Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования: показать значимость семьи в процессе обучения на примере младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников, а предметом – роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28

Работа состоит из  1 файл

роль семьи в обучении.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     Третий  уровень характерен для семей  различного типа. По нашим данным таких  семей большинство. Для них важны внешние сигналы о том, что все благополучно и что пройден очередной этап обучения.

     Четвертый уровень характерен для семей, в  которых приоритет отдается духовным ценностям. Таких семей по нашим  данным мало, но именно этот тип отношений  семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно считать оптимальным.

    На  II этапе была поставлена цель – формирование интересов, увлечений и направленности личности. Были проведены следующие мероприятия: классный час «Это мои увлечения и интересы», беседа с родителями о сущности познавательного интереса, мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья», «Проще простого» (см. Приложения 2,3,4,5).

    Проводился  классный час «Это мои увлечения  и интересы» с целью показать широту интересов школьников, заставить ребят задуматься над тем, как их сегодняшние интересы помогут им в будущем, развить познавательную мотивацию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Детям было интересно рассказывать своим одноклассникам о своих интересах и увлечениях.

    Была проведена беседа с родителями о познавательном интересе, в ходе которой было рассказано о самом интересе и его сущности, были даны советы по его развитию у детей. Также обсуждались следующие вопросы: что читают наши дети, что смотрят по телевизору, какую музыку слушают, чем увлекается это поколение, и как родители влияют на развитие интересов.

    Беседа  с родителями была поучительная, результативная. После нее родители с детьми стали  проводить беседы об уроках, просмотренных  книгах, стали говорить с ними о  музыке, просмотренных фильмах, передачах.

    Мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья» проводилось с целью: узнать интересы каждой семьи, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга, в чем главную роль сыграла совместная деятельность. Родители и дети остались довольны данным мероприятием, и пожелали, чтобы совместные праздники проходили чаще.

    Проведенная работа не прошла бесследно, родители стали больше внимания уделять своим  детям, заботиться об их учебе, развивать  у них познавательный интерес, расширять  кругозор, стали более требовательны  к своим детям. Цель опытной работы – повысить уровень познавательного интереса – была достигнута. У детей появились новые интересы, что в принципе является не плохим результатом.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Семья – важнейший источник социального  и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека.

      Семья удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

      Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.

      Семья и школа - два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка. Учителя видят в семье потенциальных союзников в развитии интереса к обучению младших школьников. На основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа работает над развитием интереса к обучению. 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Бардин К.В. Как научить детей  учиться. – М.: Просвещение, 1987.

      2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.

      3. Гребенников, И.В. Основы семейной  жизни. – М.: Просвещение, 1991.

      4. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья,  дети, школа. – М., 1989.

      5. Кувалдина М.М. Роль семьи в формировании познавательной мотивации.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. - С. 79-81.

      6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 2003.

      7. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1979.

      8. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск, 2000.

      9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Министерство  образования и науки Удмуртской Республики

      Государственное образовательное учреждение

      среднего  профессионального образования

      «Ижевский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

      К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

      по  психологии 

      Тема: Роль семьи в обучении (на примере начальных  классов) 
 
 

                                                                               Выполнил:     
 

           

                                                                               Руководитель: 
 
 
 
 

      2010 г.

     Приложение 1 

     Анкета  для родителей

     1.Пол:  муж.

                 Жен.

     2.Возраст:…………………………..

     3.Профессия:……………………….

     4.Наличие  детей:……………………

     5.Чем  любите заниматься в свободное  от работы время?..........................................

     6.Какой  из школьных предметов вы, по  – вашему мнению, помните лучше  всех и с удовольствием стали бы изучать его вновь?............................................................

     7.Какой  учебный предмет вы охотно  помогаете осваивать вашим детям?.........................................................................................................................

     8.Когда  вы учились в школе, ваши  родители уделяли больше всего  внимания (отметьте ответ, отражающий  ваш жизненный опыт):

     а) тому, чтобы вы были сыты, здоровы, аккуратно  одеты;

     б) тому, чтобы на вас не жаловались учителя;

     в) оценкам, похвальным листам, грамотам и прочим достижениям;

     г) тому, какой предмет вам интересен, какой труден, помогали преодолевать трудности;

     д) обсуждали материал различных учебных  предметов, читали книги, рассказывали о том, в каких профессиях пригодится изучаемая наука;

     9.Вы  как родитель чему больше всего  уделяете внимание:

     а) здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию;

     б) оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе;

     в) интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками;

     10.Отметьте, какая из высказанных ниже  позиций вам наиболее близка:

      1.Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно  учиться.

      2.Если ребенку учиться нравиться,  если ему интересно в школе,  но он получает плохие оценки, грош цена такому интересу.

     3.Интерес  к учебе личное дело каждого,  главное чтобы ребенок слушался  и получал хорошие оценки.

     4.Не  важно с интересом или без  интереса, хорошо или плохо окончил  школу, главное чтобы хорошо  устроился в жизни, научился зарабатывать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

 

Классный  час «Это мои увлечения  и интересы» 

      Цели:

  1. показать широту интересов одноклассников;
  2. заставить ребят задуматься над тем, как их сегодняшние интересы помогут им в будущем;
  3. развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию;
  4. развить познавательную мотивацию, активность и самостоятельность.
 

    На  доске записано название классного часа «Это мои увлечения и интересы». (Отталкиваемся от этого. Дети прочитали запись на доске.) Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о наших интересах.

Что такое интерес?

(спросить у детей, а потом сказать формулировку и записать формулу)

Интерес – это индивидуальная особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности, иначе – «хочу знать».

ФОРМУЛА ИНТЕРЕСОВ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ  ЭМОЦИИ + ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ = ИНТЕРЕС

(попросить учащихся расшифровать каждый «компонент») 

Каково  значение интересов  в жизни человека?

Значение  интересов в жизни человека очень  велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор; помогают преодолевать трудности, препятствия и т. д.

    А теперь узнаем, кто из вас чем интересуется. Для этого сядем все в круг, чтобы всех было видно. И выполним несколько упражнений для определения и развития познавательных интересов.

Упражнения  для определения  и развития познавательных интересов школьников

  «Мой портрет в  лучах солнца»

    Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга  напишите своё имя или нарисуйте  свой портрет. Затем вдоль лучей  напишите все свои интересы, достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.

«Рисунок»

    В течение 5 мин. нарисовать или описать  предмет своего интереса. После выполнения задания все рисунки или описания вкладываются в «волшебный ящик». Затем, доставая по одному, группа угадывает, кто это нарисовал или написал, и автор после «защищает» предмет своего интереса.

«Футболка с надписью»

    В течение 5-7 минут придумать и записать на листочке надпись, которую вы бы сделали на своей футболке. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о вас сейчас, о ваших занятиях, интересах.  

    Проделав  данные упражнения, мы узнали, чем интересуется каждый из вас. А сейчас проведем анкету интересов, в результате которой  каждый узнает область  своих интересов. И ответите, совпадают ли результаты.  

    Анкета  интересов

Любите  ли вы? Нравится ли вам?..

  1. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические  досуги» и т. п.
  2. Читать технические журналы, журналы о компьютерах.
  3. Читать о жизни растений и животных.
  4. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
  5. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
  6. Читать книги об исторических личностях и событиях.
  7. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую музыку.
  8. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
  9. Читать книги о войнах и сражениях.
  10. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
  11. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  12. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках компьютерной техники.
  13. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
  14. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
  15. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
  16. Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.
  17. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
  18. Заботиться об уюте в доме, в классе. Приводить в порядок своё помещение.
  19. Знакомиться с военной техникой.
  20. Ходить на матчи и спортивные состязания.
  21. Решать математические задачи.
  22. Читать технические чертежи и схемы.
  23. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.
  24. Изучать причины возникновения разных болезней.
  25. Собирать коллекции минералов.
  26. Изучать историю возникновения народов и государств.
  27. Декламировать, петь, выступать на сцене.
  28. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.
  29. Принимать участие в военизированных походах.
  30. Играть в спортивные игры.
  31. Заниматься в математическом кружке.
  32. Собирать и ремонтировать различные механизмы.
  33. Заниматься в биологическом кружке.
  34. Знакомиться с работой медсестры и врача.
  35. Составлять геологические и географические карты.
  36. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
  37. Заниматься в драматическом кружке.
  38. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь сделать прическу и т. п.).
  39. Участвовать в военных играх и походах.
  40. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
  41. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
  42. Делать модели самолетов, кораблей или какие-либо иные конструкции.
  43. Участвовать в биологических олимпиадах.
  44. Ухаживать за больными.
  45. Ходить в походы, изучать местность.
  46. выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
  47. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
  48. Заботиться об экономии семейного бюджета.
  49. Быть организатором в играх и походах, каких-либо делах.
  50. Заниматься в спортивной секции.
  51. Организовывать математические конкурсы.
  52. Принимать участие в технических выставках.
  53. Проводить опытническую работу по биологии.
  54. Перевязывать ушибленные, резаные раны товарищам.
  55. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
  56. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения.
  57. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
  58. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.
  59. Изучать военное дело.
  60. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)