Самоорганизация руководителей как компонент организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение самоорганизации руководителей в аспекте организационной культуры.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1)Раскрыть содержание понятий «организационная культура» и «самоорганизация руководителя;
2)Изучить сущность и содержание самоорганизации менеджеров;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения компонентов организационной культуры и самоорганизации руководителей
1.1 Понятие организационной культуры 6
1.2 Основные компоненты организационной культуры 8
1.3 Организационная культура с точки зрения менеджеров 11
1.4 Сущность и содержание самоорганизации менеджера 13
1.5 Виды самоорганизации 18

Глава 2. Эмпирическое исследование самоорганизации руководителя в аспекте организационной культуры
2.1 Анкета исследования специфики организации 21
2.2 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова 30
2.3 Результаты исследования взаимосвязи самоорганизации руководителя и организационной культуры предприятия 38

Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

САМООРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)


36

 

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарская гуманитарная академия

филиал в г.Тольятти

Факультет психологии

 

 

 

 

Кафедра психологии

Специальность 030301 Психология

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Психология менеджмента»   

На тему: «Самоорганизация руководителей как компонент организационной культуры»

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса очной формы обучения  группа Т-П141

Ермаков Максим Анатольевич

 

Зав. кафедрой психологии управления

д.псх.н., профессор Быков С.В. ________________________________

 

Научный руководитель

д.псх.н., профессор Быков С.В.

_________________________________

 

Дата защиты: «___»____________2011г.

Оценка: «_______________________»

 

 

 

 

 

Тольятти 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение              3

 

Глава 1. Теоретические основы изучения компонентов организационной культуры и самоорганизации руководителей

1.1 Понятие организационной культуры              6

1.2 Основные компоненты организационной культуры              8

1.3 Организационная культура с точки зрения менеджеров              11

1.4 Сущность и содержание самоорганизации менеджера              13

1.5 Виды самоорганизации              18

 

 

Глава  2. Эмпирическое исследование самоорганизации руководителя в аспекте организационной культуры

2.1 Анкета исследования специфики организации              21

2.2 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова              30

2.3 Результаты исследования взаимосвязи самоорганизации руководителя и организационной культуры предприятия              38

 

 

 

Заключение              34

Библиографический список              36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в век высокой конкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своем профессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указаний от руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективна не только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация - это процесс саморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.

Наука о самоорганизации и самоуправлении человека носит название самоменеджмент. Сюда же можно отнести и самодисциплину: умение держать себя в руках, управлять своим поведением; умение подчинять свои действия определенным требованиям, принципам.

Цель самоорганизации руководителя - наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.

     Объектом исследования является саморганизация руководителей.

     Предметом исследования выступает влияние самоорганизации руководителей (в данном случае выбор стиля руководства коллективом) на организационную культуру предприятия.

     Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение самоорганизации руководителей в аспекте организационной культуры.

     Гипотеза:              существует специфическая взаимосвязь между самоорганизацией руководителей (в данном случае выбор стиля руководства) и организационной культурой предприятия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:                  
1)Раскрыть содержание понятий «организационная культура» и «самоорганизация руководителя;

2)Изучить сущность и содержание самоорганизации менеджеров;

3)Проанализировать основные компоненты организационной культуры;

4)Провести эмпирическое исследование;
5)Провести анализ полученных данных в результате эмпирического исследования и сделать выводы по результатам исследования.

 



    


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения компонентов организационной культуры и самоорганизации руководителей.
1.1. Понятие организационной культуры.

Культура представляет собой способ познания окружающего мира. Культура определяет установки и поведение человека. Это разделяемый большинством способ существования, оценивания и деятельности, передаваемый от поколения к поколению. Культура – многослойное образование. Она включает в себя «мир человеческой деятельности», т. е. совокупность артефактов – предметов и результатов человеческой деятельности, искусственно созданных человеком предметов и явлений (созданные им вещи, его мысли, средства и способы действия). Но люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности – наделяют свои творения смыслом. Смысл создаётся и придаётся вещам людьми, поэтому «нет ничего удивительного в том, что одна и та же вещь приобретает в разных культурах (и даже в рамках одной культуры для разных людей) совершенно различные смыслы». Культура является источником придания смысла не только словам и вещам, но и поведению человека.

Культура представляет собой механизм, формирующий ценностное, мировоззренческое и поведенческое состояние членов сообщества, ограничивая восприятие явлений, с которыми они сталкиваются, с одной стороны, с другой, облегчая их осмысление.

Культура – явление, изменяющееся с течением времени. Она образует неразрывную связь с прошлым. Разделяемые установки и убеждения обеспечивают устойчивость, но вместе с тем и они эволюционируют и меняются.

Культура воплощает в себе движение от неупорядоченных, нерегулируемых взаимодействий к определенности и упорядоченности. Причем эта упорядоченность, в силу того, что она является «естественной», усвоенной в процессе социализации, адаптации человека к обществу редко вызывает неприятие и отторжение со стороны членов общества.

      Культура выступает как программа, задающая определенное поведение социальных систем различного уровня.

      Культура возникла как эволюционный механизм адаптации общества к изменениям внешней среды. Когда внешней средой была только природа, которая менялась довольно медленными темпами, люди могли себе позволить отрабатывать различные способы производства, технологии, путем проб и ошибок находить наилучшие. Позднее общества стали граничить с подобными же обществами, в которых процесс изменений шел быстрее, чем в природе, появилась необходимость развиваться и конкурировать за возможность существовать. Культура стала развиваться быстрее, быстрее стали изменяться технологии, орудия труда. Разделение труда, появление в обществе подсистем различного уровня, дифференциации общества на разнообразные сообщества привело к выделению культур различных уровней системной организации. Появление такого сообщества как социальная организация положило начало оформлению, формированию такого явления как организационная культура.

      Культура сопровождает человечество во всех проявлениях его деятельности и естественен тот интерес к координирующей и регулирующей силе организационной культуры, который проявляют современные руководители.

Э. С. Маркарян, отечественный теоретик культуры, считает важнейшим, неотъемлемым свойством действующей организации наличие организационной культуры и ценностно-нормативной системы, как ее основы.

     Кроме того, Э. С. М аркарян выделяет в качестве главной функции культуры адаптационную, включая в нее и интеграцию членов организации в единую целостную систему, как условие способности социально-экономической системы к адаптации и развитию. Таким образом, в результате исторического развития организации или другого человеческого сообщества, методом проб и ошибок вырабатывается технология взаимодействия, которая обеспечивает выживание общности в условиях достаточно высокой степени стабильности окружающей среды.

     Подобное понимание организационной культуры демонстрирует Э. Шейн, который считает, что культура организации выступает как итог исторического развития организации, ее борьбы за существование, причем проблему адаптации к изменениям внешней среды он считает первичной, которая вызывает необходимость интеграции членов коллектива. Результатом данного процесса выступают технологии, действующие в двух направлениях: преодоление дезинтеграции коллектива и преодоление несоответствия организации внешней социально-экономической среде.

     Различные исследователи в определении культуры производственной организации делают акцент на различных аспектах, тем не менее, они тем или иным образом отмечают направленность на реализацию ее основных функций (технологических, адаптационных, интеграционных).

Культура на уровне организации регулирует деятельность людей, обладает некоторыми особенностями, которые позволяют отделить ее от культуры общества.

                  К таким особенностям можно отнести:

       • небольшой, по сравнению с культурой общества, срок существования   организационной культуры, что определяет большую динамичность процессов культурообразования, меньшую регулирующую силу и значимость ценностей;

       • организационная культура возникает в трудовых коллективах, регулирует отношения, возникающие в процессе достижения целей организации и ее сотрудников;

       • усвоение организационной культуры происходит не с рождения и не с «чистого листа», поэтому велико влияние национальной, религиозной, профессиональной и т. д. культур, и больше, чем в культуре общества, возможна критическая переработка и воздействие культуры личности на организационную культуру; больше усилий необходимо приложить, чтобы личности, входящие в организацию, действовали в соответствии с ее культурой;

       • на организационную культуру сильное влияние оказывает характер деятельности той организации, в которой она складывается;

       • небольшой размер общности, в которой она возникает, позволяет управлять ею, и на этом уровне больше всего проявляется влияние лидера на содержание и особенности культуры организации;

       • сотрудники организации приходят в организацию для достижения целей, прежде  всего материального плана, что также накладывает отпечаток на содержание организационной культуры и отношения внутри коллектива и с внешней средой.

     Данные особенности не ориентируют исследователя, что необходимо изучать для определения эффективности организационной культуры, однако указывают направления воздействия и ограничения, которые следует учесть при формировании организационной культуры.

 

1.2. Основные компоненты организационной культуры.

     Компоненты организационной культуры выделяют по основным направлениям деятельности организации, они отражают принципы, регулирующие отношения субъектов по поводу важнейших аспектов деятельности организации и несущие отпечаток особенности этих отношений.

      Компоненты организационной культуры основываются на одних ценностях, принципах, принятых в организации, специфику накладывает та сфера деятельности, к которой относится данная компонента. Выделенные компоненты можно дополнить или убрать ненужные. Например, если организация не является акционерным обществом, то не развитой будет культура отношений с акционерами, весь акцент будет сделан на внешних

отношениях по поводу формирования положительного имиджа и отношениях со спонсорами.

      Основными компонентами организационной культуры принято выделять: культуру управления, культуру производства, культуру внешних отношений, предпринимательскую культуру, экологическую, культуру отношений с акционерами.

      Понятие «культура управления» охватывает широкий спектр вопросов, включая культуру проведения деловых совещаний, переговоров, собраний, конференций, встреч, круглых столов и т. д., сюда относится также культура делопроизводства и коммуникаций, культура рекламной и пиаровской деятельности.

      Коренные изменения в стратегии предприятия очень часто требуют серьёзного внимания к культуре управления, так как это связано с необходимостью изменения взглядов руководителей и работников на реальное положение вещей. Зачастую необходимо преодолеть сопротивление носителей старой культуры. Некоторые западные идеологи корпоративной культуры предлагают безжалостно избавляться от них. В условиях российских предприятий такая бескомпромиссная позиция является неприемлемой. Дело всё в том, что носители старой культуры – это обычно опытные, высококвалифицированные специалисты, добросовестные работники с обострённым чувством долга перед своим предприятием. Особое внимание к ним со стороны всего персонала, признание заслуг и достойная оценка их труда администрацией предприятия помогают этим работникам адаптироваться к новым условиям деятельности и восприятию новой культуры управления.

      Культура производства означает, что на рабочих местах должна поддерживаться чистота и порядок, выполнение технологических операций должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями технической документации, в течение рабочего дня недопустимы неоправданные отлучки с рабочего места, продолжительные неслужебные разговоры и другие отступления от рабочего регламента. К культуре производства следует также отнести культуру инженерной (технологической и конструкторской) деятельности, культуру межличностных отношений в ходе трудового процесса, культуру поведения людей, их внешний вид (дисциплинированность, эстетичная одежда или служебная форма, вежливость в обращении друг с другом и т. п.).

Информация о работе Самоорганизация руководителей как компонент организационной культуры