Семейные конфликты: виды, источники, следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Содержание

Введение .............................................................................................. ................3

Глава 1. Теоретическое изучение семейных конфликтов……………………………………………………….……………..6


Конфликты и их особенности проявления…………………………….
Причины семейных конфликтов ……………………………………
Особенности супружеского конфликта…………………………
Методы разрешения семейных конфликтов ……………

Глава 2. Исследование особенностей семейных конфликтов.…………22

2.1 Цель, задачи исследования………………………………………………...22

2.2 Диагностический инструментарий…………………………….…………24


Заключение……………………………………………………………………...30


Список использованной литературы………………………………………..32


Приложения……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 125.61 Кб (Скачать документ)

3. Конфликт  привел к большему взаимопониманию  и сближению, партнеры стали  больше чувствовать, что зависят  друг от друга и правильно  друг друга оценивают.

4. В результате  конфликта было найдено решение  проблемы, стороны пошли на взаимные  уступки, обдумано и обсуждено  дальнейшее поведение.

Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия  и причины, повлекшие его, но и  выводят свои отношения на новый  уровень: повышается доверие между  супругами, они становятся ближе  духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают  бесценный опыт, который оказывается  чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни.

Таким образом, конфликт – обоюдное отрицательное  психическое состояние двух или  более людей, характеризующееся  враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей [38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Исследование особенностей семейных конфликтов.

 

2.1. Цель, задачи исследования.

 

Цель:  выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье. 

В соответствии с этим, мы поставили ряд задач:

    1. подобрать диагностический инструментарий по данной теме;
    2. изучить особенности конфликтов в молодой семье;

 

 

 

2.2 Диагностический инструментарий.

 

Поскольку эмпирическую часть исследования в силу разных причин мы не смогли реализовать, для  дальнейшей работы по этой теме мы предлагаем следующие методики:

 

1. Опросник «Реакции супругов на конфликт» А.С. Кочарян, А.В. Киричук [50]. (Приложение 4).

Цель применения методики: Методика позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфические защитные паттерны супругов.

  Опросник  состоит из 89 утверждений, которые  «работают» на 8 шкал: неконструктивные  установки на брак, депрессия,  протективные механизмы, дефензивные  механизмы, агрессия, соматизация  тревоги, фиксация на психотравме,  контрольная шкала. Большая часть  утверждений была сформулирована  автором, ряд утверждений был  взят из ММРI, а также из опросника      Р. Нигневицкого по диагностике личностной ригидности (Залевский Г.В., 1976).

Инструкции испытуемым: «Цель опросника — выяснить Ваши взгляды относительно некоторых семейных проблем. Вам предложен ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в опросном листе знак «+» против соответствующего номера утверждения; если же Вы не согласны, поставьте знак «-». Избегайте ответов типа «затрудняюсь ответить». Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому представьте себе типичные ситуации, обычные для вас, не задумываясь над деталями. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, но попытайтесь представить себя в этой ситуации и дайте наиболее подходящий ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Мы знаем, что Вам будет трудно, но попытайтесь ответить как можно искреннее.

2.Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2 [50]. (Приложение 5)

Цель методики

Методика  позволяет охарактеризовать обследуемую  супружескую пару по ряду параметров:

  • наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений,
  • степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта,
  • уровень конфликтности в паре.

Описание методики

Методика  представляет собой бланковый тест - опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые  носят конфликтный характер.

В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два  признака: активность или пассивность  реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы — активное выражение несогласия, несогласное  нейтральное отношение, пассивное  выражение согласия и, наконец, правый полюс — активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от «-2» до «+2».

Инструкция: «В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях:

«-2» - Категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно  выражаю несогласие и настаиваю  на своем.

«-1» - Не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в  данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.

«0» –  Ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего  развития событий

«+1» - В целом  согласен (согласна) с тем, что говорит  он (она) и не считаю необходимым  выражать свое отношение

«+2» - Полностью  согласен (согласна) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.

Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как  в данном случае не может быть ответов  «правильных» и «неправильных». Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам наиболее подходящим, и переходите к следующей  ситуации. Все ответы будут сохранены  в тайне».

 

3.Тест «Понимаете ли вы друг друга?» [52] (Приложение 6)

Цель применения данной методики: данный тест имеет целью выявить, насколько хорошо опрошенные понимают друг друга и, следовательно,  является ли отсутствие взаимопонимание одной из главных движущих сил возникновения конфликта.

Тест представляет собой опросник из 10 вопросов, на каждый из которых  предлагается по 3 ответа. Текст теста  и ключи к нему представлены в  Приложении 1. Оба супруга должны были выбрать один из трех предложенных ответов. Затем они должны были подсчитать и сложить те очки, которые у  них  набраны. Очки, набранные супругами, представлены в Таблице 1.

Инструкции испытуемым: «Внимательно прочитайте каждый вопрос  и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов».

 

4.Тест «Удовлетворёны ли вы браком?» В.В.Столин, Т.Л. Романовой, Г.П Бутенко [51]. (Приложение 7)

Разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко  и предназначенный для экспресс-диагностики  степени удовлетворенности-неудовлетворенности  браком, а также степени согласования-рассогласования  удовлетворенности браком у той  или иной социальной группы.

Цель данной методики: установить отношение тестируемых к их семейной жизни, к отношениям с супругой/супругом; помочь разобраться самим, что именно в браке их не устраивает или беспокоит.

Опросник представляет собой  одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому  утверждению соответствует три  варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно (Приложение 2).

Инструкции испытуемым: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».

  1. Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» адаптирована Гришиной методика американского психолога К.Н. Томаса (1937) [53]. (Приложение 8)

Адаптированная  Н.В. Гришиной методика американского  социального психолога К.Н. Томаса (1973). Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к  соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается  обострить их.

Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

Инструкция:

«Внимательно прочитайте предложенные вам ситуации  и завершите данные ситуации так, как бы вы себя повели в этот момент.»

Старайтесь  избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить»  и т.д.».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, конфликт – обоюдное отрицательное  психическое состояние двух или  более людей, характеризующееся  враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Супружеские конфликты могут носить конструктивный и деструктивный  характер. Конструктивно разрешаемые  конфликты присущи всем супружеским  союзам. Более того, они являются необходимой составляющей супружеских  отношений.

Деструктивные конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы. Поэтому  действия участников супружеского конфликта  должны быть направлены на изменение  характера конфликта из деструктивного в конструктивный. Для этих целей используется ряд методов: соблюдение «социальной дистанции», следование «правилу разнообразия» и «сглаживания», метод «благожелательных посылов».

Одним из способов урегулирования супружеских  конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование проходит в две стадии: диагностика  конфликта и восстановление супружеских отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем:  проблема времени, различная степень конфликтности семейной жизни у супругов, наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения.

 В  работе мы предложили диагностический  инструментарий для работы психолога  по данной проблеме.

Поставленная  в работе цель достигнута и задачи реализованы.

В процессе теоретического изучения данной темы заявленная гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. –656 с.
  2. Шилов И.Ю. Фамилистика. – СПб., 2000. – 368 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология  семьи. – М., 1996. –125 с.
  4. Якшевич Н.В. Молодая семья. – Мн., 1991. – 167 с.
  5. Карел Витек. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988. –143 с.
  6. Харчев А.Г. Семья и брак в СССР. – М., 1979. 107 с.
  7. Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб., 1998. – 167 с.
  8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988. –205 с.
  9. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – 184 с.
  10. Каган В.Е.  Воспитателю о сексологии. – М., 1991. – 243 с.
  11. Касцярович Г.И. Сям я беларусау у ХХ ст.// Адукацыя и выхаванне. – 1996, №11. – 47 с.
  12. Осипова О.С. есть ли будущее у белорусской семьи.// Адукацыя и выхаванне – 1996., №2. – 46 с.
  13. Сизанов А.Н. Проблемы семьи и брака. – Мн., 1993. – 112 с.
  14. Чэчат В.  Беларуская сям’я: сення и заутра.// Пралеска. – 1999 - №3. – 82 с.
  15. Цельмер З. На вcю  жизнь: психология семейной жизни.  - М., 1992. – 114 с.
  16. Семья: прошлое, настоящее и перспективы.// Под общественной редакцией Водневой А.К. и Смаченой Л.И. – Мн., 2000. – 95 с.
  17. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. – Мн., 1998. – 326 с.
  18. Кон И.С. Введение в сексологию – М., 1988. – 296 с.
  19. Кочетов А.И. Начало семейной жизни – Мн., 1987. – 365 с.
  20. Владиславский В.З. Если ты мужчина – Мн., 1991. – 154 с.
  21. Юрчук В.В. Мужчине о женщине – Мн., 1997. – 453 с.
  22. А.Пиз  Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. – М., 2000. – 400 с.
  23. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург, 1998. – 528 с.
  24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002. – 544 с.
  25. Практикум по гендерной психологии / Под. ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – 479 с.
  26. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – 512 с.
  27. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.86. – 124 с.
  28. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.. 1993. – 326 с.
  29. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2003. – 464 с.
  30. Поликарпов В.А. Психология первой любви. – Мн., 2002. – 254 с.
  31. Кодекс РБ о браке и семье. – Мн., 2000. – 114 с.

Информация о работе Семейные конфликты: виды, источники, следствия