Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 00:00, реферат
Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств
личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему
миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и
глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем
богаче её собственный духовный мир.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2
II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ
1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3
2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4
3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5
4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7
5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10
IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10
Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и
школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и
культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и
добрых отношений в семьях.
В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания
лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях.
Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях
общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль,
говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм
и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле,
бороться за благо всех.
Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько
месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и
эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый
урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент
всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого
фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое
сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и
сложности.
Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл
семейного воспитания.
Родительское воздействие.
Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для
Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных
отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и
дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что
такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и
бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает
уважать супружество, женщину, материнство.
Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в
детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в
школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый
приходится на многих детей, и количество внимания и ласки,
достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в
любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так
сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы
обучать и воспитывать ребят.
В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких,
любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла
и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни
говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные
чувства. И он
начинает их испытывать.
-
При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к
матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему
совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни
был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры.
Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным
фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов
семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего
безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.
Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают
его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями
и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не
адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую
психику. Где же ещё в столь яркой и понятной
ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь,
сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для
другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.
Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно
развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие
качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать
трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика
каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не
имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном
покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое
таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, -
сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая
работа, семейное
воспитание имеет свои задачи.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил
и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое
формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей –
всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет
задачи семейного воспитания.
Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей,
который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и
другой стороне.
В первый год жизни ребёнка основная забота родителей
заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического
развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-
гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих
потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-
своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы
научиться различать потребности и капризы, так как потребности
ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом,
ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без
которых у него не может быть выработана система нравственных
привычек и понятий.
На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё
потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда
доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно
строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности,
следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним
играть, рассказывать
и отвечать на вопросы.
-
Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить
ребёнка
понимать и беспрекословно
подчиняться слову нельзя.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка
является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и
бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий
его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость
родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как
должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем
самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие
нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие
порицаются.
Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый
нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся
делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи
с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого
являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь
детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения
звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи
родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в
них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их
содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи
является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его
умственного, нравственного и эстетического развития.
В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут
продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро
переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение
потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому
важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности
выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до
конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти
качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в
коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним
в бытовые или подвижные игры.
Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы
воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом,
подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма
и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают
вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и
привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные
отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества,
взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения
ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о