Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:33, курсовая работа
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2
II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4
1. Явление и определение внимания ……………………………4
2. Функции и виды внимания ……………………………………5
3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
4. Основные свойства внимания ………………………………..18
5. Расстройство внимания ……………………………………….22
6. Развитие внимания ……………………………………….……24
III. ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28
IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛАНК
Жирный шрифт | ||||||||||
Светлый курсив |
Жирный шрифт | ||||||||||
Светлый курсив |
Жирный шрифт | ||||||||||
Светлый курсив |
Результаты:__________________
ЗАДАНИЕ. Перед вами 49 чисел – 25 жирным шрифтом и 24 – светлым курсивом. Нужно отыскивать числа, выделенные жирным шрифтом, от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а светлым курсивом от 24 до 1 – в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 – жирным шрифтом, 24 – светлым курсивом, 2 – жирным шрифтом, 23 – светлым курсивом и т.д. Когда найдете число, запишите в контрольный бланк стоящую рядом с ним букву.
Время
выполнения задания – 5 мин.
КЛЮЧ
Жирный шрифт | е | х | и | ц | о | д | у | м | ж | с | к | т |
Светлый курсив | е | м | о | д | п | ф | с | б | ц | з | ш | н |
Жирный шрифт | ч | ш | в | н | з | п | з | п | ф | б | ш | г | я |
Светлый курсив | х | т | а | к | ч | ж | р | о | в | п | и | г |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения и переключения внимания):
Количество верных ответов | 46-49 |
40-45 |
31-35 |
26-30 |
21-25 |
16-20 |
11-15 |
5-10 |
4 |
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1) 627; 2) 786; 3) 782; 4) 489; 5) 345; 6)372; 7)852; 8) 293; 9) 645; 10) 459
273 529 432 697 978 489 456 324 842 354
923 576 873 345 648 563 754 382 364 786
763 427 963 239 896 243 739 293 683 724
728 498 759 438 583 234 825 546 597 734
635 576 846 253 627 883 857 352 972 283
932 645 942 524 393 624 678 945 786 283
259 469 836 594 638 425 927 459 98 574
895 357 795 376 654 389 742 589 835 492
659 297 537 379 954 362 852 475 938 745
673 248 349 867
953 472 863
285 798 372
Результаты:___________________
ЗАДАНИЕ. Найти в таблице и
обвести кружком указанные
1) 627; 2) 786; 3) 782; 4) 489; 5) 345;
6) 372; 7) 852; 8) 293;
9) 645; 10) 459
КЛЮЧ
273 529 432 697 978 4)489 456 324 842 354
923 576 873 5)345 648 563 754 382 364 3)786
763 427 963 239 896 243 739 8)293 683 724
728 498 759 438 583 234 825 546 597 734
635 576 846 253 1)627 883 857 352 972 283
932 9)645 942 524 393 624 678 945 2)786 283
259 469 836 594 638 425 927 10)459 98 574
895 357 795 376 654 389 742 589 835 492
659 297 537 379 954 362 7)852 475 938 745
673 248 349 867
953 472 863
285 798 6)372
ТЕСТ МЮНСТЕРБЕРГА НА ВОСПРИЯТИЕ
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
кэкзаментрочягшгцкпрокуроргурс
нтсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхт
щзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпвоспр
энздйцукенгшщзхъвафыапролдблюб
лдспектакльячсмитьбюжюерадость
кнародшлджьхэшщгиеенкуыфйшрепо
фывюефбьконкурсйфячыцувскарпли
юдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтр
вкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячв
нлабораториягщдщнруцтргшщтлрос
таопрукгвсмтрпсихиатриябплмстч
Результаты:___________________
ЗАДАНИЕ. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркните.
Время выполнения задания –
2 мин.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.
В тексте 24 слова.
КЛЮЧ
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
кэкзаментрочягшгцкпрокуроргурс
нтсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхт
щзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпвоспр
энздйцукенгшщзхъвафыапролдблюб
лдспектакльячсмитьбюжюерадость
кнародшлджьхэшщгиеенкуыфйшрепо
фывюефбьконкурсйфячыцувскарпли
юдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтр
вкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячв
нлабораториягщдщнруцтргшщтлрос
таопрукгвсмтрпсихиатриябплмстч
IY.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание играет большую роль в познавательной деятельности человека. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте или действии.
На рубеже 19 – 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул Н.Н. Ланге, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.
В современной психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий. Например, когда человек невольно обращается к яркому, неожиданному, «броскому» объекту, скажем к рекламе, аварийному сигналу и т.п. Произвольное внимание связано с осознанием цели и приложением волевых усилий. Этот вид внимания свойственен только человеку. Например, учащийся заставляет себя вникать в материал учебника, который для него пока ещё не стал интересным. Послепроизвольное внимание – это когда осознание цели сохраняется, тогда как заставлять себя быть внимательным уже не приходится, поскольку предметная область труда или учения человеку интересна, привлекательна. Например, учащийся стал понимать суть учебного материала, задумываться – материал стал ему интересен, и для поддержания внимания уже не нужны волевые усилия над собой, работа идёт как бы «вдохновенно», «потоком».
Информация о работе Роль внимания в познавательных процессах