Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, реферат
Актуальность, основная идея, цели и задачи тренинга.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Литература
Приложение 1
Правила поведения в тренинговой группе
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
Во
время занятий создается
Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.
Приложение 2
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков. | ||||
№ п/п |
Утверждение |
Балл | ||
1 |
Меня раздражают мои родственники |
| ||
2 |
Если мой друг мне лжет или обманывает, то |
он мне уже не друг |
| |
3 |
Меня бесит суетливость стариков |
| ||
4 |
Молодежь сейчас агрессивная, неспокойная |
раздражительная |
| |
5 |
Когда оказываюсь не на высоте, то долго переживаю, думаю об этом |
| ||
6 |
Мне не нравится быть в компании одноклассников (одногруппников) |
| ||
7 |
Мне не нравятся «узкоглазые», «рыжие», «белобрысые» и т.д. (можно перечень дополнить) |
| ||
8 |
Учителя, как правило, часто превышают свои полномочия и могут многое себе позволить в силу своего положения |
| ||
9 |
Я не хочу понимать и прощать всё родителям, даже если они осознали, что были виноваты |
| ||
10 |
Многие люди «занимают не свое место» либо «делают не свое дело» в жизни |
| ||
11 |
Нельзя прощать предательств близким друзьям |
| ||
12 |
Меня беспокоит мнение обо мне одноклассников (одногруппников), не обязательно негативное |
| ||
13 |
Жалко, что нельзя выбирать себе родителей |
| ||
14 |
Плачущие дети — это всегда проявление возрастной слабости и глупости |
| ||
15 |
Старшему поколению свойственна похвальба своими прошлыми успехами |
| ||
16 |
Молодежь не должна прислушиваться к советам стариков — они жили в другое время, это другое поколение |
| ||
17 |
Избегаю людей, которые жалуются на жизнь, сетуют на судьбу, обстоятельства |
| ||
18 |
Педагогов, не придерживающихся этических норм, нельзя близко подпускать к школе (преподаванию) |
| ||
19 |
Деятельность детей нужно постоянно держать под контролем, чтобы ничего не натворили |
| ||
20 |
Не прощаю себе свои ошибки, всегда о них помню |
| ||
21 |
Когда мое дельное предложение не находит отклика у одноклассников (одногруппников), я сержусь хотя бы некоторое время, ведь я был(а) прав(а) |
| ||
22 |
Непредвиденная новость, например относительно моей учебы, меня напрягает |
| ||
23 |
Когда мои ожидания относительно себя (поведение, достижение, успех) не оправдываются, я расстраиваюсь |
| ||
24 |
Мой друг, если он действительно друг, не должен меня осуждать |
| ||
25 |
Я не буду общаться с человеком, если он наркоман |
| ||
26 |
Мне не нравятся представители иной религиозной философии |
| ||
27 |
Даже в критической для меня ситуации я не могу принять помощь представителей иной национальности |
| ||
28 |
Я знать не хочу тех, кто живет одним днем |
| ||
29 |
Больные часто мнительны и требуют жалости |
| ||
30 |
Пьяниц надо изолировать от общества |
| ||
31 |
Мне неприятно находиться в помещении, где курят |
| ||
32 |
На агрессию стоит отвечать агрессией |
| ||
33 |
Гулящие никогда не вызывали во мне симпатии |
| ||
34 |
Мой принцип: «За здоровье нации, против наркомании» |
| ||
35 |
Я не переношу запаха перегара |
| ||
36 |
Считаю верным утверждение: «Россия только для русских» («Эстония только для эстонцев», «Украина только для украинцев» и т.д.) |
| ||
37 |
У меня вызывает неприятие проповедь отличного от моего религиозного мировоззрения |
|
38 |
Если я знаю, что человек болен, я с ним не общаюсь, боюсь заразиться |
|
39 |
Я не люблю грубость во всех ее проявлениях |
|
40 |
Я не стал бы помогать человеку в сложной ситуации, зная, что он наркоман |
|
41 |
У меня не вызывают симпатии курящие люди |
|
42 |
Я не доверяю представителям другой национальности |
|
43 |
Мне не нравятся люди, которые постоянно жалуются на свои болячки |
|
44 |
Я не переношу агрессию в любых ее проявлениях |
|
45 |
Когда по телевизору выступают проповедники иной религии, я переключаю на другой канал |
|
46 |
Пьющий — это слабый, безвольный человек, так как он не может справиться со своей проблемой |
|
47 |
Я не переношу запаха табака |
|
48 |
Я не доверяю тем, кто ведет разгульный образ жизни |
|
Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся разных сторон Вашей жизнедеятельности. Вам необходимо выразить свое отношение к этим утверждениям по пятибалльной шкале. Если Вы полностью согласны с утверждением, то поставьте напротив него балл «5». Если в большей степени согласны, чем не согласны, поставьте балл «4». Если Вы согласны и не согласны в равной степени, то поставьте балл «3». Если в большей степени не согласны, чем согласны, то балл «2». Если полностью не согласны, то балл «1». Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим быть откровенными. Благодарим Вас!
№ п/п |
Объект проявления терпимого отношения |
Номер вопроса |
Сумма баллов |
1 |
Родители |
1, 9, 13 |
|
Г |
Пожилые люди |
3, 15, 16 |
|
3 |
Дети, те, кто младше |
4, 14, 19 |
|
4 |
Одноклассники |
6, 12, 21 |
|
5 |
Малознакомые или незнакомые люди |
7, 10, 17 |
|
Б |
Учителя (преподаватели) |
8, 18, 22 |
|
7 |
Собственная личность |
5, 20, 23 |
|
8 |
Друзья |
2, 11, 24 |
|
9 |
Представители других национальностей |
27, 36, 42 |
|
10 |
Религия, другие религии |
26, 37, 45 |
|
11 |
Больные |
29, 38, 43 |
|
12 |
Наркоманы, токсикоманы |
25, 34, 40 |
|
13 |
Люди, ведущие разгульный образ жизни |
28, 33, 48 |
|
14 |
Курящие |
31, 41, 47 |
|
15 |
Пьющие |
30, 35, 46 |
|
16 |
Агрессия |
32, 39, 44 |
|
АНКЕТИРОВАНИЕ
ВЫЯВЛЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
К РАЗЛИЧНЫМ СУБЪЕКТАМ
Целью опроса является выявление отношения подростков и молодых людей к различным субъектам действительности: родителям, пожилым людям, детям, одногруппникам (одноклассникам), малознакомым и незнакомым людям, преподавателям (учителям), собственной личности, друзьям, представителям других национальностей, религии (религиям), больным людям; к асоциальным аспектам реальности: курящим, пьющим людям, наркоманам, токсикоманам, людям, ведущим разгульный образ жизни.
Обработка
индивидуальных результатов проводится в соответствии
с
ключом. Приведем нормативы,
позволяющие определить терпимое,
толерантное,
нетерпимое отношение
к различным субъектам реальности у молодежи.
12—15 баллов— низкий уровень терпимого отношения (преобладание нетерпимого отношения к субъектам реальности).
Нетерпимое отношение характеризуется неприятием негативного или неожиданного в окружающих, нежеланием или неспособностью понять и принять причины, мотивы поведения человека, особенности его мировосприятия и мировоззрения. Оно выражается в стремлении изменить их, сделав замечание, продемонстрировав свое пренебрежение к не принимающим его точку зрения людям, причем достаточно агрессивно, с использованием грубости, шантажа, угроз и других приемов воздействия, давления.
9—77 баллов— преобладание толерантного отношения к субъектам реальности.
Толерантное отношение характеризуется частичным или ситуативным принятием окружающих, попытками исправить недостатки, сделать замечание о своем несогласии и т.п., проявлением невыдержанности, нетерпения, агрессии, но в некоторых случаях способностью быть терпеливым, принимающим, эмпатичным, ассертивным (уверенным в себе).
1—8 баллов — терпимое отношение к субъектам реальности.
Собственно терпимое отношение оценивается как понимание и принятие субъектов реальности в целом, мотивации их поведения, мировоззрения, способность проявлять выдержку, самообладание, терпение при встрече с асоциальными субъектами действительности (пьяные, курящие, токсикоманы, наркоманы, люди, ведущие разгульный образ жизни, проявляющие в отношении окружающих агрессивность), ассертивно (уверенно) разрешать возникающие противоречия, демонстрируя дружелюбие, доброжелательность, готовность к сотрудничеству.
Можно вычесть общий индекс терпимого, толерантного, нетерпимого отношения подростков и молодых людей к субъектам реальности. Для этой цели следует найти среднее арифметическое значение.
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков
Инструкция. Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитаете их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
«+ +» - сильное согласие (конечно, да);
«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);
«О» - ни да, ни нет;
«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);
«- -» - сильное несогласие (конечно, нет).
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо.
1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не дол*нь помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать ре шение большинства.
4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учить в особых школах, даже за свои собственные деньги.
5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная грата государственных денег.
14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.