Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования: показать значимость семьи в процессе обучения на примере младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников, а предметом – роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в обучении.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это значит: родители по своему желанию могут присутствовать на уроках и на различных занятиях с детьми; могут участвовать в  образовательном процессе в качестве руководителя кружка, в проведении бесед с детьми и экскурсий. Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса; в классных комнатах и рекреациях вывешиваются молнии с выражением благодарности родителям; классным комнатам присваиваются имена родителей, которые оказали значимую моральную и материальную поддержку.

     Главная цель открытой школы в работе с  родителями заключается в том, чтобы  родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.

     Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.

     Успех сотрудничества семьи и школы  обеспечивается благодаря:

     -педагогическому такту и этике взаимоотношений;

     -педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

     -педагогическому просвещению родителей;

     -умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

     -единству требований школы и семьи.

     Сотрудничество  педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

     Сотрудничество  через участие родителей в  жизни класса позволяет:

     -развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;

     -забывать на время о своих проблемах;

     -познакомиться с новыми людьми;

     -ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.

     Основные  направления сотрудничества семьи  и школы:

     -чтение книг совместно с ребенком;

     -выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

     -привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);

     -участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;

     -проведение дней здоровья;

     -проведение совместных праздников с участием родителей (100-й день в школе, 500 дней в школе, 1000 дней в школе);

     -определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;

     -оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;

     -создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

     -предложение родителям домашних обучающих заданий (возможно краткое пояснение для выполнения).

     Для организации взаимодействия школы  и родителей важно иметь представление  о том, как же родители оценивают учителя, что определяет отношение родителей к конкретному учителю. Особенно это касается учителей начальной школы. Именно в первоначальный период обучения ребенка в школе идет налаживание контактов и взаимодействия между педагогами и родителями. Во многом от характера взаимодействия с первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о педагогах в целом [6].

     По  данным многочисленных социологических  опросов 7,8% педагогов обвиняет семью  в том, что ребенок в ней  не воспитывается. В то же время и  родители не очень радужно оценивают  действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.

     Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к  безнравственности. Кроме того, констатируются  изменения в современной  семье. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок.

     Всё труднее педагогу находить общий  язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих  проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда проблемы воспитания и обучения встают особенно остро, родители приходят к учителю.

     В педагогических журналах «Семья и школа», «Начальное образование», «Воспитание  школьника» учителя дают советы родителям  как помочь детям в учебе. Но эти рекомендации, в большинстве случаев, касаются приготовления уроков. Учителя отмечают, что, пытаясь побыстрее перейти к своим домашним делам, родители обычно делают уроки за детей, вместо того чтобы вместе сделать задание, при этом ведущая роль должна принадлежать ребенку, а родитель быть его советником. Некоторые родители в силу своей занятости ограничиваются вопросом: «Ну, как, приготовил задание, сможешь рассказать?» Учителя советуют обязательно поинтересоваться, как он готовил задание. Надо помочь ребенку делать уроки основательно, не отвлекаясь, научить его работать. У ребенка образуется план работы, по которому он работает, а затем он обращается к родителям с просьбой проверить или помочь, в случае если возникли какие-то затруднения.

      Все вышеизложенное означает, что семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Учителя видят в семье потенциальных союзников в развитии интереса к обучению младших школьников. На основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа работает над развитием интереса к обучению [4]. 
 
 

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ 

      Опытная работа по формированию интереса к обучению в семье осуществлялась в школе №40 г. Ижевска  в 1-3 классах.

      Опытная работа проводилась в несколько  этапов.

      I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – для выявления отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе нами было предпринято изучение личных дел школьников со 1 по 3 класс и анкетирование родителей. В личных делах мы обращали внимание на образовательный уровень родителей, хотя и не считали его показателем развития интереса к обучению и на материальную обеспеченность семьи. В Приложении 1 приводится анкета, которая, по нашему мнению, позволяет выявить отношение родителей к развитию познавательных интересов школьников. 

     Нами  было проведено небольшое исследование, где было опрошено 25 родителей учеников со 1 по 3 классы. Из них 13 женщин и 12 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет.

     На  вопрос о любимых занятиях в свободное время получены следующие ответы: на первом месте – приготовление пищи, на втором – просмотр телевизора. Есть ответы  и о том, что в свободное время родители делают уроки с ребенком. Характерно, что проводить время с детьми из 25 человек предпочитают 2 человека и считают это любимым занятием.

     По  данным нашего опроса в прошлом родители отдавали  предпочтение таким школьным предметам как математика и история. По этому пункту можно сделать  вывод о том, что память о познавательных интересах в какой-либо области обучения сохраняется на многие годы.

     Нам важно было также сопоставить  школьные интересы родителей и те предметы, которые в настоящее  время родители охотно помогают освоить  детям. Здесь в этом случае мы обнаружили, что из 25 опрошенных, только 2 родителя, увлекавшиеся ранее математикой, теперь охотно помогают осваивать этот предмет своему ребенку. Во всех остальных случаях школьные интересы родителей не повлияли на их желание помочь своим детям освоить свой любимый школьный предмет.

     Из  тех предметов, которые родители охотно помогают осваивать детям на первом месте стоит математика, на втором месте – русский язык (по – нашему мнению,  это можно объяснить тем, что родители в свои школьные годы сдавали по этим предметам экзамены и поэтому считают освоение этих предметов важным).

     Восьмой вопрос касался опыта родителей  по воспитанию детей, который они  восприняли от своих родителей. Из всех опрошенных  большинство (45%) утверждают, что их родители заботились больше всего о том, чтобы они были сыты, здоровы, аккуратно одеты. 36%  утверждает, что больше всего их родители заботились о том, чтобы на них не жаловались учителя. Совсем незначительная часть родителей вспоминает, что в детстве их родители уделяли внимание школьным достижениям и интересам (достижениям – 13%, интересам – 6%).

     Наиболее  значимым для нас был 9 вопрос («Вы  как родитель чему больше всего уделяете внимание: здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал  в плохую компанию; оценкам, отзывам  учителей, старательности, послушанию в школе; интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками?»), так как он напрямую связан со стремлением родителей развивать именно познавательные интересы у детей.  Результаты, полученные при ответе на этот вопрос,  приведены в табл. 1. 
 
 
 
 

     Таблица 1

ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ,

РОДИТЕЛИ  БОЛЬШЕ ВСЕГО

УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ

ВСЕГО ОТВЕТИЛИ

(ЧЕЛОВЕК)

Здоровью, жизнерадостности

Ребенка, тому, чтобы он не попал

В плохую компанию

 
9
Оценкам, отзывам учителей,

старательности, послушанию в

школе

 
13
Интересу  ребенка, к какому – либо

учебному  предмету, не 

подкрепленному  хорошими

оценками

 
3
Всего опрошено 25

 

     Из  таблицы 1 видно, что больше всего родителей волнуют успехи в учении, здоровье и социально – позитивное поведение детей, а познавательные интересы меньше всего.

     Родителям более всего близка следующая  позиция: «Не важно с интересом  или без интереса, хорошо или плохо  окончил школу, главное чтобы  хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать» (33%). Тем не менее, четверть опрошенных (25%) высоко ставит интерес ребенка к учебе и утверждает, что: «Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться». Но значительная  группа родителей пренебрежительно относится  к познавательным интересам детей и ставит на первое место оценки (42%).

     Таким образом, наше небольшое исследование показало, что семья обладает значительными  возможностями в развитии интересов  к обучению детей, однако, убеждения родителей в том, что познавательный интерес не существенная сторона школьной жизни ребенка не позволяет им реализовывать потенциал семьи в развитии познавательных интересов у школьников в полной мере. Причиной этого по–нашему предположению, основанному на анкетировании родителей, может быть бедность собственных познавательных интересов, отрицательный прошлый опыт и убеждения, формируемые современными социальными условиями. 

     Поэтому можно выделить несколько уровней  отношения семьи к развитию познавательного  интереса ребенка:

     1.Самый  низкий уровень-семья воспитывает  у ребенка отношение к обучению как к чему-то ненужному;

     2.Отсутствие  интереса родителей к обучению  ребенка;

     3.Развитие  интереса к обучению как к  способу общественных достижений - родители ценят в учебе ребенка  пятерки, грамоты, медали;

     4.Семья  влияет на интерес к учебному материалу - это выражается в том, что в семье с ребенком обсуждают, что сегодня интересного изучали, какой предмет ему больше нравится, что проходят. Родители демонстрируют свое отношение к предмету, пересказывают содержание тем, прогнозируют их сложность, пути освоения.

     Низкий  уровень интереса, как правило, наблюдается  в семьях, где противопоставляется  материальное и духовное, где господствуют установки на первичность хорошего питания, жилья, одежды материальных возможностей. Такие установки могут быть как в семьях с высоким материальным достатком, так и с низким.

     Второй  уровень наблюдается в семьях, где акцентируют самостоятельность  ребенка. «Мой все делает сам. Я к  его школьным делам и близко не подхожу»,- обычно говорят родители в таких семьях. Социальные педагоги отмечают, что такая позиция бывает удачной, она действительно развивает самостоятельность, но иногда родители преувеличивают возможности ребенка.

Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)