четырёх метров. Здесь также есть определённые закономерности.
Люди, находящиеся в очень близких отношениях, обычно общаются на расстоянии до 50 см («интимная дистанция общения»). С коллегами по работе, знакомыми, не очень близкими друзьями общаются на расстоянии от 0,5 до 1,5 м («личностная дистанция»). В общении типа «начальник-подчинённый» участники обычно удалены друг от друга на 1,5 – 4 метра («официальная дистанция»). Публичное общение с аудиторией или большой группой людей осуществляется на расстоянии более 4 метров («открытая дистанция»).
Таким образом, можно составить своеобразный экспрессивный портрет участников управленческой беседы (прежде всего руководителя), включающий предпочтительные выразительные средства:
4. Организация
системы коммуникаций и
Если высшая администрация
организации ориентирована на постоянные
изменения, а отсутствие изменений
выявляет застой предприятия, то ей необходимо
разработать такую организацию
«коммуникативного
В зависимости от характера
деятельности даже всего предприятия
(фирмы) в целом осуществляются разные
подходы к руководству. Атмосфера,
царящая в организации, во многом
определяет характер общения как
между сотрудниками, так и с
руководством. Выделяют команду так
называемого «боевого корабля» и
«футбольную команду». Если наглядно
представить эти два вида организации
производства, то нетрудно будет провести
ассоциации в сферу управленческой
деятельности. К первой относится
«жёсткая» организация
После того, как определена направленность вашей будущей работы (но только с позиции межличностного общения!), необходимо выработать тактику поведения с подчинёнными, или же наоборот, с руководителем. Как видно из таблицы, данные системы диаметрально противоположны, поэтому и поведение должно соответствовать.
Таблица 2. Организационная структура коммуникаций
«Жёсткая» организация коммуникаций |
«Мягкая» организация коммуникаций |
- «Пирамидальная» структура - У каждого строго определённый фронт работ - Точно описываются права, - Внешняя координация поведения - Заданные способы поведения - Линейный характер мышления как предпочтительный - Манёвренная узость - Инновационная закрытость - Строгая информационная - Ощущение разобщённости - Философия организации: « |
- «Плоская» структура управления - Каждый соотносит свою работу с фронтом общих работ - Права, обязанности и - Самокоординация поведения в соотнесённости с поведением других - Многовариантные способы - Полимерный характер мышления как предпочтительный - Манёвренная широта - Инновационная открытость - Размытая информационная - Ощущение солидарного по - Философия организации: «Дело для человека» |
Малоразговорчивый человек – интроверт. Он предпочитает бумаги живому общению. Поэтому при визите к нему имеет смысл подать письменное изложение своей просьбы.
Если вы не знаете ничего
о руководителе, вы обратитесь к
нему устно или письменно? В этом
случае лучше всего заранее
Важнейшей причиной неадекватности
восприятия информации является наличие
коммуникативных барьеров, обусловленных
как особенностями личности коммуникатора
и реципиента (слушающего), так и
ситуацией общения. В самом общем
смысле коммуникативный барьер –
это психологическое
Очень важно отрабатывать
модель коммуникативного поведения
нижестоящих по отношению к вышестоящим,
но особенно тогда, когда обращение
к ним основано на внесении инициативных
предложений или когда эти
инициативы захватывают сферу
Таблица 3. Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении
Ошибки, допускаемые нижестоящим сотрудником |
Возможные психологические барьеры у вышестоящего партнёра |
Ситуативные требования к поведению |
Важные поведенческие акты в этой ситуации |
Предоставление письменного |
Смысловой барьер непонимания (неубедительность, сомнения, возражения) Эмоциональный барьер: боязнь личных неудобств |
Устный доклад предшествует письменному В письменном докладе учитываются мнения руководителя |
Заранее знать возражения вышестоящего руководителя Заранее знать основные точки соприкосновения управленческих позиций Понять причины возражений руководителя Вовлечь его в обсуждение своих предложений |
В докладной записке указаны
только положительные аспекты |
Настороженность Недоверие к аргументации Несерьёзное отношение к автору нововведений |
В докладной записке по поводу нововведений объективно оценивается не только положительный аспект предложений, но и отрицательный Сопоставляются положительный и отрицательный аспекты, чтобы чётче выявить те реальные проблемы, которые предстоит решать руководителю |
Завоевать расположение руководителя по отношению к себе как к серьёзному аргументатору Лучше подготовить руководителя к
тем возражениям, которые могут
быть со стороны противников обеспечив себе тем самым поддержку при последующем обсуждении нововведений |
Представив доклад по поводу нововведений, торопит руководителя с ответом, проявляет нетерпимость, каждый раз при встрече спрашивает, прочитан ли доклад |
Недовольство Раздражение Неприязнь к нижестоящему Возникновение установки на поиск
только одних недостатков в Предвзятость по отношению к возможным нововведениям |
Необходимо дать возможность руководителю
разобраться в докладной |
Проявить максимум терпения в ожидании ответа на свои предложения Дождаться благоприятной ситуации для корректного напоминания руководителю об ожидании ответа на выдвинутые предложения Избегать упрёков в адрес руководителя в том случае, если докладная записка ещё не прочитана. |
Решает проблему как объективно назревшую, но субъективно ещё не прочувствованную ни руководством, ни коллективом |
Настороженность Подозрительность Недоумение Равнодушие Неприязнь к автору |
Прежде чем ставить и решать проблему необходимо выявить, «чья» это проблема, кто больше заинтересован в её решении |
Выявить «распределение сил» в возможном решении проблемы
Выявить, на чьё мнение и поддержку можно опираться Представлять, что не все, кто заинтересованы в решении проблемы, могут реально помочь в случае необходимости Знать людей, нейтрально относящихся к решению проблемы, ибо они могут в определяющий момент примкнуть к оппонентам |
Предложения высказываются в категорической форме на основе критики недостатков |
Недовольство Раздражение Несогласие Неприязнь |
Предложения о нововведениях высказываются руководителю в форме раздумий |
Щадить самолюбие руководителя Искать благоприятный момент для высказывания своих предложений Опираться на мнение вышестоящего руководства, высказывая своё мнение Использовать мнение непосредственного руководителя таким образом, чтобы новые предложения как-то перекликались и с его точкой зрения Помнить, что руководитель всегда ожидает компетентной помощи от подчинённых, а не лобовой критики своих недостатков |
Пытается привлечь внимание начальника к себе, а не к своей работе |
Недоумение Осторожность Настороженность Внутренний конфликт в оценках личных и деловых качеств подчинённого (по типу симпатии-антипатии) |
Необходимо привлекать внимание начальника не к своим личным достоинствам, а к своей работе, так как он ценит прежде всего отношение работника к делу, умение его организовывать |
Знать деловые интересы руководителя Представлять отчёты, учитывая деловые интересы начальника Давать ему информацию по интересующим его проблемам |
Нарушение субординации путём подчёркивания
своих дружеских отношений с
руководителем в служебное |
Недовольство Раздражение (скрытое) Желание поставить на место того, кто злоупотребляет дружбой |
Нельзя обнаруживать свои дружеские отношения с начальником в служебное время Необходимо соблюдать строгую субординацию с руководителем, чтобы его не обвинили в фаворитизме |
Скрупулёзно соблюдать служебный этикет Не выходить за рамки своих прав и обязанностей в качестве его подчинённого |
Обращается к руководству |
Недовольство Раздражение, возникающее в результате ощущения потери престижа |
Лучше заранее сообщать непосредственному начальнику о встречах с вышестоящим руководством Нельзя дискредитировать служебное положение своего начальника в его собственных глазах и в глазах вышестоящего руководства |
Получить разрешение на такую встречу у непосредственного начальника Проинформировать своего начальника
о результатах встречи с |
Часто отрывает своего начальника от работы, настаивая на том, чтобы он ему что-то разъяснил заново или подправил |
Недовольство Раздражение, возникающее из-за того, что его беспокоят по пустякам, отнимая время |
Необходимо ценить время начальника,
постоянно подчёркивая это |
|
Ищет сочувствия у начальника по поводу трудностей в работе, желая, чтобы начальник знал, сколько сил он отдаёт делу |
Недовольство Неприязнь из-за того, что начальник ожидает напряжённой работы от подчинённых, показывая личный пример |
Нельзя прибавлять свои заботы к
заботам непосредственного |
Проявлять уверенность в преодолении трудностей Подбадривать своего начальника, когда вдруг у него появится желание поделиться своими сомнениями по поводу возникших трудностей |
Стремится получить все указания сразу, в течение одной встречи |
Просить его уделить лишь столько времени, сколько требуется для получения необходимых указаний |
Предлагать свою помощь лишь тогда, когда это даёт возможность сэкономить руководителю время Обращаться к нему лишь тогда, когда допущены ошибки, которые невозможно исправить самостоятельно | |
Пытается скрыть свои недостатки, прилагая максимум усилий, чтобы показать начальнику свои сильные стороны Срыв надежд при обнаружении недостатков |
Разочарование в работнике |
Лучше, если непосредственный начальник точно знает, что его подчинённые могут сделать, а что – нет |
Хорошо знать свои недостатки и быть готовым с ними бороться Быть честным с руководителем, надеясь на его помощь в их преодолении Укреплять его уверенность в том, что тот помогает подчинённым преодолевать недостатки |
Информация о работе Роль общения в деятельности руководителя и подчиненных