Руководство и лидерство в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:13, контрольная работа

Описание

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3 стр
1. Лидерство и руководство в малых группах……………………5 стр
1.1 Качества присущие лидеру…………………………………….8 стр
1.2 Окружение лидера……………………………………………...10 стр
1.3 Функции лидера………………………………………………...11 стр
1.4 Лидерство и современность……………………………………13 стр
1.5 Лидер или руководитель……………………………………….14 стр
2. Теории происхождения лидерства……………………………...16 стр
2.1 Теоретический подход в зарубежной психологии……………16 стр
2.2 Теоретический подход в отечественной психологии……….. 19 стр
3. Стиль лидерства…………………………………………………..20 стр
3.1 Типы руководителей…………………………………………….23 стр
3.2 Критерии эффективности руководства………………………...24 стр
Заключение…………………………………………………………..26 стр
Список литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

псих управления ГОТОВО.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

     В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и направлении их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор   (людей, проблем,  первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от  своих благодеяний.  На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное  влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

     Иным  оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,  управления страной,  политических движений. От лидера такого масштаба  требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь  имеют значение не столько личные качества лидера,  сколько его умение  формулировать  общие политические  требования,  обнаруживать высокие  критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо  более широким кругом людей и убеждать их.

     Лидер в этой ситуации удален от тех,  кого он ведет за собой.  Его  личные качества обнаруживаются для них  слабее либо совсем утрачивают  значение,  но его лидерство  получает  моральную  оценку.  Он  должен  считаться   с ней.

     Его  успех  или  неудачи  воспринимаются  весьма  эмоционально.  Поэтому  большое  значение  имеет  способность  лидера  улавливать  настроения,  знать подлинные  нужды  людей  и выражать их  интересы. Тогда  он становится символом движения, партии, общества.

     Таким образом,  на  всех  уровнях  политики  лидерство реально при  определенных условиях.  Лидер не только должен хотеть вести людей  за  собой, но  и  обладать  для  этого необходимыми качествами.  Ведомые  должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную  им  программу.  Одно  из  условий лидерства  -  получение  максимальной информации в  минимальное  время. Современные   технические   средства   связи   и  информации отвечают этому требованию. 
 
 
 

    1. Окружение лидера. 

                            

     Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.  Оно должно быть  отобрано  по  деловым,  профессиональным  признакам.  Личная преданность - важное качество окружения,  но недостаточное  для  современной политики.  Единомыслие,  взаимопонимание, интерес к делу,  взаимное  доверие, уверенность в правильности выбора,  нравственная  устойчивость, убежденность  также дают  право занимать   место   в коллективе, окружающем   лидера.  Привлекательными  для окружения  выступают престижность  места,  возможность  карьеры,  признание   в  коллективе  и вне его,  в сферах власти и управления,  в обществе и в  стране.  Но важно, чтобы все это было при  высокой  профессиональной  компетентности.  Соратник должен  иметь ясное представление об общем  состоянии дел,  которыми он занимается  под  руководством  лидера,  о  своей   роли,   обязанностях   в группе,  обладать  аналитическими,  творческими способностями для политической работы.  В лидере  как  бы  концентрируются  качества  его сподвижников.  Поэтому он должен быть  заинтересован  в  подборе  людей, превосходящих  его  по  каким-либо  качествам.

     Отношения лидера  и  его  коллектива  -  важный   аспект   новой,  лидерской организации власти.  Целеустремленность,  принципиальность,  сознание ответственности   перед   обществом    (или    управляемым  учреждением), понимание  его задач и запросов являются неотъемлемыми  качествами лидера.

     Они должны быть и у его окружения.  Эти  качества  сплачивают  их  так  же, как общее умение вести дискуссию,  сочетать  стремление  к  самоутверждению с  интересами  коллектива  и  коллег,  положительно  относиться  к их заслугам.  Лидер должен уметь разумно,  обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников  и  создавать  условия для их профессионального роста, использовать их способности и  возможности.

     Управление  политическими   процессами   настолько   связано    с  управлением кадрами,  что  глубокое знание способностей и психологии  подчиненных и окружения оказывается  порой для лидера  более важным,  чем   собственный опыт.  Он  должен  иметь ясное представление о проблемах,  которые волнуют его работников,  и считаться   с   их  настроениями.

     Хорошо, если  лидеру  удается создать  в своем окружении «мозговой  центр» - совет наиболее  квалифицированных экспертов по  важнейшим проблемам политики.   Тогда   власть   располагает   компетентными рекомендациями  и консультациями,   результатами   так   называемой  «мозговой атаки»  - срочной и напряженной коллективной работы узкого  или  более  широкого  круга специалистов  для   решения   какой-либо  неотложной  проблемы.  Современные государственные деятели и политики  обычно   создают   в    центрах    власти штаты    советников    и  экспертов-профессионалов.  Они  всегда существовали  при государях в виде всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в   том,   чтобы заполнять такие учреждения разного рода  Советы  безопасности,  комитеты и комиссии  не сановниками,  а знатоками. Так решаются  не  только  отдельные  политические  задачи,  но и проблема  научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются  решить. 

    1. Функции лидера  

                            

     Карьера лидера зависит не только от общих  условий, но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении ряда  функций.  Назовем некоторые из них.

          Конструктивная функция - выражение  интересов общества в конкретной  программе.  Она должна быть  ориентирована на удовлетворение  интересов  всех или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно  большего числа  людей  и  групп,  но  при условии,  что они не будут  ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка  на  практике  редко  может быть  осуществлена,  особенно полностью, без исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха.  Немало  реформ  и революций окончилось  неудачей  из-за  отсутствия  своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

     Когда в далеком 1517 г.  Мартин Лютер прибил на портале  церкви  в Виттенберге   свои   знаменитые   95   тезисов   о   злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей,  он точно  отразил  в  них настроение  отчаявшегося  от  нужды  и  преследований  народа.  Лютер оказался подлинным лидером.  Идея религиозной и политической  реформы овладела  умами и всколыхнула Германию,  а за ней и другие страны.  Лидер предлагает обществу свою программу и по  существу  вырабатывает  ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов.  Когда  в 1917 г.,  через 400  лет,  в  другую  эпоху  великих  исторических  перемен,  в  России  у власти оказалось Временное правительство,  его  глава А.  Ф.  Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы  чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

          Организационная функция  включает  создание   кадров   и   системы управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических процессов и   действий,  практических  аспектов  политической  работы.  Лидер формирует аппарат,  распределяет  в нем обязанности,  создает условия для воспитания,  выдвижения  и назначения   руководителей,  контролирует  и регулирует  отношения между ними,  ориентирует их на  компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства  и др.

          Координационная функция - согласование  действий институтов власти, учреждений,  направлений  их деятельности.  Лидер должен приводить их  решения и политический выбор  в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

          Интегративная функция  -  сплочение   единомышленников,  окружения, общества  вокруг программы лидера. 

    1. Лидерство и современность.   

                     

     Воспитание  лидера  и  его  самовоспитание  предполагают тренировку  умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой  основе организовывать  политическое  управление.  Лидера отличают не  честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а  подлинное естественное   право   сильной,  волевой и одновременно  интеллектуальной личности вести за собой людей.

     Лидер должен соответствовать требованиям  времени,  и не только он,  но и  его окружение,  которое способно его понять и поддержать. Немало  лидеров - реформаторов не смогли проявить себя,  не встретив поддержки.  Лидер должен быть главой  своей группы,  проводником идеи,  которая может завладеть умами общества или его значительной,  ведущей части.  Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная  общественная задача.

     Обучение  хозяйственному управлению (менеджменту)  создает условия для подготовки людей,  способных занять в государстве  видные политические посты.

     Это и передача знаний, опыта анализировать  ситуации,  и развитие управленческих навыков и качеств,  и воспитание  ответственности,  и обучение различным стилям управления,  общения с  людьми,  умению изменять стиль  и  приемы  руководства,  Лидер  (или  будущий лидер) должен научиться принимать решения,  избегать крайних,  безвыходных  ситуаций  либо, напротив,  создавать   неизбежную,   но  выгодную совокупность обстоятельств.

     Он  должен уметь, как говорил У.  Черчилль,  извлекать пользу из  самых невыгодных  положений.  Особое  искусство  лидера  -  обращать  в  союзников  скрытых  и  даже  явных противников.

     Лидер не    может   и   не   должен   бояться   рисковать,   ждать гарантированного  успеха  или,  напротив,  полагаться  на   случайную победу.  Поскольку  политика  -  цепь  неожиданностей,  ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам,  но постоянно быть нацеленным на движение вперед.   

    1. Лидер или  руководитель.      

                    

     Политическая  власть независимо от ее носителей  строится  в  форме  пирамиды.

     В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,  классы,  над ними - их  политически  активная  часть,  организованная  верхушка.  Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий;  она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до  верхних  этажей  политической иерархии,  высших  органов  управления  государством,  и венчается  главой государства.  На  каждой  ступени  власти,  в  любом ее звене,  учреждении, органе есть свои пирамиды и  пирамиды власти,  управляющие ими,  и везде есть группа ответственных руководителей,   составляющих   администрацию,  или аппарат власти.  Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных.

     Отсюда  и  понятие  («лидер» - ведущий  или идущий впереди).  Но все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему  можно так назвать?  Не проще ли обойтись привычным понятием  «начальник или руководитель»,  прежде очень распространенным?  Итак,  почему   все-таки лидер?

     Так или  иначе,  понятия  "лидерство"   и   "руководство"   имеют  принципиально разные   социальные,   политические  и,  естественно,  психологические значения.  Суть различий - в характере и  направлении  выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен  кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им  группа.  В этом  смысле лидер всегда выдвигается "снизу",  более или менее демократически.

     Руководитель  же, напротив, назначается "сверху",  так или иначе навязывается.

     Это назначение может носить политический  или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое  к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и  тогда другой кандидат будет скорее всего назначен  "сверху.".  Иными  словами,  лидерство  можно  обозначить  вектором, направленным снизу  вверх;  руководство же -  вектором  противоположного направления.  В  советской  социальной  психологии  было принято различать эти понятия  иначе.  Под лидерством имелась в виду характеристика  психологических отношений,  возникающих в группе "по вертикали",  т.е. с точки зрения отношений  доминирования  и  подчинения.  Понятие  же  "руководство." относилось  к организации деятельности группы,  к процессу управления  ею.

     Считается,  что  лидер  осуществляет   регуляцию   межличностных  отношений  в группе,  руководитель - официальных отношений группы как  некоей  социальной организации;  лидерство  можно  констатировать  в  условиях микросреды (малая группа), руководство - элемент макросреды;  лидерство возникает  стихийно, процесс  назначения  руководителя  не  является  стихийным;  по  сравнению  с руководством  лидерство менее  стабильно,  в  большой  степени  зависит  от настроения  в   группе;  руководство  подчиненными  обладает  определенной системой различных  санкций,  которых  в  руках  лидера  нет;  процесс принятия  решения  руководителем  сложен  и  опосредован  множеством обстоятельств,  не  обязательно коренящихся  в  данной  группе,  в  то  время как  лидер  принимает  более  непосредственные решения; а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная  система. 

     2. Теории происхождения лидерства

     2.1 Теоретических подход в зарубежной психологии.

     Существует  три основных теоретических подхода  в понимании происхождения лидерства. "Теория черт" (иногда называется "харизматической теорией", от слова "харизма", т.е. "благодать", которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

     Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств  или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерских". Среди них были названы такие как: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р.Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% – дважды, 4-5% – трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как "сила воли" и "ум", что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г.Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория "лидера без черт". Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

Информация о работе Руководство и лидерство в малой группе