Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:38, реферат

Описание

Актуальность, основная идея, цели и задачи тренинга.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Работа состоит из  1 файл

ТренингЮ.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.

23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо  относились.

24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек

другой веры.

25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28. Истинной религией может быть только одна религия.

29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее

культуру.

31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает

у меня раздражение.

32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.

33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию. «

38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые"взгляды и поведение.

39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42. Большинство преступлений в нашем городе совершают

приезжие.

43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

 

Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого  утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «+ +», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «О», то 0 баллов. Если «-», то - 1 балл. Если «- -», то - 2 балла.

Результаты  получаются путем сложения баллов с  учетом знака. При этом в ответах  на вопросы: 3, 7,14, 15,16, 18, 19,22,25,27,30, 34,37, 38, 39,40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1,2,4, 5, 6,8,9, 10, 11, 12, 13, 17,20,21,23,24,26,28,29,31,32,33,35,36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

от -90 до -45 - высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - невысокий  уровень толерантности;

от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" *

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

 

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" разработан (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002)  для диагностики  общего уровня толерантности В его  основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

____________________________________________________________________________  

*  -  материал взят из открытого источника: www.etnopsy.ru/practice.htm

____________________________________________________________________________

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может  быть представлено любое мнение

           

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

           

3.

Если друг предал, надо отомстить  ему

           

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

           

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

           

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в  своих проблемах

           

7.

Нормально считать, что твой народ  лучше, чем все остальные

           

8.

С неопрятными людьми неприятно  общаться

           

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

           

10.

Всех психически больных людей  необходимо изолировать от общества

           

11.

Я готов принять в качестве члена  своей семьи человека любой национальности

           

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у  местных проблем не меньше

           

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

           

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

           

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

           

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

           

17.

Человек, который думает не так, как  я, вызывает у меня раздражение

           

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

           

19.

Беспорядок меня очень раздражает

           

20.

Любые религиозные течения имеют  право на существование

           

21.

Я могу представить чернокожего  человека своим близким другом

           

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

           

 

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение  присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая  оценка выявленного уровня толерантности  осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие  результаты показывают респонденты,  для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности.  Представители этой группы обладают  выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки  в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные  и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________________  

*  -  материал взят из открытого источника: www.etnopsy.ru/practice.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сценарий тренинга толерантности у подростков (14-17 лет) «Я уважаю - меня уважают»