Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:13, контрольная работа
Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.
Введение…………………………………………………………….3 стр
1. Лидерство и руководство в малых группах……………………5 стр
1.1 Качества присущие лидеру…………………………………….8 стр
1.2 Окружение лидера……………………………………………...10 стр
1.3 Функции лидера………………………………………………...11 стр
1.4 Лидерство и современность……………………………………13 стр
1.5 Лидер или руководитель……………………………………….14 стр
2. Теории происхождения лидерства……………………………...16 стр
2.1 Теоретический подход в зарубежной психологии……………16 стр
2.2 Теоретический подход в отечественной психологии……….. 19 стр
3. Стиль лидерства…………………………………………………..20 стр
3.1 Типы руководителей…………………………………………….23 стр
3.2 Критерии эффективности руководства………………………...24 стр
Заключение…………………………………………………………..26 стр
Список литературы………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Кафедра
социальной и прикладной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Психология управления»
На тему:
Руководство и лидерство в
малой группе.
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение……………………………………………
1. Лидерство и руководство в малых группах……………………5 стр
1.1
Качества присущие лидеру………………
1.2
Окружение лидера……………………………………
1.3
Функции лидера…………………………………………
1.4
Лидерство и современность……………
1.5
Лидер или руководитель……………………
2.
Теории происхождения
2.1
Теоретический подход в
2.2
Теоретический подход в
3.
Стиль лидерства………………………………………
3.1
Типы руководителей………………………………
3.2
Критерии эффективности
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Анализ
литературы по Психологии управления………………………….29
стр
Введение.
Целью
данной контрольной работы является
анализ стилей лидерства и руководства.
Актуальность данной
тематики обусловлена тем, что при характеристике
процессов, связанных с образованием малых
групп, следуя принятому принципу, будем
иметь в виду лишь процесс образования
реальных естественных малых групп. Поскольку
они существуют в самых различных сферах
общественной жизни, способы их образования
весьма различны. Чаще всего они определяются
внешними по отношению к группе факторами,
например, условиями развития какого-либо
социального института или организации,
в рамках которых возникает малая группа
(например, создается новый отдел в учреждении).
В более широком смысле можно сказать,
что малая группа задается определенной
потребностью общественного разделения
труда и вообще функционирования общества.
Так, производственная бригада создается
в связи с возникновением нового производства,
школьный класс — в связи с приходом нового
поколения в систему образования, спортивная
команда — в связи с развитием спорта
в каком-то учреждении, районе и т.д. Во
всех этих случаях причины возникновения
малой группы лежат вне ее и вне индивидов,
ее образующих, в более широкой социальной
структуре. Именно здесь создается некоторая
система предписаний относительно распределения
ролей и статусов в малой группе, целей
ее деятельности. Все эти факторы пока
еще не имеют ничего общего с психологическими
механизмами образования группы, они есть
предпосылки ее существования, совокупность
внешних обстоятельств, обусловливающих
возникновение группы.
Термин "стиль
руководства" большинству из нас интуитивно
ясен, хотя, быть может, и не всем удастся
с первой попытки "развести" по смыслу
такие родственные (близкие) понятия, как
"руководство", "управление",
"лидерство" и т.п. Уточним их значения.
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.
Руководство
— это лишь часть управленческой
деятельности, причем именно та ее часть,
в которой различные управленческие
вопросы решаются воздействием на подчиненных.
А различение
понятий "руководство" и "лидерство"
связано с существованием в любой организации
двух типов отношений — формальных и неформальных.
Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.
Руководство
— это лишь часть управленческой
деятельности, причем именно та ее часть,
в которой различные
Роль руководителя как бы предзадана формальной
структурой, его функции, как правило,
четко определены, право на применение
санкций не оспаривается и т.д. Лидерство,
напротив, формируется спонтанно, стихийно,
на уровне полуосознанных психологических
предпочтений.
1. Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как "проблема лидерства", то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где "лидер" употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия "лидер" в политической терминологии. Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1)
лидер в основном призван
2)
лидерство можно
3)
лидерство возникает стихийно, руководитель
всякой реальной социальной
4) явление лидерства менее
5)
руководство подчиненными в
6)
процесс принятия решения
7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.
Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма, ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.
Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.
Лидером
является такой член малой группы,
который выдвигается в
Выяснить
действительные возможности лидера –
значит выяснить, как воспринимают лидера
другие члены группы. Мера влияния лидера
на группу также не является величиной
постоянной, при определенных обстоятельствах
лидерские возможности могут возрастать,
а при других, напротив, снижаться Иногда
понятие лидера отождествляется с понятием
"авторитет", что не вполне корректно:
конечно, лидер выступает как авторитет
для группы, но не всякий авторитет обязательно
означает лидерские возможности его носителя.
Лидер должен организовать решение какой-то
задачи, авторитет такой функции не выполняет,
он просто может выступать как пример,
как идеал, но вовсе не брать на себя решение
задачи. Поэтому феномен лидерства – это
весьма специфическое явление, не описываемое
никакими другими понятиями.
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля в лидера.
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу – таковы современные требования к политику.
Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.