Семья и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 00:00, реферат

Описание

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

богаче её собственный духовный мир.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2



II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ



1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3


2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4



3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5


4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7


5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10



IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу. В

общении  с  близкими  ребёнку  людьми, в совместном  бытовом труде у

него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи. Дети  особенно

чувствительны  к  взаимоотношениям  со  взрослыми, не  терпят  нравоучений,

резкостей, приказов, тяжело  переживают  грубость  старших, недоверие  и

обман, мелочный  контроль  и  подозрительность, нечестность  и

неискренность  родителей.

    Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный

пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота,

проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят хорошие отношения в

семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же

красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство

любви  к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и 

                                                                     -   6

- 

сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из

сверстников, при-

вязанность  и  нежность  к  младшим.

    Большая   роль  отводится  семье  в   трудовом  воспитании. Дети

непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя,

выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От

того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  ещё  до  школы,

зависит  их  успех  в  учении, а  также в общем трудовом  воспитании.

Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие,

есть  хороший  показатель  их  нравственного  воспитания.

    Семья   располагает  благоприятными  условиями  для  эстетического

воспитания  детей. Чувство  прекрасного  начинается  у  ребёнка  со

знакомства  с  яркой  и  красивой  игрушкой, красочно  оформленной  книгой,

с  уютной  квартирой. С  ростом  ребёнка  восприятие  прекрасного

обогащается  при  посещении  театров  и  музеев. Хорошим  средством

эстетического  воспитания  является  природа  с  её  красивыми  и

неповторимыми  красками  и  пейзажами. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй

в  лес, на  речку, за  грибами  и  ягодами, на  рыбалку  оставляют

неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт  ребёнок  через  всё  жизнь.

При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем,

что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время  и  происходит

воспитание  чувств. Чувство  прекрасного, интерес  к  красоте  помогают

воспитанию  потребности беречь  прекрасное  и создавать его. Большую

воспитательную  силу  имеет  эстетика  быта. Дети  не  только  пользуются

домашним  уютом, но  вместе  с  родителями  учатся  его  создавать. В

воспитании  чувства  прекрасного  немалая  роль  принадлежит  манере

правильно  и  красиво  одеваться.

    Успех   воспитания  в  семье  может   быть  обеспечен  в  том   случае,

когда  созданы  благоприятные  условия  для  роста  и  всестороннего

развития  ребёнка. 
 
 

                               Условия  семейного  воспитания. 

    Основными   условиями  успеха  в  воспитании  детей  в  семье  можно

считать  наличие  нормальной  семейной  атмосферы, авторитета  родителей,

правильного  режима  дня, своевременного  приобщения  ребёнка  к  книге  и

чтению, к  труду. 

    Нормальная  семейная  атмосфера – это

            . осознание  родителями  своего  долга  и  чувства

              ответственности  за          воспитание  детей, основанного

              на  взаимном  уважении  отца  и  матери, постоянном  внимании

              к  учебной, трудовой  и   общественной  жизни, помощь  и

              поддержка  в  больших   и  малых  делах, в  бережном  отношении

               к  достоинству  каждого   члена  семьи, постоянном  взаимном

              проявлении  такта;

            . организация  жизни  и   быта  семьи, в  основе  которой   лежит

              равенство  всех  членов, привлечение   детей  к  решению

              хозяйственных  вопросов  жизни   семьи, ведению  хозяйства,  к

              посильному  труду;

            . в  разумной  организации   отдыха: в  участии  в   спортивных  и

               туристских  походах, в  совместных  прогулках, чтении,

              прослушивании музыки, посещении театра  и кино;

            . взаимная  принципиальная  требовательность, доброжелательный

              тон  в  обращении, задушевность, любовь  и  жизнерадостность

              в  семье. 

                                                                     -   7

- 

    Созданию  высоконравственной  атмосферы   в  семье  способствуют

семейные  традиции,крепкие  устои  и  принципы.  У  каждого  дома –

собственное  лицо.  К  ним  относится  проведение  общественных  и

семейных  праздников  по  случаю  дня  рождения  взрослых  и  малышей.

Подготовка  детьми  и  взрослыми  подарков, вручение  их  при  особом

эмоциональном  подъёме  создают  ту  атмосферу  торжественности, радости  и

 счастья, которая   формирует  духовную  культуру, цементирует  семью  как

коллектив.

    Важным  условием  успеха  в  воспитании  является  авторитет  родителей

 и  старших   братьев  и  сестёр. Отец  и  мать  уполномочены  воспитать

достойного члена  общества, на  этом  и  основывается  их  родительская

власть  и  их  авторитет  в  глазах  детей. А.С.Макаренко  определяет

авторитет  как  такое  нормальное  взаимоотношение  между  воспитателями  и

 воспитанниками, когда  последние, уважая  своих   воспитателей  и  доверяя

им, подчиняются  их  воле, требованиям и указаниям.

    Родители  являются  самыми  близкими  и   дорогими  людьми  для  детей,

поэтому  дети  хотят  подражать  отцу  или  матери, быть  похожими  на

них. Поэтому  родители  обязаны  показывать  пример  своим  детям  во

всём.  Нормальные  взаимоотношения  детей  и  родителей  в  семье  строятся

 на  взаимном  уважении  и  доверии  из  друг  к  другу. Дети  видят   в

родителях  советчиков  во  всех  своих  делах, помощников  в  борьбе  с

разного  рода  трудностями, истинных  друзей, с  которыми  можно

поделиться  и  радостями, и  заботами. Родители  должны  предъявлять  к

детям  высокие  требования, одновременно  глубоко  уважая  их  личность.

    Успешным  воспитание  в  семье  будет   при  соблюдении  чёткого   режима

 дня  для  детей. Режим  дня  включает  весь  распорядок  дня  ребёнка  в

течение  суток  – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на

упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом

учитываются  возраст  и  состояние  здоровья ребёнка. Режим дня должен

иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном

привыкании  к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со  стороны

старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением

режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при

возникших  затруднениях.

    Особое  место  в  воспитании  ребёнка   в  семье  следует  отвести

чтению. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки,

которые  ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из

 книг  он  узнаёт  о  хороших  людях,  об  их  делах, узнаёт  о   животных,

растениях. В  сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый,

честный  и  трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и

обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе

героя: он  переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у

него  формируются  чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. С

поступлением  ребёнка  в  школу, когда  он  научится  читать, важно

закрепить  интерес  и  выработать  навык  самостоятельного  и

систематического  чтения. Этот  навык  не  появляется  сам  по  себе, нужна

 согласованная   и  умелая  работа  школы   и  семьи. Только  это   приобщит

ребёнка  к  чтению  и  он  начнёт  считать  книги  своими  спутниками  в

приобретении  новых  знаний.  Зародившийся  интерес  к  чтению  приведёт

ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У  него  будут  свои  герои,

которым  он  будет  подражать.

    Трудно  переоценить  значение  труда  в  жизни  человека. Физический

труд  обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов

человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме –

правильное  дыхание, кровообращение, 
 

                                                                     -   8

- 

обмен  веществ, рост  всего  тела  и  отдельных  органов. Физический  труд

является    средством  борьбы  с  утомлением, особенно  для  лиц

занимающимся  умственным  трудом. Смена  видов  труда, разумное  их

сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную

 деятельность  и  сохраняют  работоспособность.

    Трудовое  воспитание  является  неотъемлемой  частью  всестороннего

развития  личности. По  тому, как  ребёнок  будет относиться  к труду,

какими  трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить

 о  его   ценности.

    Важным  условием  успешного  воспитания  детей  является  единство

требований, предъявляемых  к  детям  всеми  членами  семьи, а  также

единые  требования  к  детям  со  стороны  семьи  и  школы. Отсутствие

единства  требований  между  школой  и  семьёй  подрывает  авторитет

учителя  и  родителей, ведёт  к  потере  уважения  к  ним.

    Развитые  в  раннем  возрасте  духовные  потребности, умение  общаться

со  сверстниками  и  взрослыми  обогащают  личность  ребёнка, требуют

применения  возможностей  в  обществе. А  применить  их  можно, доверившись

коллективным  формам  воспитания. 
 
 

Информация о работе Семья и личность