Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 00:00, реферат
Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему
миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и
глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем
богаче её собственный духовный мир.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2
II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ
1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3
2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4
3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5
4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7
5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10
IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10
престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В
общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у
него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно
чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,
резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и
обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и
неискренность родителей.
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный
пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,
проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в
семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же
красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство
любви к своим
близким – к родителям, к братьям
и
-
сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из
сверстников, при-
вязанность и нежность к младшим.
Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети
непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя,
выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От
того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы,
зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие,
есть хороший показатель их нравственного воспитания.
Семья располагает благоприятными условиями для эстетического
воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со
знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой,
с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного
обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством
эстетического воспитания является природа с её красивыми и
неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй
в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют
неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь.
При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем,
что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит
воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают
воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую
воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются
домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В
воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере
правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае,
когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего
развития ребёнка.
Условия семейного воспитания.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно
считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей,
правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и
чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это
. осознание родителями своего долга и чувства
ответственности за воспитание детей, основанного
на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании
к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и
поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении
к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном
проявлении такта;
. организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит
равенство всех членов, привлечение детей к решению
хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к
посильному труду;
. в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и
туристских походах, в совместных прогулках, чтении,
прослушивании музыки, посещении театра и кино;
. взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный
тон в обращении,
в семье.
-
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют
семейные традиции,крепкие устои и принципы. У каждого дома –
собственное лицо. К ним относится проведение общественных и
семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей.
Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом
эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и
счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как
коллектив.
Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей
и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать
достойного члена общества, на этом и основывается их родительская
власть и их авторитет в глазах детей. А.С.Макаренко определяет
авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и
воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя
им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.
Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей,
поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на
них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во
всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся
на взаимном уважении и доверии из друг к другу. Дети видят в
родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с
разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно
поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к
детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении чёткого режима
дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребёнка в
течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на
упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом
учитываются возраст и состояние здоровья ребёнка. Режим дня должен
иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном
привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны
старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением
режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при
возникших затруднениях.
Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести
чтению. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки,
которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из
книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, узнаёт о животных,
растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый,
честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и
обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе
героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у
него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С
поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно
закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и
систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна
согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит
ребёнка к чтению и он начнёт считать книги своими спутниками в
приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт
ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои,
которым он будет подражать.
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический
труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов
человека: улучшает все физиологические процессы в организме –
правильное дыхание,
кровообращение,
-
обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд
является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц
занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их
сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную
деятельность
и сохраняют
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего
развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду,
какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить
о его ценности.
Важным условием успешного воспитания детей является единство
требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также
единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие
единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет
учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.
Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться
со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют
применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись
коллективным
формам воспитания.