Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, реферат

Описание

Актуальность, основная идея, цели и задачи тренинга.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Работа состоит из  1 файл

ТренингЮ.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

3. Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в 
круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Рефлексия: Обсуждение, социометрия – 5 пальцев.

5 пальцев –  отлично, занятие очень понравилось

4 пальца –  хорошо, занятие понравилось

3 пальца –  средне, занятие нормальное

2 пальца –  плохо, занятие не понравилось

1 палец –  ужасно, занятие совсем не понравилось

 

 

 

Занятие № 2

Навыки  эффективного общения

 

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов".

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания  конфликтов.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются  на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие  стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

- Какие методы  сглаживания конфликтов были  продемонстрированы?

- Какие, на  ваш взгляд, интересные находки  использовали участники во время игры?

- Как стоило  повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

 

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание

2. Угу-поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание головой и т.п.).

3. Эхо - повторение  последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение  последней фразы с изменением  порядка слов.

5. Парафраз - передача  содержания высказывания партнера  другими словами. 

6. Побуждение - междометия и другие выражения,  побуждающие собеседника продолжить  прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).

7. Уточняющие  вопросы - вопросы типа "Что  ты имел в виду, когда говорил  "эсхатологический".

8. Наводящие  вопросы - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую  говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы

10. Продолжения  - когда слушающий вклинивается  в речь и пытается завершить  фразу, начатую говорящим, "подсказывает  слова".

11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. Нерелевантные  и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к  делу или относящиеся лишь  формально ("а в Гималаях  все иначе" и следует рассказ  о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые  ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной  схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

 

 

Название

Основная цель

Уместные реакции

1

Поддержка

Дать возможность  говорящему выразить свою позицию

Молчание Угу-поддакивание                                                                                                  Эхо 

Эмоциональное сопровождение

2

Уяснение

Убедиться, что  Вы адекватно поняли собеседника     

Уточняющие  вопросы         Парафраз

3

Комментирование

Высказывание  своей                                  точки зрения                              

Оценки,                                                                                                  советы, комментарии


 

 

 

"Диспут"

Упражнение  проводится в форме диспута. Участники  делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью  жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в  пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы  слушающий осуществлял поддержку  высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции  соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая  внимание на случаи, когда с помощью  парафраза удалось добиться уточнения  позиций участников "диспута"

 

"Спор при  свидетеле"

Обучаемые разбиваются  на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводится 15 минут.

По окончании  устраивается общее обсуждение. Примерные  вопросы для обсуждения:

• "Какие  трудности в использовании схемы  встретили Вы в разговоре?";

• "Были ли случаи, когда после парафраза происходило  уточнение позиции?";

• "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".

 Рефлексия: Обсуждение, социометрия.

 

Занятие 3.

 

«Гармония с собой»

Цель: развитие навыков самоанализа.

Проведение:

I. Разминка.

Упражнение  «Приветствие в танце»

Под спокойную танцевальную музыку дети передвигаются по комнате, возможно выполнение элементов танца. Когда музыка заканчивается, дети останавливаются  и приветствуют того человека, рядом с которым оказались. Причем необходимо не только поздороваться, но и сказать несколько добрых слов в адрес этого человека. Игра повторяется несколько раз.

Основное содержание занятия:

Упражнение  «Послушаем, тишину»

По первому сигналу взрослого дети начинают бегать, кричать, топать, прыгать, визжать и т. д. По второму сигналу взрослого дети быстро садятся на стулья и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. Затем они по кругу рассказывают, какие звуки услышали.

Упражнение  «Рюкзачок успеха» (модификация)

Взрослый объясняет  детям, что для того, чтобы в  жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует  наличия у человека разных качеств.

Педагог предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ребенку добиться успеха в общении, а второе — мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.

I вариант — педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и дети определяют «обладателя» этих качеств;

II вариант, — рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих.

 

 

 

2. Основное содержание.

Упражнение  «Автобиография»

Дети приносят на занятие  тонкий альбом рисования. Педагог предлагает каждому создать в этом альбоме автобиографию. Для этого дети могут нарисовать в альбоме любимые игры, игрушки, своё любимое занятие, свою квартиру, вклеить свои детские фотографии, написать свою любимую песню, перечислить лучшие черты своей личности и т. Данное упражнение может быть задано на дом ранее, и на этом занятии происходит лишь обсуждение получившихся автобиографий.

Упражнение  «Скульптура»

Дети объединяются в  пары. В каждой один — скульптор, другой — глина. Необходимо слепить  из глины скульптуру по заданию:

  • человек, который уважает себя;
  • человек, который недоволен собой;
  • человек, который ничего не боится;
  • человек, который общается с другими;
  • человек, который осмысливает свое поведение.

Затем участники обмениваются ролями.

Упражнение  «Ассоциация»

Участникам тренинга необходимо нарисовать ассоциативную картинку. Тема: «Толерантность себе».

Упражнение  «Письмо далекому себе»

Участникам предлагается написать письмо, которое откроет  каждый из них только через много: много лет, когда станет взрослым. План письма:

  • приветствие, рассказ об увлечениях, интересах;
  • описание себя в настоящем и описание-воображение себя в будущем;
  • цель жизни в настоящем.

Упражнение  «Аппликация группы «Павлин»

Детям предложите создать  общую аппликацию «Павлин». Сам павлин нарисован заранее па отдельном листе, а дети вырезают перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы. При этом говорится, что каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценишь, любишь. Это качество записывается на перо. Каждый участник может вырезать сколько угодно перьев. Все перья раскладываются ведущим на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками. Коллективная аппликация павлина помогает детям почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать необходимые.

 

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали в ходе занятия?
  • Легко ли было говорить о своих достоинствах и недостатках?
  • Что значит быть в гармонии с собой?
  • От чего зависит эта гармония?

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 4

 

Разминка:

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (смотри, 
приложение 1.2)

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на листе прикрепляется на доску 
или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий 
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны 
толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, 
которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3—5 минут.

   Затем  ведущий заполняет заранее подготовленный  бланк опросника, 
прикрепленный на доску (смотри приложение 1.3) Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Основное  содержание занятия:

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? 

Цели:  создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе,повышение  внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение "Общий ритм"

  • Цель: повышение сплоченности группы.
  • Необходимое время: 5 минут.
  • Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
  • Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).
  • Основное содержание занятия
  • Упражнение "Эмблема толерантности"
  • Цели:
  • •  продолжение работы с определениями толерантности;
  • •  развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
  • Необходимое время: 20 минут.
  • Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
  • Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.
  • Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы. 
  • Упражнение "Пантомима толерантности"
  • Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.
  • Необходимое время: 15 минут.
  • Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
  • Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.
  • Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
  • •  Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?
  • •  С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
  • Упражнение "Лукошко"
  • Цели:
  • •  работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
  • •  развитие фантазии, творческого мышления.
  • Необходимое время: 10 минут.
  • Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
  • Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".
  • Рефлексия занятия
  • •  Что нового вы узнали о понятии "толерантность" по сравнению с предыдущим занятием?
  • •  Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

Информация о работе Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»