Роль внимания в познавательных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2

II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4

1. Явление и определение внимания ……………………………4
2. Функции и виды внимания ……………………………………5
3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
4. Основные свойства внимания ………………………………..18
5. Расстройство внимания ……………………………………….22
6. Развитие внимания ……………………………………….……24

III. ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37

Работа состоит из  1 файл

внимание курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)
 
 

                     КОНТРОЛЬНЫЙ БЛАНК

Жирный  шрифт                    
Светлый курсив                    
 
Жирный  шрифт                    
Светлый курсив                    
 
Жирный  шрифт                    
Светлый курсив                    
 

 Результаты:________________________________________________________________ 

    ЗАДАНИЕ. Перед вами 49 чисел –  25 жирным шрифтом  и 24 – светлым  курсивом. Нужно отыскивать числа,  выделенные жирным шрифтом, от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а светлым курсивом от 24 до 1 – в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 – жирным шрифтом, 24 – светлым курсивом, 2 – жирным шрифтом, 23 – светлым курсивом и т.д. Когда найдете число, запишите в контрольный бланк стоящую рядом с ним букву.

 Время выполнения задания – 5 мин. 

 КЛЮЧ

Жирный  шрифт   е    х   и   ц    о    д    у    м   ж   с    к    т
Светлый курсив   е    м   о   д   п   ф   с   б   ц   з    ш   н
 
Жирный  шрифт   ч   ш   в   н   з   п   з   п   ф   б   ш   г   я
Светлый курсив   х   т   а   к   ч   ж   р   о   в   п   и   г  
 
 

 ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения и переключения внимания):

Количество  верных ответов  
46-49
 
40-45
 
31-35
 
26-30
 
21-25
 
16-20
 
11-15
 
5-10
 
4
Оценка  в баллах    9    8    7    6    5    4    3    2   1
 
 

                                                 ЧИСЛОВАЯ ТАБЛИЦА

       1) 627;  2) 786;  3) 782; 4) 489;  5) 345;  6)372;  7)852;  8) 293;  9) 645;  10) 459

  

        273    529    432    697    978    489    456    324    842    354

        923    576    873    345    648    563    754    382    364    786

        763    427    963    239    896    243    739    293    683    724

        728    498    759    438    583    234     825    546   597    734

        635    576    846    253    627    883     857    352    972    283

        932    645    942    524    393    624     678    945    786    283

        259    469    836    594    638    425     927    459    98      574

        895    357    795    376    654    389     742    589    835    492

        659    297    537    379    954    362     852    475    938    745

        673    248    349    867    953    472     863    285    798    372 

           Результаты:_____________________________________________________  

   ЗАДАНИЕ. Найти в таблице и  обвести кружком указанные числа:

               1) 627;     2) 786;     3) 782;    4) 489;     5) 345;

               6) 372;     7) 852;     8) 293;     9) 645;    10) 459 

    

  КЛЮЧ

 273    529    432    697    978    4)489 456   324    842    354

 923    576    873    5)345 648   563    754    382    364    3)786

 763    427    963    239    896    243    739   8)293 683    724

 728    498    759    438    583    234     825    546    597    734

  635    576    846    253   1)627 883     857    352    972    283

  932    9)645 942    524    393    624     678    945   2)786 283

  259    469    836    594    638    425     927   10)459  98    574

     895    357    795    376    654    389     742    589    835    492

     659    297    537    379    954    362     7)852 475    938    745

     673    248    349    867    953    472     863    285    798    6)372 

                     ТЕСТ МЮНСТЕРБЕРГА НА ВОСПРИЯТИЕ

   

                  бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуе

                  кэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияе

                  нтсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолдж

                  щзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпвосприятиеждргщх

                  энздйцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплос

                  лдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорп

                  кнародшлджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорла

                  фывюефбьконкурсйфячыцувскарпличностьзхжэье

                  юдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркы

                  вкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасе

                  нлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэн

                  таопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт 

      Результаты:________________________________________________ 

ЗАДАНИЕ. Среди буквенного текста имеются  слова. Ваша задача – просматривая строку за строкой, как можно быстрее  найти эти слова. Найденные слова  подчеркните.

    Время выполнения задания –  2 мин. 

ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ.  Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.

   В тексте 24 слова.

            КЛЮЧ    

                  бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуе

                  кэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияе

                  нтсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолдж

                  щзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпвосприятиеждргщх

                  энздйцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплос

                  лдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорп

                  кнародшлджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорла

                  фывюефбьконкурсйфячыцувскарпличностьзхжэье

                  юдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркы

                  вкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасе

                  нлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэн

                  таопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт 

                  

  
 
 
 

  

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Внимание  играет большую роль в познавательной деятельности человека. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте или действии.

 На  рубеже 19 – 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул Н.Н. Ланге, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.

 В современной психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий. Например, когда человек невольно обращается к яркому, неожиданному, «броскому» объекту, скажем к рекламе, аварийному сигналу и т.п. Произвольное внимание связано с осознанием цели и приложением волевых усилий. Этот вид внимания свойственен только человеку. Например, учащийся заставляет себя вникать в материал учебника, который для него пока ещё не стал интересным. Послепроизвольное внимание – это когда осознание цели сохраняется, тогда как заставлять себя быть внимательным уже не приходится, поскольку предметная область труда или учения человеку интересна, привлекательна. Например, учащийся стал понимать суть учебного материала, задумываться – материал стал ему интересен, и для поддержания внимания уже не нужны волевые усилия над собой, работа идёт как бы «вдохновенно», «потоком».

Информация о работе Роль внимания в познавательных процессах