Семейные конфликты: виды, источники, следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Содержание

Введение .............................................................................................. ................3

Глава 1. Теоретическое изучение семейных конфликтов……………………………………………………….……………..6


Конфликты и их особенности проявления…………………………….
Причины семейных конфликтов ……………………………………
Особенности супружеского конфликта…………………………
Методы разрешения семейных конфликтов ……………

Глава 2. Исследование особенностей семейных конфликтов.…………22

2.1 Цель, задачи исследования………………………………………………...22

2.2 Диагностический инструментарий…………………………….…………24


Заключение……………………………………………………………………...30


Список использованной литературы………………………………………..32


Приложения……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 125.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Факультет социальной педагогики и психологии

 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Семейные  конфликты: виды, источники, следствия.

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила:

                                                          Кондратьева Валентина Александровна,

                                                          студентка 31 гр. ДО

 

 

 

Научный руководитель:

   преподаватель кафедры

                              прикладной психологии 

                                                        Савченко Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2011

Реферат

 

Курсовая работа 30 с., 45 источников, 2 прил.

 

СЕМЬЯ, БРАК, КОНФЛИКТ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ, СУПРУЖЕСКИЙ КОНФЛИКТ, РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА, ГЕНЕЗИС КОНФЛИКТА, ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА.

 

Объект исследования – семейный конфликт.

    Предмет исследования – причины конфликтов в молодой семье.

    Цель работы: выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье. 

         Методы исследования:

          Элементы научной новизны: Удовлетворенность профессионального интереса у исследователя.

Результаты внедрения: разработка использована в учебном процессе на кафедре общего и русского языкознания УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (при наличии акта о внедрении)

Экономическая и социальная значимость работы: работа помогает решить ряд трудностей при сопоставлении лексических систем языков, а также проблемы лингвострановедческого характера.

Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения  сопровождаются ссылками на их авторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение .............................................................................................. ................3

 

Глава 1. Теоретическое изучение семейных конфликтов……………………………………………………….……………..6

 

 

    1. Конфликты  и их особенности проявления…………………………….
    2. Причины семейных конфликтов ……………………………………
    3. Особенности супружеского конфликта…………………………
    4. Методы разрешения семейных конфликтов ……………

 

Глава 2.  Исследование особенностей семейных конфликтов.…………22

 

2.1  Цель, задачи исследования………………………………………………...22

 

2.2   Диагностический инструментарий…………………………….…………24

 

 

Заключение……………………………………………………………………...30

 

 

Список использованной литературы………………………………………..32

 

 

Приложения……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении своей жизни человек входит в  состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той  группой, которую он никогда не покидает. Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Поэтому когда мы говорим о важнейших  социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи  включает множество более частных  институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства  и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства  и опеки и другие.

К. Маркс назвал семью первым социальным отношением, В.И. Ленин считал, что семья - это кровно – родственная ячейка общества, основанная «... на гражданском браке с любовью», призванная обеспечить счастье личности и выполняющая ряд социальных функций: деторождение, воспитательную, хозяйственно – бытовую, производственно – экономическую, ухода за престарелыми родителями и организация домашнего досуга [4, с.11].

Согласно определению Н. Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [4].

Традиционно «ядром» семьи  считают супружескую пару с добавлением  к «ядру» детей, родственников, родителей  супругов.

Среди определений семьи, построенных  по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Харчевым: семья — это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». [6,с. 75]

Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Среди семьеобразующих  отношений выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями признаков семьи.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

 А. И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества — родительства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп, в полном смысле слова семьями не являющихся: это молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактическом браке пары, имеющие детей, и пр.

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. [31]

Между понятиями  «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности». [6]

В этом определении ключевыми  моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой более  сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

В истории человечества сменилось немало форм организации отношений между полами, как правило, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества.

Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения  регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут  происходить вне брака, а сам  брак может существовать и без  них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно  приемлемой, социально одобренной и  закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных  отношений супругов. Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определённых законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. [31]

   В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

   В  настоящее время проблема семейных  конфликтов приобретает особую  актуальность, так как является  одной из важнейших составляющих  государственной политики сохранения  здоровья нации.

  Анализ психологической литературы  позволяет наметить основные направления, в русле которых разрабатывается данная проблема:

  1. Это исследования, непосредственно посвященные с проблемами молодой семьи, готовности молодежи к браку. Отметим работы И. В. Дубровиной, Л. Ф. Филюковой, В. П. Меньшутина, Н. Н. Обозова,  Н.В. Якшевич и др.
  2. Рассматривается адаптация супругов как процесс согласования ролевых ожиданий, а также через изучение межличностных, ролевых, «Я»-ролевых конфликтов. Исследованием этой проблемы занимались С. И. Голод, А. Г. Харчев, В. А. Сысенко, Г. Навайтис и др.

3. Для понимания процесса брачно-семейной  адаптации и счастливого супружества большое значение имеют исследования в области социальной перцепции, и прежде всего социальных ожиданий. Следует отметить работы А. Н. Волковой, Т. М. Трапезниковой, Е. С. Калмыковой, Н. Ф. Федотовой.

 

Цель:  выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье. 

В соответствии с этим, мы поставили ряд задач:

    1. проанализировать психологическую литературу по теме исследования;
    2. дать описание общего представления о конфликте, как о психологическом феномене;
    3. изучить особенности конфликтов в молодой семье;
    4. подобрать диагностический инструментарий по данной теме;
    5. определить методы разрешения конфликтных ситуаций в семье.

 

Объект исследования: семейный конфликт.

Предмет: причины конфликтов в молодой семье.

Гипотеза: Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами  поведения супругов.

В работе использованы методы: теоретический анализ современных отечественных и зарубежных источников.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в работе была сделана попытка систематизации теоретических исследований по проблеме семейных конфликтов. Изучены различные классификации конфликтов, их причины и следствия.

Практическое значение: теоретический материал работы может использоваться педагогами – психологами с целью психологического просвещения населения по данной проблематике. Собранный диагностический материал по теме позволяет специалистам изучить данную проблематику объективно и качественно.

Методологическая основа исследования: В.Е. Смирнов,  Л.С. Выготский.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, 6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       параграфов, заключение, список использованной литературы, состоящий из ….   источников, приложение. Работа изложена на ….печатных листах.

Информация о работе Семейные конфликты: виды, источники, следствия