Семья и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 00:00, реферат

Описание

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

богаче её собственный духовный мир.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2



II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ



1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3


2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4



3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5


4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7


5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10



IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Семья и личность

          Ч Е Р Е П О В Е Ц  К И Й    Г О С У  Д А Р С Т В Е Н Н  Ы Й 

                            У Н И В Е Р С И Т  Е Т 
 
 

                   ИНСТИТУТ   ПЕДАГОГИКИ   И   ПСИХОЛОГИИ 
 
 

        КАФЕДРА   ПЕДАГОГИКИ 
 
 

                              РЕФЕРАТ НА  ТЕМУ 
 
 

                           «СЕМЬЯ   И   ЛИЧНОСТЬ» 
 
 

        ВЫПОЛНИЛ 
 
 

        СТУДЕНТ

. 
 

        КУРС I, ГРУППА 413 

        СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 

        «ТЕХНОЛОГИЯ  И 

        ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» 
 

        РУКОВОДИТЕЛЬ 

        СМЕТАНИНА  Р.В. 
 
 

                         1998. -  1999  УЧЕБНЫЙ  ГОД 
 
 

                                    ПЛАН: 
 
 

            I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2 
 

           II. СЕМЬЯ  И  ЛИЧНОСТЬ 
 

              1. ДВЕ  ФОРМЫ  ВОСПИТАНИЯ…………………...3 

              2. РОДИТЕЛЬСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4 
 

              3. ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ  В  СЕМЬЕ……………5 

              4. УСЛОВИЯ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО

                 ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7 

              5. СОЧЕТАНИЕ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО

                 И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9 
 

          III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10 
 

           IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА……………………10 
 
 

                                                           -   1   - 
 

    Родился   ребёнок. Начал  обживаться  в  мире. Глядишь – он  уже  и

пошёл, и  заговорил, и  научился  понемножку  разбираться  «что  к  чему».

Вроде  бы  всё  естественно, но… . Но  ведь  прежде  было  обучение, а,

обучаясь, ребёнок  постоянно  воспитывается. 

    Процесс   воспитания  направлен  на  формирование  социальных  качеств

личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к  окружающему

 миру – к   обществу, к  людям, к  самому  себе. Чем  шире, разнообразнее   и

 глубже  система   отношений  личности  к  различным   сторонам  жизни, тем

богаче  её  собственный  духовный  мир.

    Особую  сферу  жизни  и  деятельности  ребёнка  составляет  общение.

Оно  отражает  человеческую  потребность  в  среде  себе  подобных. Ещё

Л.С.Выготский  подчёркивал, что  уже  младенца  можно  назвать  максимально

 социальным  существом. Многие  факты  говорят   о  том, что  даже  игрушка

в  руках  ребёнка  часто  является  лишь  средством  общения  со

взрослыми. Ребёнок  прибегает  к  взрослому  не  только  для  получения

помощи, но  и  для  удовлетворения  потребности в общении.

    Таким   образом, личность  формируется   в  процессе  активного

взаимодействия  с  окружающим  миром, овладевая  социальным  опытом,

общественными  ценностями. На  основе  отражения  человеком  объективных

отношений  происходит  формирование  внутренних  позиций личности,

индивидуальных  особенностей  психического  склада, складывается  характер,

интеллект, его  отношение  к  окружающим  и  к  самому  себе. Находясь  в

системе  коллективных  и  межличностных отношений, в  процессе  совместной

деятельности, ребёнок  утверждает  себя  как  личность  среди  других

людей.

    Никто   не  рождается  на  свет  с   готовым  характером, интересами,

склонностями, волей, определёнными  способностями. Все  эти  свойства

вырабатываются  и  формируются  постепенно, в  ходе  всей  жизни, с

момента  рождения  и  до  зрелости.

    Первым  окружающим  ребёнка  миром,  начальной  единицей  общества

является –  семья, где  и  происходит  закладывание  основ  личности.

    Что   такое  семья? Многие  авторы  популярных  публикаций  рассуждают

о  ней  так, словно  это  определение ясно  всем, как  понятие  «хлеб»,

«вода». А  вот  учёные – специалисты  вкладывают  в  него  разный  смысл.

Так, видный  демограф  Б.Ц.Урланис  дал  ей  такое  определение: это –

малая  социальная  группа, объединённая  жильём, общим  бюджетом  и

родственными  связями. Такая  формулировка  принята  и  у  многих  западных

 демографов, прежде  всего – у  американцев.  А  венгры  за  основу

принимают «наличие  семейного  ядра», то  есть  берут  только  родственные

связи, отбрасывая  территориально-экономическую  общность. Профессор

П.П.Маслов  считает, что  трёх  показателей  недостаточно  для  того, чтобы

 признать  определение,  данное  Урланисом,  полным. Потому  что  при

наличии  всех  трёх  «составляющих» семьи  может  и  не  быть  вовсе, если

между  её  членами  нет  взаимопонимания, взаи-мопомощи, что  и  необходимо

 ввести  в   определение  семьи.

    Ребёнок   видит  семью  в  качестве  окружающих  его  близких   людей:

папы  и  мамы, бабушки  и  дедушки, братьев  и  сестёр.

    Итак, человек   рождается  духовно  благодаря   общению  с  окружающими

людьми. Какую  же  громадную  ответственность  налагает  это  на  семью!

Как  ко  многому  обязывает! Какой  тончайший  процесс  постоянно  идёт

рядом! По  сути, дом, где  растёт  маленький  ребёнок  – это  сложная

психологическая  лаборатория, где  улавливаются  каждое  слово, движение,

интонация. Этот  этап  собственных  действий  ребёнка  – ключевой  в

дальнейшем  формировании  личности. 
 

                                                                     -   2

- 

    Ребёнок   подрос. В  семье  встаёт  вопрос  продолжить  домашнее

воспитание  или  довериться  воспитанию  в  специальных  заведениях. Вопрос

 этот  не  такой  уж

простой, как  может показаться  на  первый  взгляд. Спору на  эту тему

не  один  век. 
 
 

                           Две  формы  воспитания. 

    В   истории  развития  общества  проблема  взаимоотношений  семьи   и

школы  в  воспитании  детей  далеко  не  всегда  решалась  однозначно. Так,

древние  римляне  считали, что  только  семья  должна  и  может  дать

хорошее  воспитание, а  древние  греки  отдавали  преимущество  школе.

Древний  философ  Платон, вслед  за  Сократом  считал, что  истинное

воспитание  ребёнок  сможет  получить  только  в  государственных  школах,

куда  надо  направлять  его  с  семилетнего  возраста.

    В   средние  века, когда  церковь   имела  сильное  идеологическое

влияние, считалось, что  только  в  монастыре, в  церковной  или

монастырской  школе  дети  могут  получить  хорошее  воспитание.

    В  XVIII  и  в  начале  XIX  в. меняется  взгляд  на  организацию

воспитания. И.Г.Песталоцци  ратовал  за  рациональное  воспитание  детей  в

 семье. Он  идеализировал  мелкобуржуазную   семью  и  утопически  мечтал

через  семейно-трудовое  воспитание  оздоровить  человечество.

    На  противоположных   позициях  стоял  виднейший   представитель

утопического  социализма – Роберт  Оуэн. Он  мечтал, чтобы  дети  с

трёхлетнего  возраста  находились  в  общественных  воспитательных

учреждениях, где  должны  быть  созданы  все  условия  для  вооружения

подрастающего  поколения  глубокими  и  всесторонними  знаниями. Р.Оуэн

отрицательно  относился  к  семейному  воспитанию  и  хотел  поставить

человека  в  хорошие  условия, дать  ему  с  ранних  лет  правильное

воспитание  и  образование  в  государственных  учреждениях.

    В   семьях  всех  сословий  традиционно   проявлялась  большая  забота  о

 воспитании  детей. В  народе  оно   чаще  всего  строилось  по  принципу

«делай  как  я», то  есть  в  основу  семейного  воспитания  был  положен

авторитет  родителей, их  дела  и  поступки, семейные  традиции. В

качестве  образца  в  первую  очередь  выступал  отец, глава  семьи. Его

пример, как  правило, был  образцом  для  подражания  мальчиков, девочки

чаще  учились  у  матери.

    Так   как  крестьянские  семьи   нередко  посещали  разные  беды: пожары,

голод, болезни  и  преждевременная  смерть –  дети  лишались  родителей  и

оставались  сиротами. Тогда  воспитание  детей  осуществлялось  всем

миром, общиной, а  иногда  и  совсем  посторонними  людьми, которым

отдавали  детей  в  ученики. При  этом  чётко  срабатывала  народная

педагогика  со  всеми  традиционными  правилами  и  ясными  представлениями

 о  добре   и  зле, допустимом  и запретном, разрешаемом и невозможном.

    В   дворянских  и  состоятельных   семьях  воспитанием  занимались

кормилицы  и  няни, приставленные  к  маленькому  барину  в  услужение. Они

 прививали   любовь  к

родному  краю, родной  природе, русской  речи; воспитывали  «русский  дух»,

переда-

вали  вместе  с  народными  песнями  и  сказками  народные  представления

о  правде  и  справедливости, о  чести  и  достоинстве.

    Взрослеющих   детей  передавали  на  воспитание  французским  гувернёрам

 и  гувернанткам, которые  учили  правилам  хорошего  тона, светским

манерам, языкам. 
 

                                                                     -   3

- 

Вообще  в  явлении  гувернёрства  заложен  глубокий  положительный  смысл:

нотации  и  нравоучения  читает  чужой  человек, которого  за  постоянные

замечания  можно  и  не  любить, над  которым можно  подшучивать,

подтрунивать. Родители  же  одаривают детей  лаской, положительными

эмоциями, поэтому  о  них  дети  всегда  вспоминают  с  обожанием  и

глубоким  уважением.

    Иначе   смотрели  на  роль  семьи   в  воспитании  детей  революционеры-

демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский  и  Н.А.Добролюбов.

Информация о работе Семья и личность