Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования: показать значимость семьи в процессе обучения на примере младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников, а предметом – роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в обучении.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Инструкция

      Ответьте  на все вышеуказанные вопросы. Если вам очень нравиться заниматься тем, о чем говориться в вопросе, то в клеточке на листе ответов поставьте два плюса; если просто нравиться – один плюс; равнодушны – нуль; если не нравиться – минус.

      Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):

      I – математика, II – техника и компьютер, III – биология, IV – медицина, V – география и геология, VI – история, VII – искусство, VIII – труд в сфере обслуживания, IX –военное дело, X – спорт.

      Степень устойчивости интересов определяется по количеству плюсов в строках (по горизонтали). Если их количество максимально  в I - II колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности, если в III – IV колонках – у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов, если в V – VI колонках – вы приступили к активным практическим занятиям в данной области.

      По  результатам практической работы:

      а) назовите область своих интересов;

      б)запишите, какие профессии относятся к  этой области, какие из них вам  нравятся.

      Лист  ответов

I II III IV V VI VII VIII IX X
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

 

Приложение 3

      Беседа  с родителями о  интересе к обучению (план)

  1. Познавательный  интерес, его сущность.
  1. Советы  родителям по развитию познавательных интересов у детей:
    • Беседа  о книгах (совсем не читают), можно  читать вместе, обсудить кое-что.
    • Музыка. (родители сетуют на то, что дети слушают какую-то ерунду).
    • Фильмы, познавательные компьютерные игры.
    • Общие интересы в семье (у мальчиков общий интерес с папами - техника).

Приложение  4

 

ДЕНЬ  СЕМЬИ «МАМА, ПАПА, Я - ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» 

Цели: узнать интересы каждой семьи, сколько времени родители уделяют своим детям, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга.

Родителей приглашают за столики.

l-й  ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Ребята! Учителя! Как хорошо, что Мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

2-й  ведущий. Дети - это чудо света,

        Я увидел это сам

        И причислил  чудо это

        К самым  чудным чудесам.

        Мы пред будущим в ответе:

        Наша радость, боль и гpycть,

        Наше будущее - дети...

        Трудно  с ними, ну и пусть.

        В наших  детях наша сила,

        Внеземных миров огни.

        лишь бы будущее было

        Столь же светлым, как они.

l-й  ведущий. Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Для этого нам нужно две команды: первая комaнда - папы и девочки, вторая команда - мамы и мальчики. Выберите себе кaпитaнов.

   Первый  урок- урок рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сын или дочь рисует своих родителей, а родители рисуют своих детей.

     Раздается материал для рисования, создается жюри.

  Собираются рисунки,  показываются зрителям  и

 передаются  в жюри, которое их оценивает.

l-й  ведущий. Рисунки вы можете увидеть на выставке, а сейчас, дорогие родители, перед вами выступят ваши дети. Это было их домашнее задание.

Выступление детей

2-й  ведущий. А сейчас состоится следующий урок, на нем родители ответят на вопросы анкеты.

Ведущие раздают анкеты.

Вопросы анкеты:

  • Сколько времени вы в день уделяете своим детям?
  • Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?
  • Какой последний кинофильм вы смотрели вместе с детьми?
  • Как дети помогают вам?
  • Гордитесь ли вы своими детьми?

Родители заполняют анкеты.

l-й  ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы.

Звучат  ответы ребят, записанные на магнитофон.

Вопросы для детей:

1. Много ли  ты времени проводишь с мамой и папой? .

2. Где и как  вы проводите свободное время?

З. Какой последний  кинофильм ты смотрел вместе с  родителями?

4. Помогаешь  ли ты маме и папе?

5. Что больше  всего тебе нравится в твоих  родителях?

6. Гордишься ли ты своими родителями?

7. Если бы  ты был волшебником, что бы ты сделал для них? 

2-й  ведущий. Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенныe вопросы и, конечно же, узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу или матери об их достоинствах или недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать родителям это необходимо.

   Далее жюри может прочитать  отдельные ответы родителей.

l-й  ведущий. Сейчас мы с вами проведем конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот, кто действительно помогает маме или папе. Командам необходимо выполнить следующие задания (участвуют только мальчики и девочки):

1. Рассказать, как сварить борщ. (В руках у ребят карточки, на которых

перечислены продукты, необходимые  для приготовления борща. а

также лишние. Ребята должны выбрать необходимое  и сообщить рецепт приготовления борща.)

2. Рассказать, как  испечь пирог.

З. Заплести косичку  сестренке (за 1 минуту).

4. Покормить  сестричку (1 минута).

                 Жюри  оценивает конкурсы.

2-й  ведущий. Сейчас проведем конкурс Для пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель. Участвуют две команды - по три папы и три сына. (При оценивании учитывается не только скорость, но и сколько картофеля и сколько отходов получилось.)

l-й  ведущий. Молодцы, папы! Молодцы, сыновья! На, а теперь мы приглашаем мам и девочек Мамы сидят на стуле с завязанными глазами, мимо проходят дочери. Мама должна узнать свою дочь по руке. И наоборот.

Жюри  оценивает конкурсы.

2-й  ведущий. Уважаемые родители, ребята очень тщательно готовились к этой встрече. Они сами для вас изготовили сувениры. (Ребята вручают подарки своим родителям.)

l-й  ученик.

             Люблю тебя, мама,

             За что, я не знаю,

             Наверно, за то, что 

             Дышу и мечтаю.

             И радуюсь солнцу,

             И светлому дню – 

             За это тебя я,

             Родная, люблю.

             За небо, за ветер,

             За воздух вокруг...

             Люблю тебя, мама,

             Ты - лучший мой друг.

2-й  ученик.

             Ни усталости не зная,

             Ни покоя каждый час,

             День и ночь родная мама

             Все тревожится о  нас.

             Нас баюкала, кормила,

             У кроватки пела нам.

             Первой нас она  учила 

             Добрым, радостным  словам.

             Сколько ночек не спалось ей,

             Если вдруг болели мы,

             Сколько плакать  довелось ей

             В комнатушке среди  тьмы. 

3-й  ученик

        Кто кручинится, когда мы

        Опечалены подчас.

        Сколько радости у мамы,

        Если  кто-то хвалит нас.

        Сколько мук ей было с нами,

        И нaгpaд  не надо ей,

        Об  одном мечтают мамы – 

        О любви  своих детей.

Исполняются 2-3 номера художественной самодеятельности.

2-й  ведущий. Мы приглашаем всех гостей на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазeтy. (Родители рассматривают в ней фотографии своих детей в раннем возрасте. Под фото шутливые подписи, например: «Надоело мне в манеже, я хочу на воздух свежий», «Без поддержки и опоры мне сидеть еще не скоро», «С папой я своим дружу – каждый день гулять хожу» и др.)

l-й ведущий. А сейчас проведем урок русского языка. (Каждой команде дают планшеты с написанными на них буквами: г,р,а,м,о,т,е,и,м,а,т,е,м,а,т,и,г,е,с,п,и,е. Ведущие называют слова, которые можно составить из этих букв. Участники игры, на чьих планшетах написаны соответствующие буквы, делают шаг вперед и составляют слово.)

Жюри  оценивает конкурс.

2-й  ведущий. Молодцы, папы и мамы! Молодцы, ребята! А сейчас проведем контрольную работу по математике. (Команды получают листочки с занимательными заданиями по математике.)

l-й  ведущий. Ну, а теперь мы узнаем, чья команда у нас самая читающая. Для этого мы проведем несколько конкурсов. 
 

1-й  конкурс – блицтурнир

    Каждой  команде предлагается конверт с карточкой, на которой четыре вопроса (первый вопрос - загадка, второй - на знание, третий предполагает в ответе юмор, находчивость, четвертый - текст на умение логически мыслить).

Вопросы блицтурнира

l-я  группа вопросов - загадки:

1. В одну дырку  вошел, а в три вышел. Кажется,  что вышел, а на самом деле  вошел. (Майка, рубашка.)

Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)