Роль внимания в познавательных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием – ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2

II. РОЛЬ ВНИМАНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ.4

1. Явление и определение внимания ……………………………4
2. Функции и виды внимания ……………………………………5
3. Физиологическая основа внимания ……………………….…10
4. Основные свойства внимания ………………………………..18
5. Расстройство внимания ……………………………………….22
6. Развитие внимания ……………………………………….……24

III. ПОДБОР МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ………..28

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…………..37

Работа состоит из  1 файл

внимание курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

 В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математических расчетах и т.п.); в обнаруживающемся на уроке отсутствии у  ученика необходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят в школу не тот учебник и т.п.), в недостаточной включённости ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего возраста, рассеянность встречается довольно часто.

 Помимо  рассеянности выделяют и отвлекаемость внимания. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы и явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

 Внутренняя  отвлекаемость внимания возникает  под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.

 Физиологической основой внешней отвлекаемости  внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток. [19] 

  1. Развитие  внимания

 Внимание, как и большинство психических  процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка  отмечается наличие только непроизвольного  внимания. Ребенок вначале реагирует  только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т.п.

 Начиная с третьего месяца ребенок все  больше интересуется объектами, тесно  связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

 Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого  – началу второго года жизни. Можно  предположить, что возникновение  и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н.Ф.Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

 Большое значение для развития произвольного  внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам  игры и направлять свои действия в  соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и  непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

 Основной  особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых  усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

 Особое  значение для развития произвольного  внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

 В старших  классах произвольное внимание ребенка  достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника. [19]

   Л.С.Выготский пытался в рамках  своей культурно-исторической концепции  проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающий так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает происходить в процессе овладения ребенком речью. [3]

 В процессе активного овладения речью ребенок  начинает управлять и первичными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении себя.

   Таким образом, в развитии внимания  можно выделить два основных  этапа. Первый – этап дошкольного  развития, главной особенностью  которого является преобладание  внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка. [19] 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

                          ЧИСЛОВОЙ  КВАДРАТ 

      14 5 31 27 37
      40 34 23 1 20
      19 16 32 13 33
      2 6 8 25 9
      12 26 36 28 39
 
 

                           КОНТРОЛЬНЫЙ БЛАНК

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                       

  

    11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
                       
 
 
    21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
                       

  

    31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
                       
 

 Результаты:____________________________________ 

 ЗАДАНИЕ. Перед вами таблица, на которой –  числа от 1 до 40. Всего на ней 25 чисел, остальные 15 отсутствуют. Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа и вычеркивать их в контрольном бланке. Исправления не допускаются.

 Время выполнения задания – 1,5 мин. 

 ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения внимания):

Количество

Верных

ответов

 
24-25
 
21-23
 
18-20
 
15-17
 
12-14
 
9-11
 
6-8
 
  5
 
  4
 
  3
Оценка  в баллах  
   10
 
    9
 
    8
 
    7
 
    6
 
    5
 
  4
 
  3
 
  2
 
1
 
 

                      ЧИСЛА И БУКВЫ

7-у 4-в 15-в 8-ч 11-к 1-г 25-я
14-ш 18-л 21-ф 15-з 3-к 19-ф 17-з
7-ж 2-х 11-т 10-с 23-м 8-м 10-а
17-б 14-п 6-р 20-л 13-ч 23-ш 5-у
9-ж 3-л 22-б 1-е 16-ц 6-д 13-н
2-и 4-ц 22-о 20-а 12-х 19-з 24-е
24-г 18-с 12-т 9-к 16-н 21-д 5-о

Информация о работе Роль внимания в познавательных процессах