Роль внимания в познавательных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2

II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4

1. Явление и определение внимания ……………………………4
2. Функции и виды внимания ……………………………………5
3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
4. Основные свойства внимания ………………………………..18
5. Расстройство внимания ……………………………………….22
6. Развитие внимания ……………………………………….……24

III. ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37

Работа состоит из  1 файл

внимание курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)
 

                                           СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2
 
  1. РОЛЬ  ВНИМАНИЯ  В  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4

              

    1. Явление и определение внимания ……………………………4
    2. Функции и виды внимания ……………………………………5
    3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
    4. Основные свойства внимания ………………………………..18
    5. Расстройство внимания ……………………………………….22
    6. Развитие внимания ……………………………………….……24
 

  III.        ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28

  

  IY.         ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

  I. ВВЕДЕНИЕ 

  Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несостоятельность» внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром.

  Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и 
сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей 
системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

  Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.

  В своей работе я поставила цель: дать наиболее полное определение термину “внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции, рассказала о физиологической основе внимания. Так же, мною были поставлены задачи: выявить причины расстройства внимания и наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания. В практической части работы представлены различного рода сведения, касающиеся приведенных там упражнений, заданий и тестов: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам.   В своей курсовой работе я использовала работы таких авторов, как Ж. Годфруа, П.С.Гуревич, Р.С. Немова, А.Г.Маклакова, и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ 

  1. Явление и определение  внимания

   Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чём-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. [36]

 Под направленностью психической деятельности следует подразумевать её избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определённый промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Например, можно легко направить своё внимание на решение определённой задачи, но если невозможно сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли возможно решить эту задачу.

 Как следует из данного определения, другой характеристикой внимания является  сосредоточенность. Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углублённость в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряжённость внимания, т.е. требуется большая углублённость. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда не удаётся отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.

 Направленность  и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда мы направляем на что-либо своё внимание, то одновременно с этим сосредотачиваемся на этом. И наоборот, когда мы сосредотачиваемся на чём-либо, то направляем на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углублённостью в занятие. [19]

 С вниманием  в его высших формах связывают  регулирование протекания психических  процессов и сознательного поведения человека.

 Внимание  может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости  от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы  проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).

 Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание способствует повышению их эффективности. Так, с вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующегося образа. 

  1. Функции и виды внимания

 Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

 Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 Рассмотрим  основные виды внимания. Таковыми являются:

  • природное;
  • социально обусловленное внимание;
  • непосредственное и опосредствованное внимание;
  • непроизвольное и произвольное внимание;
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

   Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

 Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

 Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. [21]

 Непроизвольное  внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение.  Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

 Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.

 Новизна может заключаться в появлении  ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств  действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в  отсутствии знакомых раздражителей, в  перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает всё необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.

 Внимание  привлекают сильные раздражители: громкие  звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная  интенсивность раздражителя, т.е. соотношение  раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями; решающее значение, таким образом, имеет контраст между ними. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так, маленькие предметы скорее замечаются среди крупных, треугольник – среди прямоугольников.

 Непроизвольное  внимание вызывают раздражители, соответствующие  потребностям индивида, значимые для него. Так, в экспериментальных условиях испытуемый, сосредоточиваясь в соответствии с инструкцией на восприятии сообщения, зачитываемого диктором, и достаточно успешно отвлекаясь от параллельно звучащего голоса другого человека, тем не менее, когда последний произносил имя испытуемого, немедленно обращал на него внимание.

 Исключительно велика роль непосредственного интереса в непроизвольном внимании. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение.

 Непроизвольное  внимание связано с общей направленностью личности. Например, новую театральную афишу скорее заметит человек, интересующийся театром, при этом, быть может, не обратив внимание на объявление о предстоящем футбольном матче. Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких-либо волевых усилий с его стороны. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Информация о работе Роль внимания в познавательных процессах