Руководство и лидерство в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:13, контрольная работа

Описание

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3 стр
1. Лидерство и руководство в малых группах……………………5 стр
1.1 Качества присущие лидеру…………………………………….8 стр
1.2 Окружение лидера……………………………………………...10 стр
1.3 Функции лидера………………………………………………...11 стр
1.4 Лидерство и современность……………………………………13 стр
1.5 Лидер или руководитель……………………………………….14 стр
2. Теории происхождения лидерства……………………………...16 стр
2.1 Теоретический подход в зарубежной психологии……………16 стр
2.2 Теоретический подход в отечественной психологии……….. 19 стр
3. Стиль лидерства…………………………………………………..20 стр
3.1 Типы руководителей…………………………………………….23 стр
3.2 Критерии эффективности руководства………………………...24 стр
Заключение…………………………………………………………..26 стр
Список литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

псих управления ГОТОВО.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

     Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.

     Функциональный  авторитет определяется: 1) компетентностью  руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

     Результатом эффективной работы руководителя является состояние, когда каждый член коллектива предъявляет к себе требования на фоне общего сознательного принятия определенных ценностей и задач. Задача руководителя – эффективное использование собственных, индивидуальных и групповых ресурсов. От руководителя ждут положительных усилий по социально-психологическому формированию трудового коллектива из определенной совокупности работающих индивидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     И в заключение необходимо отметить, что самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства  является представление о необходимости  обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель. При обнаружении несоответствия дается рекомендация — заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя. 
В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.1998 
2. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплоченности». М., 1979.

3. Донцов А. И. «Личность в группе: проблема сплоченности»Социальная психология. Хрестоматия (Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихоманд-рицкая). М.,1999.

4. Емельянов Ю.Н. «Социально-психологическое обучение», Л., 1985.

5. Зимбардо Ф., «Социальное влияние» СПб., 2000. 
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ 1991 
7. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. «Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе», М., 1985.

8. Кон И.С. «Социология личности». М., 1967

9.  МайерсД. «Социальная психология»СПб., 1997

10. Немов Р.С. «Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива». М., 1984.

11. Парыгин Б.Я. «Основы социально-психологической теории». М., 1971.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М. 2000

13. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности», ЛГУ 1990

14. Петровский А.В. «Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности». Вопросы психологии, 1973, №5.

15. Парыгин Б. Д. «Основы социально-психологической теории» М., 1999.  
16. Первин Л., Джон О. «Психология личности» М., 2000

17. «Психологическая теория коллектива» Под ред. А. В. Петровского. М., 1999.

18. Робер М.А., Тильман Ф. «Психология индивида и группы» М.,   1998.

19.  Тихомиров  O.K. «Психологические механизмы целеобразования». М., 1977.

20. Хьюстон М., Штребе В., СтефенсонДж. «Перспективы социальной психологии» М., 2001. 
21. Яхонтова Е.С. «Психология деловых отношений», М. 1997

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  литературы по Психологии управления 

       Психология управления - направление в психологической науке, изучающее управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления. Психология управления опирается на положения общей психологии о психических процессах, свойствах, состояниях и образованиях, использует достижения психологии труда, социальной, педагогической и инженерной психологии, биологии и физиологии. Психология управления, исследуя личность руководителя, оптимальное распределение профессиональных и социальных ролей в группе (коллективе), лидерство, процессы сплочения, взаимоотношения, механизм принятия управленческих решений, способствует обеспечению слаженной и эффективной совместной деятельности людей в любой области общественной жизни. Близким к понятию *управление* является понятие *руководство*. Однако управление — более широкая категория, означающая процесс перевода объекта из одного состояния в другое.

       Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

       Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д. 
 
 

№ 1 Самыгин С.И. Столяренко Л.Д. «Психология управления», Р-на-Д, 1997 

      В учебном пособии излагаются психологические основы менеджмента, формирование коллектива, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей (темперамент, характер, психотип) людей. Рассматриваются эффективные способы организации делового общения и эффективной деятельности руководителя. Здесь же рассказывается о методах и приемах познания людей и себя, в ней даются практические советы относительно конфликтов и стрессов.

Учебное пособие  содержит психологический практикум и тесты для выявления всесторонних аспектов управленческой деятельности

     Основные проблемы:

1. Психологические  основы трудовых отношений.

2. Формирование  групп в организации и управление  коллективом.

3. Лидерство  и руководство.

4. Коммуникация в организации.

5. Типы конфликтов  и управление конфликтной ситуацией.

6. Стрессы и  управление эмоциональными состояниями.

    Проблемы, раскрывающие психологическую сторону управления:

1. Формирование  групп.

2. Лидерство.

3. Психологические  требования к менеджеру.

4. Руководитель  и его время.

5. Делегирование  полномочий.

6. распорядительная  деятельность.

7. Коммуникационный  процесс.

8. Манера общения,  взаимодействия с людьми.

9. Деловая беседа.

10. Деловые совещания  и оценка деловых качеств подчиненных. 

№ 2 Кабаченко  Т.С. «Психология управления», М, 2001 

     В данном учебнике главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителя.

Здесь представлен  анализ целого спектра практических вопросов, связанных с психологией  управленческой деятельности. С психологическими аспектами принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия, подбора, расстановки и аттестации руководителей.

     Основные проблемы:

1. Предмет психологии  управления.

2. Руководитель  в организации.

3. Руководитель  в структуре формальной подсистемы  организации.

4. Психологические  особенности реализации функции  планирования в управлении.

5. Психологические особенности реализации функции организации.

6. Психологические  особенности реализации функции  контроля.

7. Психологические  закономерности реализации функции  регулирования.

8. Психологические  особенности деятельности по  выработке управленческих решений.

9. Управленческое  взаимодействие.

10. Индивидуальная  управленческая концепция руководителя  и стиль управления.

11. Конфликт в  управленческой деятельности.

12. Психологические  аспекты подбора и расстановки  руководителей.

     Определение автора

Психология управления — междисциплинарное направление в психологии, органически связанное с психологией труда, социальной психологией, социологией труда, теорией управления. Наиболее общим определением предмета П. у. является указание на психологические закономерности управленческой деятельности. Вместе с тем, признание положения о субъект-субъектном характере управленческой деятельности, а также того факта, что ее субъектом выступают как отдельные лица, так и группы, включающие различные категории членов организации (лиц, наделенных властными полномочиями, специалистов управления, исполнителей), делает очевидным, что такое понимание предмета П. у. оказывается неоправдано широким и пересекающимся с предметом психологии труда и инженерной психологии. Наиболее полная дифференциация предмета П. у. от других психологических дисциплин достигается за счет указания на изучение психологических закономерностей деятельности лиц, наделенных властными полномочиями и реализующих основные функции управления, а также феноменология, связанная с осуществлением управления в сложноорганизованых открытых системах. К числу таких феноменов относятся: коллективный субъект управленческой деятельности, управленческое взаимодействие, стили управленческой деятельности, управленческая концепция руководителя, алгоритмы реализации основных функций управления и лежащие в их основе циклы переработки информации (управленческие решения), процесс становления управленческих команд. Особое место среди них занимает личность руководителя и состав его профессионально важных качеств. На настоящем этапе развития П. у. еще не преодолела своей методологической эклектичности, связанной с ее полидисциплинарным происхождением. Методами П. у. являются: наблюдение, опрос, анализ документов, естественный эксперимент, трудовой метод (самонаблюдение профессионалов). Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

№ 3  Веснин В.Р. «Менеджмент персонала», М, 2001. 

    Данное учебное пособие дает возможность получить глубокие знания в области менеджмента персонала, раскрывает основные подходы к управлению персоналом. Дает широкое представление о кадровой политике, методах управления, знакомит с основными документами, регламентирующими структуру, численность и требования к персоналу, его права и обязанности.

Информация о работе Руководство и лидерство в малой группе