Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Введение .............................................................................................. ................3
Глава 1. Теоретическое изучение семейных конфликтов……………………………………………………….……………..6
Конфликты и их особенности проявления…………………………….
Причины семейных конфликтов ……………………………………
Особенности супружеского конфликта…………………………
Методы разрешения семейных конфликтов ……………
Глава 2. Исследование особенностей семейных конфликтов.…………22
2.1 Цель, задачи исследования………………………………………………...22
2.2 Диагностический инструментарий…………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………….
3. Конфликт
привел к большему
4. В результате
конфликта было найдено
Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни.
Таким образом, конфликт – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей [38].
2.1. Цель, задачи исследования.
Цель: выявление причин возникновения конфликтов в молодой семье.
В соответствии с этим, мы поставили ряд задач:
2.2 Диагностический инструментарий.
Поскольку эмпирическую часть исследования в силу разных причин мы не смогли реализовать, для дальнейшей работы по этой теме мы предлагаем следующие методики:
1. Опросник «Реакции супругов на конфликт» А.С. Кочарян, А.В. Киричук [50]. (Приложение 4).
Цель применения методики: Методика позволяет диагностировать восприятие и понимание супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуально-специфические защитные паттерны супругов.
Опросник
состоит из 89 утверждений, которые
«работают» на 8 шкал: неконструктивные
установки на брак, депрессия,
протективные механизмы,
Инструкции испытуемым: «Цель опросника — выяснить Ваши взгляды относительно некоторых семейных проблем. Вам предложен ряд утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в опросном листе знак «+» против соответствующего номера утверждения; если же Вы не согласны, поставьте знак «-». Избегайте ответов типа «затрудняюсь ответить». Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому представьте себе типичные ситуации, обычные для вас, не задумываясь над деталями. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, но попытайтесь представить себя в этой ситуации и дайте наиболее подходящий ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Мы знаем, что Вам будет трудно, но попытайтесь ответить как можно искреннее.
2.Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2 [50]. (Приложение 5)
Цель методики
Методика позволяет охарактеризовать обследуемую супружескую пару по ряду параметров:
Описание методики
Методика представляет собой бланковый тест - опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.
В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы — активное выражение несогласия, несогласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс — активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от «-2» до «+2».
Инструкция: «В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях:
«-2» - Категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогласие и настаиваю на своем.
«-1» - Не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.
«0» – Ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий
«+1» - В целом согласен (согласна) с тем, что говорит он (она) и не считаю необходимым выражать свое отношение
«+2» - Полностью согласен (согласна) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.
Не стоит слишком долго
3.Тест «Понимаете ли вы друг друга?» [52] (Приложение 6)
Цель применения данной методики: данный тест имеет целью выявить, насколько хорошо опрошенные понимают друг друга и, следовательно, является ли отсутствие взаимопонимание одной из главных движущих сил возникновения конфликта.
Тест представляет собой опросник из 10 вопросов, на каждый из которых предлагается по 3 ответа. Текст теста и ключи к нему представлены в Приложении 1. Оба супруга должны были выбрать один из трех предложенных ответов. Затем они должны были подсчитать и сложить те очки, которые у них набраны. Очки, набранные супругами, представлены в Таблице 1.
Инструкции испытуемым: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов».
4.Тест «Удовлетворёны ли вы браком?» В.В.Столин, Т.Л. Романовой, Г.П Бутенко [51]. (Приложение 7)
Разработанный
В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко
и предназначенный для
Цель данной методики: установить отношение тестируемых к их семейной жизни, к отношениям с супругой/супругом; помочь разобраться самим, что именно в браке их не устраивает или беспокоит.
Опросник представляет собой одномерную
шкалу, состоящую из 24 утверждений,
относящихся к различным
Инструкции испытуемым: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».
Адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н. Томаса (1973). Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается обострить их.
Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция:
«Внимательно прочитайте предложенные вам ситуации и завершите данные ситуации так, как бы вы себя повели в этот момент.»
Старайтесь избегать промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.д.».
Таким образом, конфликт – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Супружеские конфликты могут носить конструктивный и деструктивный характер. Конструктивно разрешаемые конфликты присущи всем супружеским союзам. Более того, они являются необходимой составляющей супружеских отношений.
Деструктивные конфликты проходят не бесследно, и наносят супругам психологические травмы. Поэтому действия участников супружеского конфликта должны быть направлены на изменение характера конфликта из деструктивного в конструктивный. Для этих целей используется ряд методов: соблюдение «социальной дистанции», следование «правилу разнообразия» и «сглаживания», метод «благожелательных посылов».
Одним из способов урегулирования супружеских конфликтов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование проходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление супружеских отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: проблема времени, различная степень конфликтности семейной жизни у супругов, наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения.
В
работе мы предложили
Поставленная в работе цель достигнута и задачи реализованы.
В процессе теоретического изучения данной темы заявленная гипотеза подтвердилась.
Литература.
Информация о работе Семейные конфликты: виды, источники, следствия