Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:41, курсовая работа
Цель исследования: показать значимость семьи в процессе обучения на примере младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников, а предметом – роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………5
1.1. Функции семьи в процессе формирования и развития личности………………………………………………….….5
1.2. Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников……………………………..………..9
1.3. Взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению у младших школьников………………………....16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В СЕМЬЕ……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………..…26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...………28
Третий уровень характерен для семей различного типа. По нашим данным таких семей большинство. Для них важны внешние сигналы о том, что все благополучно и что пройден очередной этап обучения.
Четвертый уровень характерен для семей, в которых приоритет отдается духовным ценностям. Таких семей по нашим данным мало, но именно этот тип отношений семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно считать оптимальным.
На II этапе была поставлена цель – формирование интересов, увлечений и направленности личности. Были проведены следующие мероприятия: классный час «Это мои увлечения и интересы», беседа с родителями о сущности познавательного интереса, мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья», «Проще простого» (см. Приложения 2,3,4,5).
Проводился классный час «Это мои увлечения и интересы» с целью показать широту интересов школьников, заставить ребят задуматься над тем, как их сегодняшние интересы помогут им в будущем, развить познавательную мотивацию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Детям было интересно рассказывать своим одноклассникам о своих интересах и увлечениях.
Была проведена беседа с родителями о познавательном интересе, в ходе которой было рассказано о самом интересе и его сущности, были даны советы по его развитию у детей. Также обсуждались следующие вопросы: что читают наши дети, что смотрят по телевизору, какую музыку слушают, чем увлекается это поколение, и как родители влияют на развитие интересов.
Беседа с родителями была поучительная, результативная. После нее родители с детьми стали проводить беседы об уроках, просмотренных книгах, стали говорить с ними о музыке, просмотренных фильмах, передачах.
Мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья» проводилось с целью: узнать интересы каждой семьи, определить уровень познавательного интереса в семье, занимаются ли родители развитием его у своих детей, помочь родителям лучше узнать своих детей, их способности, сплотить семью, чтобы родители и дети стали лучше понимать друг друга, в чем главную роль сыграла совместная деятельность. Родители и дети остались довольны данным мероприятием, и пожелали, чтобы совместные праздники проходили чаще.
Проведенная работа не прошла бесследно, родители стали больше внимания уделять своим детям, заботиться об их учебе, развивать у них познавательный интерес, расширять кругозор, стали более требовательны к своим детям. Цель опытной работы – повысить уровень познавательного интереса – была достигнута. У детей появились новые интересы, что в принципе является не плохим результатом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека.
Семья удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
Семья
и школа - два социально значимых института,
от согласованности действий, которых
зависит эффективность процессов воспитания
и обучения ребенка. Учителя видят в семье
потенциальных союзников в развитии интереса
к обучению младших школьников. На основе
познавательных интересов, которые рождаются
и развиваются в семье, школа работает
над развитием интереса к обучению.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.
3.
Гребенников, И.В. Основы
4. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
5. Кувалдина М.М. Роль семьи в формировании познавательной мотивации.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. – Киров, 2004. - С. 79-81.
6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 2003.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1979.
8. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск, 2000.
9.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. –
М.: Педагогика, 1988.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ижевский
педагогический колледж»
ПРИЛОЖЕНИЕ
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по
психологии
Тема:
Роль семьи в обучении (на
примере начальных
классов)
2010 г.
Приложение
1
Анкета для родителей
1.Пол: муж.
Жен.
2.Возраст:…………………………..
3.Профессия:……………………….
4.Наличие детей:……………………
5.Чем
любите заниматься в свободное
от работы время?..............
6.Какой
из школьных предметов вы, по
– вашему мнению, помните лучше
всех и с удовольствием стали
бы изучать его вновь?........................
7.Какой
учебный предмет вы охотно
помогаете осваивать вашим
8.Когда вы учились в школе, ваши родители уделяли больше всего внимания (отметьте ответ, отражающий ваш жизненный опыт):
а) тому, чтобы вы были сыты, здоровы, аккуратно одеты;
б) тому, чтобы на вас не жаловались учителя;
в) оценкам, похвальным листам, грамотам и прочим достижениям;
г) тому, какой предмет вам интересен, какой труден, помогали преодолевать трудности;
д) обсуждали материал различных учебных предметов, читали книги, рассказывали о том, в каких профессиях пригодится изучаемая наука;
9.Вы
как родитель чему больше
а) здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию;
б) оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе;
в) интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками;
10.Отметьте, какая из высказанных ниже позиций вам наиболее близка:
1.Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться.
2.Если ребенку учиться
3.Интерес
к учебе личное дело каждого,
главное чтобы ребенок
4.Не
важно с интересом или без
интереса, хорошо или плохо окончил
школу, главное чтобы хорошо
устроился в жизни, научился зарабатывать.
Классный
час «Это мои увлечения
и интересы»
Цели:
На доске записано название классного часа «Это мои увлечения и интересы». (Отталкиваемся от этого. Дети прочитали запись на доске.) Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о наших интересах.
Что такое интерес?
(спросить у детей, а потом сказать формулировку и записать формулу)
Интерес – это индивидуальная особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности, иначе – «хочу знать».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ + ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ = ИНТЕРЕС
(попросить
учащихся расшифровать
каждый «компонент»)
Каково значение интересов в жизни человека?
Значение интересов в жизни человека очень велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор; помогают преодолевать трудности, препятствия и т. д.
А теперь узнаем, кто из вас чем интересуется. Для этого сядем все в круг, чтобы всех было видно. И выполним несколько упражнений для определения и развития познавательных интересов.
Упражнения для определения и развития познавательных интересов школьников
«Мой портрет в лучах солнца»
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои интересы, достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
«Рисунок»
В
течение 5 мин. нарисовать или описать
предмет своего интереса. После выполнения
задания все рисунки или
«Футболка с надписью»
В
течение 5-7 минут придумать
и записать на листочке
надпись, которую вы
бы сделали на своей
футболке. Важно, чтобы
она что-нибудь говорила
о вас сейчас, о ваших
занятиях, интересах.
Проделав
данные упражнения,
мы узнали, чем интересуется
каждый из вас. А сейчас
проведем анкету интересов,
в результате которой
каждый узнает область
своих интересов.
И ответите, совпадают
ли результаты.
Анкета интересов
Любите ли вы? Нравится ли вам?..
Информация о работе Роль семьи в обучении (на примере начальных классов)