Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:33, курсовая работа
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2
II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4
1. Явление и определение внимания ……………………………4
2. Функции и виды внимания ……………………………………5
3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
4. Основные свойства внимания ………………………………..18
5. Расстройство внимания ……………………………………….22
6. Развитие внимания ……………………………………….……24
III. ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28
IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37
Вниманию присущи различные качества: концентрация, распределение, переключаемость, объём. Концентрированность внимания – это когда человек как бы не замечает многого постороннего вокруг себя, будучи погружён в своё дело. Концентрированность внимания на узком круге объектов важна, например, сборщику электронных микросхем, многим контролёрам готовой продукции. Распределённость внимания – это способность человека одновременно удерживать в сознании относительно широкий круг разных объектов и видов деятельности. Например, педагог на занятии должен следить и за своей речью, поведением, и за всеми учащимися, отмечая признаки понимания ими учебного материала, и за течением времени занятия и т.п. Устойчивость внимания – это способность человека длительное время удерживать свою активность в заданных пределах предметной области, не отвлекаясь на что-то постороннее. Например, один учащийся в токарной мастерской неотступно выполняет задание, а другой – то побежит «поболтать» с соседом, то заглядится в окно и пр. Они, таким образом, различаются как раз по признаку устойчивости внимания. Переключаемость внимания – это способность человека преднамеренно и быстро переходить от сосредоточения на одной деятельности к сосредоточению на другой. Например, ткачиха-многостаночница должна планомерно обращать внимание на разные станки, на их передние и задние планы, на состояние основы, натяжение ткани и т.п.
Недостатком внимания является рассеянность. Рассеянность – это нарушение процесса внимания. Она может быть следствием органического поражения, заболевания нервной системы, несформированности действий контроля и самоконтроля, утомления, сниженной мотивации («неинтересно»), односторонней сосредоточенности человека на какой-либо работе, идее (так называемая «профессорская рассеянность»). В работе с людьми надо всякий раз разбираться в причинах недостатков их внимания, рассеянности.
Направленность личности – это система мотивов устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных ситуациях.
Направленность личности всегда обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как потребности, интересы, идеалы.
Потребность – это субъективное отображение испытываемой человеком нужды в чём-либо важном для существования и развития. Потребность может пониматься либо как свойство человека, относительно устойчиво характеризующего его (например, потребность в труде, в общении, в шумных развлечениях и пр.), либо как временное психическое состояние. Интерес – это бескорыстное познавательное побуждение, сопровождающееся осознанием цели деятельности и положительными эмоциями. Идеалы – это мыслимые (воображаемые) эталоны, образцы жизни, деятельности, личности, поведения, которые в ходе воспитания и самовоспитания складываются у людей и являются компонентом направленности личности.
Управление
своим вниманием сообразно
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
МГУ, 1982
психологии /Под ред А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1983
//Хрестомтия по вниманию. – М.,1976
4. Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна.
Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Прогресс, 2003
5. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Психология: Хрестоматия :
В 2-х ч. Ч.1. – М.: Современная гуманитарная академия, 2004
6. Гальперин, П.Я., Кабыьницкая, С.Л. Экспериментальное формирование
внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974
7.Гиппеенрейтер, Ю.Б. Деятельность и внимание //А.Н.Леонтьев и
современная психология /Под ред.
А.В.Запорожца, В.П.Зинченко и
М.: Изд-во МГУ, 1983
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1.- 2-е изд., стереотип.: Пер.
с франц. – М.: Мир,1996
9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии.- Л.: Изд-во ЛГУ,
1984
10. Гуревич, П.С. Психология: Учеб. пособие. – М.: Старик Ватулинг, 2005
11. Дормышев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания. М.:Тривола,1999
12. Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешкова, Т.А. Внимание школьника.
– М., 1987
13. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб.пособ. – Мн.:
Харвест, 2003
14. Климов, Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
15. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Кн. для уч-хся ст. классов.-
3-е изд., доп. – М.: Наука, 2002
16. Ланге, Н.Н. Внимание //Хрестоматия по вниманию /Под ред.
А.Н.Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1976
17. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975
18. Лурия, А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей
психологии. – М.: Изд-во МГУ,1975
19. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2004
20. Нейрофизиологические механизмы внимания /Под ред. Е.Д.Хомской. –
М.: Изд-во МГУ, 1979
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3-х кн. Кн. 1. – 2-е изд. – М.:
Владос, 1995
22. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского и др. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Просвещение, 1981
23. Общая психология: Курс лекций /Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос,1995
24. Общая психология: Учеб. /Под общ. ред. А.В.Карпова. – М.: Гардарики,
2005
25. Общая психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В.
Брушлинский, В.П.Зинченко и
перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1996
26. Педагогическая психология: конспект лекций /Сост. С.В.Кошелева.-
М.:АСТ; СПб.: Сова, 2005
27. Практикум по общей психологии: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов
/А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред.
мА.И.Щербакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990
28. Практикум по психологии. – СПб.: Лань, 2002
29.Психологический
словарь /Под ред. В.П.
2-е изд, перераб. и доп. –
М.: Педагогика-Пресс, 2001
30.Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 2003
31.Психология:
Учебник для гуманитарных
В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2006
32.Психология: Хрестоматия в 2-х т. Т.1. – М.: Совр. гуманит. академия,
2004
33.Психология внимания /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. –
М.,1998
34.Рибо, Т. Психология внимания //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976
35.Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000
36.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учеб.пособ. – 14-е изд.-
Ростов н/Д: Феникс, 2005
37.Страхов, В.И. Очерки психологии внимания. – Саратов, 1994
38. Титченер, Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976
39. Узнадзе, Д.Н. Установка у человека //Хрестоматия по вниманию. – М.,
1976
40. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея,
В.Я.Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1976
41. Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мироненко; под ред.
А.В.Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987.
Информация о работе Роль внимания в познавательных процессах