Самоорганизация руководителей как компонент организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение самоорганизации руководителей в аспекте организационной культуры.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1)Раскрыть содержание понятий «организационная культура» и «самоорганизация руководителя;
2)Изучить сущность и содержание самоорганизации менеджеров;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения компонентов организационной культуры и самоорганизации руководителей
1.1 Понятие организационной культуры 6
1.2 Основные компоненты организационной культуры 8
1.3 Организационная культура с точки зрения менеджеров 11
1.4 Сущность и содержание самоорганизации менеджера 13
1.5 Виды самоорганизации 18

Глава 2. Эмпирическое исследование самоорганизации руководителя в аспекте организационной культуры
2.1 Анкета исследования специфики организации 21
2.2 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова 30
2.3 Результаты исследования взаимосвязи самоорганизации руководителя и организационной культуры предприятия 38

Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

САМООРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

b)    Установка, характерная для цикла развития организации под названием “механизация”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

c)     Установка, проявляющаяся в период цикла развития “внутреннее предпринимательство”, провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”. Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (свою работу), его потребности и работать так, чтобы его продукт (его работа) находил сбыт (применение).

d)   

Установка, характерная для этапа “управление качеством”, связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества итогового продукта (услуги), а для этого каждый из промежуточных продуктов (услуг) должен быть максимально качественным.

 

17.Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.

a)     20-25 лет

b)    25-30 лет

c)     30-35 лет

d)    35-40 лет

e)     40-45 лет

      

 

 

 

 

 

      Вывод: таким образом, возрастные рамки в организации не имеют четко выраженной структуры, но стоит учитывать, что в опросе участвовало 64% сотрудников от 20 до 35 лет. Можно было провести еще анализ того, как отвечала на те или иные вопросы  та или иная возрастная группа, но целью данного опроса это не было поставлено, поэтому ограничимся пониманием ситуации по организации в целом, ведь большинство сотрудников работает в фирме не один год и по многим вопросам в коллективе существует общепринятое мнение. Это все равно, что одна семья.

           «Глубина» корпоративной культуры определяется количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками. Корпоративные культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации. В некоторых культурах разделяемые убеждения, верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и взаимосвязь не уменьшают роли в каждой из них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность убеждений оказывает больший эффект на поведение людей, так как они твердо знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного конфликта.

     Таким образом, сильная корпоративная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников, и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.

     Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений.

     Многие исследователи считают, что корпоративная культура является наиболее стабильным цементирующим элементом организации. Однако она также претерпевает изменения. Культура эволюционирует естественным путем, под воздействием изменений, происходящих во внешней среде. Культура может быть сознательно изменена руководством. Этот процесс является исключительно сложным, требующим незаурядных лидерских качеств, настойчивости, терпения, стратегического мышления.

 

2.2 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П.Захарова.

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Методика рассматривается три компонента руководства:

Директивный компонент – Д.
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент пассивного вмешательства – П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент – К.
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

              Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

              Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

              Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.

 

Д

П

К

1

9

4

8

2

8

8

10

3

7

6

10

4

8

8

6

5

9

5

10

6

8

9

11

7

5

6

8

 

53

46

63

 

По результатам данного исследования были сделаны следующие выводы: в организации преобладает коллегиальный компонент, что говорит о следующем: требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

 

 

 

2.3 Результаты исследования взаимосвязи самоорганизации руководителя и организационной культуры предприятия.

Познание взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и самоорганизации является важнейшей задачей организационной науки. В каждой компании, фирме наряду с целенаправленной организацией, которая осуществляется с помощью указаний, документов, планов, нормативных актов, инструкций всегда идут процессы «самоорганизации», связанные с системными свойствами организации как целого.

Руководитель в первую очередь занимается постановкой целей. Он определяет, какими должны быть эти цели. Он решает, что нужно делать, чтобы достичь этих целей. Он делает эти цели достижимыми, излагая их людям, от эффективности которых и зависит достижение этих целей. Затем руководитель занимается организаторской работой. Он анализирует необходимые действия, решения и отношения. Он классифицирует работу в целом. Он делит ее на виды деятельности, которыми можно эффективно управлять. Эти виды деятельности он делит на поддающиеся управлению работы. Определенным образом группируя эти виды деятельности и работы, он представляет их в виде организационной структуры, состоящей из ряда подразделений. Он подбирает людей для управления этими подразделениями. Он должен уметь подвести работника к самоорганизации.

Третьей важнейшей обязанностью руководителя является мотивация работников и общение с ними. Из множества людей, отвечающих за выполнение различных работ, он должен создать команду единомышленников. Он делает это на основе собственного практического опыта управления людьми. Он делает это на основе своего собственного отношения к людям, которыми он управляет. Он делает это, применяя те или иные методы стимулирования и вознаграждения за хорошую работу. Он делает это, используя возможность повышения по службе наиболее отличившихся работников. Он делает это, постоянно общаясь с подчиненными, причем это общение обязательно должно носить двусторонний характер. Руководитель анализирует эффективность каждого работника, оценивает и интерпретирует ее. И, как и в любой другой сфере своей деятельности, руководитель излагает своим подчиненным и руководству суть этих измерений и анализирует полученные с их помощью результаты.

Руководители часто не следят за собой с тем же рвением, с каким они отдаются достижению своих рабочих целей. Внимание отдельных работников, может настолько быть поглощено важностью их работы, что на службе своего предприятия они подрывают собственное здоровье и жизненные силы. Даже если работник вынужден пренебрегать собой, долгосрочный эффект от этого часто серьезен. Возникает угроза разрушения здоровья, ухудшения отношений в семье, возрастания стрессов, личной неудовлетворенности и неудач в работе. Поэтому, для того, чтобы правильно выстроить организационную культуру, руководителю необходимо избрать наиболее эффективный тип управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная организационная наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементов самоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике — неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий. Расширение и стимуляция процессов самоорганизации и саморегулирования в общественных и хозяйственных системах может происходить на базе использования прогрессивных экономических нормативов, критериев. Например, при выборе новых технологий, новых проектов рассматриваются только те, которые отвечают требованиям по критериям материалоемкости, энергоемкости, природоемкости, трудоемкости, наукоемкости и т.п. Заданные параметры осуществляют отбор технологий. От чисто экономических критериев намечается переход к учету социальных,  экологических критериев. Таким образом, в основе самоорганизации социальных систем лежат законы, нормы, традиции, культура.

Анализ организационных структур - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система организационных структур управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. То внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Информация о работе Самоорганизация руководителей как компонент организационной культуры