Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, реферат

Описание

Актуальность, основная идея, цели и задачи тренинга.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Работа состоит из  1 файл

ТренингЮ.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Московский  Департамент Образования

Московский  Институт Открытого Образования

Факультет переподготовки кадров

 

 

 

Кафедра практической психологии

 

 

 

Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) 

«Я уважаю -  меня уважают»

 

 

 

 

Преподаватель: Пахальян В.Э.

Студент: Денисова Ю.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

Если брат ваш - не вашей масти,                    Нужны все на свете!

Разве в этом он виноват?                                Нужны все подряд - 

Вы же рвёте  его на части,                              Кто делает мёд

Словно он вам уже и не брат.                         И  кто делает яд. 

                                                                                             Борис Заходер

 

                                                 Пояснительная записка

 

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от

доминирования;

уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);

признание многообразия человеческой культуры, норм, верований  и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;

готовность  принять других такими, какие они  есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;

терпимость  к чужим мнениям, поведению;

отказ от причинения вреда и насилия;

способность поставить  себя на место другого.

Но толерантность  НЕ сводится к ущемлению своих  интересов.

В данном тренинге толерантность рассматривается  скорее как определенный уровень  нравственной воспитанности, позволяющий  эффективно взаимодействовать в обществе, через уважение себя и других.

                        Актуальность, основная идея, цели и  задачи тренинга.

     Подростковый  возраст - важнейший период в  психосоциальном развитии 
человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно 
включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает 
различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. 
Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности. В ходе тренинга подростки, работая с понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты.

Важной  темой тренинга является раскрытие  понятий "толерантная" и 
"интолерантная" личность. Для успешного формирования толерантных 
установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные 
различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

    Толерантность.  Как мало пока в этом слове  для сердец и жителей России  и стран Содружества! Оно воспринимается, как заморская диковинка. Но ещё совсем недавно, по историческим меркам, как непривычные, воспринимались и слова: гуманизм, альтруизм, академия, университет и многие родившиеся в других языках, через века прописавшиеся в нашем обыденном сознании. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществовании я человечества, а не конфликтов.

- А что в  вашем понимании означает слово  «толерантность»?

      Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность - 
готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность, в персидском языке - выносливость, готовность к примирению. В русском - существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других), а термин толерантность (в медицине и гуманитарных науках)означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор.

 Терпимость  в отношении людей, принадлежащих  к другой национальности, 
предполагает, что мы сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Цели  тренинга:

1. Сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы.

2. Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.   

 Задачи:

  • Ознакомить членов группы с понятиями "толерантность" и "толерантная 
    личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и 
    нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных жизненных сферах.
  • Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

 

.

Общие рекомендации по проведению тренинга :

Тренинг может проводиться в  форме внеклассной работы с учащимися  старших классов. Программа рассчитана на 4 занятия продолжительностью от 45 минут  до 2 часов . В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек.

Требования к помещению. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы "толерантной" атрибутикой (продуктами творчества детей) и позволяла бы подростку сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему также важно знать  этические правила групповой  работы и придерживаться их, так  как участие в группе оказывает  сильное воздействие на формирование личности подростка. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.

Ведущий несет ответственность  за подбор подростков в группу и  принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях и учитывая собственные возможности. Если в ходе отбора выяснится, что кто-то из подростков нуждается в повышенном внимании и может мешать проведению занятий, тормозить групповую работу (например, девиантные, расторможенные, агрессивные подростки), то лучше его не включать в группу. Исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать не только его, но и других участников.

Ведущему следует  помнить об основных принципах групповой работы.

Методы  оценки эффективности тренинга:

Несмотря на частое использование относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании  и применении пока не наблюдается, а  диапазон расхождений во мнениях  о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие - о толерантности как свойстве личности, третьи - о навыках толерантного поведения.(Бардиер Г.Л. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук.Социальная психология толерантности. СПб– 2007, с.4). В связи с этим результат эффективности программы предлагается проверить с помощью анкеты (приложение 2), а входной контроль можно оценить с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» (приложение 3).

 

Тематическое  планирование

Название  занятий

Цели  и задачи

Основные  этапы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

Знакомство, введение в проблему

Разминка

Принятие  правил работы

Упражнение  «Снежный ком»

Упражнение  «Сосед справа, сосед слева»

Упражнение  «Чем мы похожи»

Рефлексия

1 час

2

Навыки  эффективного общения

Отработка умений и навыков  сглаживания конфликтов

Разминка

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Типичные  приемы слушания

Упражнение  «Диспут»

Упражнение  «Спор при свидетели»

Рефлексия

2 часа

3

«Гармония с собой»

Развитие  навыков самоанализа

Разминка

Приветствие в танце

Упражнение  «Послушаем тишину»

Упражнение  «Рюкзачок успеха»

Упражнение  «Автобиография»

Упражнение  «Скульптура»

Упражнение  «Ассоциация»

Упражнение «Аппликация группы павлин»

Рефлексия

2 часа

4

Толерантность: что это?

Создание  непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия

Разминка

Упражнение  «Черты толерантной  личности»

Упражнение  «Общий ритм»

Упражнение «Эмблема толерантности»

Упражнение  «Пантомима толерантности»

Упражнение  «Лукошко»

Рефлексия

Подведение  итогов тренинга

2 часа


 

 

 

 

Занятие №1.

Вводная часть

Разминка

 Цель:

- введение в проблему, знакомство.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе (см. Приложение 1.1).

Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое "толерантность" и "интолерантность" (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Лекция может быть подготовлена ведущим самостоятельно или составлена на основе введения к данному руководству. В заключение ведущий представляет написанные на доске цели тренинга и рассказывает о них.

 

Знакомство.

Расскажи о  себе(что любишь, что не любишь, чем  занимаешься в свободное время, чем интересуешься, зачем ты здесь, твои ожидания от тренинга). 25 минут

Рефлексивное "дерево"- 20-30 минут.

"Дерево". Релакс музыка(1),(2),(3),(4).

1) Тренер предлагает  участникам представить себе  какое-нибудь дерево, после чего  начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе  каждый свое дерево, тренер предлагает  ощутить и прочувствовать, как  каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе  результатов визуализации. Также  можно взять большой ватман  и краски и нарисовать общее  для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется на протяжении всего тренинга.

Упражнение "Снежный ком"

Участники группы сидят в кругу.

   Первым  представляется ведущий. Затем,  сидящий слева от него, называет  имя 
ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

 

 

Упражнение "Сосед справа, сосед слева"

Участник, в  руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Цели:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Информация о работе Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»