Семья и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 00:00, реферат

Описание

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

богаче её собственный духовный мир.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2



II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ



1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3


2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4



3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5


4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7


5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10



IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Они  говорили, что  воспитание  детей  должно  осуществляться  в  семье  и

школе. При  этом  особую  роль  они  отводили  матери, её  образованию  и

культуре. По  их  мнению, без  образования  матери  нельзя  наладить  и

добрых  отношений  в  семьях.

    В.Г.Белинский   считал, что  задача  общечеловеческого   воспитания

лежит  не  только  на  обществе  в  целом, но  и  на  семье  и  родителях.

Семейное  воспитание, по  его  мнению, должно  развивать  в  детях

общественные  интересы  и  стремления. А.И.Герцен, развивая  эту  мысль,

говорил  о  том, как  важно  научиться  в  семье  обуздывать  свой  эгоизм

и  считаться  с  требованиями  окружающих, участвовать  в  общем  деле,

бороться  за  благо  всех.

    Современные   педагоги  и  психологи  утверждают, что  даже  несколько

месяцев  «лишения  любви» наносят  умственному, нравственному  и

эмоциональному  развитию  ребёнка  до  трёхлетнего  возраста  непоправимый

урон. То  есть  именно  в  самом  раннем  детстве  закладывается  фундамент

 всей  последующей   духовной  жизни  человека, а   от  прочности  этого

фундамента, от  того, из  каких  материалов  он  сложен, и зависит, какое

сооружение  потом  можно  будет  на  нём  воздвигнуть, какой  величины  и

сложности.

    Значит, создание  духовной  основы  личности  и  есть  цель, смысл

семейного  воспитания. 
 
 

                                   Родительское  воздействие. 

    Школа   чувств – вот  в  чём   наипервейшее  значение  семьи   для

                                                    ребёнка! 

    Всё,  что  касается  интимно-эмоциональной   сферы  и  сферы  родственных

 отношений,  в  полной  мере  формируется  лишь  в  нормальной – тёплой  и

дружеской – семье. Здесь  «у  очага»  человеку  впервые  открывается, что

такое  нежность  и  забота  о  близких. Здесь  он  узнаёт  цену  доброте  и

 бескорыстию.  Здесь  учится  любить  и   сопереживать. Здесь  начинает

уважать  супружество, женщину, материнство.

    Конечно,  и  в  яслях  малыш   радостно  тянет  ручки  к   няне, и  в

детском  саду  липнет  к  воспитательнице и  смотрит  ей  в  рот, и  в

школе  привязывается  к  учителю. Но  тут  всегда  один  взрослый

приходится  на  многих  детей, и  количество  внимания  и  ласки,

достающееся  каждому, естественно, не  так  уж  велико. Кроме  того, в

любом  детском  учреждении  дети  общаются  со  взрослыми  в  сфере, так

сказать, педагогической – ведь  взрослые  находятся  там  специально, чтобы

 обучать   и  воспитывать  ребят.

    В   семье  же  ребёнок  живёт   в  обществе  двух  или   нескольких,

любящих  его  близких  людей, отдающих  ему  много  времени, любви  и  тепла

 и  требующих   от  него  ответной  любви. Младенец  ещё  не  научился  ни

говорить, ни  ходить, а  его  уже  побуждают  испытывать  различные

чувства. И  он  начинает  их  испытывать. 

                                                                     -   4

- 

При  этом  отношение  его  к  отцу  всегда  несколько  иное, чем  к

матери, привязанность  к  брату  или  сестре  не  та, что  к  бабушке. Ему

совсем  небезразличны  отношения  между  родителями. Как  бы  мал  он  ни

был, а  всё  отлично  чувствует, чутко  воспринимает  их  лад  и ссоры.

Любовь  родителей  друг  к  другу  может  стать  главным  воспитательным

фактором, воздействующим  на  ребёнка. А  равнодушное  отношение  членов

семьи  между  собой  и  к  ребёнку  часто  порождают  у  последнего

безотчётный  страх, настороженность, а  потом  и  жестокость.

    Очень   важно  и  то, что  окружающие  люди  не  только  воспитывают

его, - они  живут  рядом, у  него  на  глазах, со  всеми  своими  радостями

 и  печалями, и  он  видит  и  слышит  массу  вещей, вовсе  не

адресованных  ему, но  оказывающих сильнейшее  воздействие на  детскую

психику. Где  же  ещё  в  столь  яркой  и  понятной

ему  форме  может  ребёнок  наблюдать  такие  отношения, как  любовь,

сплочённость, близость, доверие, готовность  пожертвовать  чем-то  для

другого?! Здесь  он  видит  всё  это, здесь  этому  учится.

    Многочисленность  и  разнообразие  эмоциональных   связей  активно

развивают  и  обогащают душу  маленького  человека, формируют  такие

качества и  свойства  личности, которые  помогут  достойно  преодолевать

трудности  и  преграды, встречающиеся  на  жизненном  пути.

    Итак,  семейное  воспитание – это   педагогика  будней, педагогика

каждого  дня, это  непрекращающийся  эксперимент, творчество, труд, не

имеющий  конца, не  позволяющий  остановиться, застыть  в  самодовольном

покое. Семейная педагогика  в  повседневной  жизни  совершает  великое

таинство –  формирование  личности  человека. Семейная  работа, наконец, -

сложнейшее  из  производств – производство  человека. И, как  любая

работа, семейное  воспитание  имеет  свои  задачи. 
 
 

                                  Задачи  воспитания  в  семье. 

    Развитие  интеллекта  и  творческих  способностей, познавательных  сил

и  первичного  опыта  трудовой  деятельности, нравственное  и  эстетическое

 формирование, эмоциональная  культура  и   физическое  здоровье  детей –

всё  это  зависит  от  семьи, от  родителей, и  всё  это  составляет

задачи  семейного  воспитания.

    Воспитание  – это  такой  процесс   взаимодействия  родителей  и   детей,

который  непременно  должен  доставлять  удовольствие  как  той, так  и

другой  стороне.

    В   первый  год  жизни  ребёнка   основная  забота  родителей

заключается  в  том, чтобы  создать  нормальные  условия  для  физического

развития, обеспечить  режим  питания  и  всей  жизни, нормальные  санитарно-

гигиенические  условия. В  этот период  ребёнок уже заявляет  о своих

потребностях, реагирует  на  приятные  и  неприятные  впечатления  и  по-

своему  выражает  свои  желания. Задача  взрослых  состоит  в  том, чтобы

научиться  различать  потребности  и  капризы, так  как  потребности

ребёнка  должны  удовлетворяться, а  капризы  пресекаться. Таким  образом,

ребёнок  в  семье  получает  свои  первые  нравственные  уроки, без

которых  у  него  не  может  быть  выработана  система  нравственных

привычек  и  понятий.

    На  втором  году  жизни  ребёнок  начинает  ходить, стремится  всё

потрогать  своими  руками, достать  недостижимое, а  подвижность  иногда

доставляет  ему  много  огорчений. Воспитание  в  этот  период  должно

строиться  на  разумном  включении  ребёнка  в  разные  виды  деятельности,

следует  ему  всё  показывать, объяснять, учить  наблюдать, вместе  с  ним

играть, рассказывать и  отвечать  на  вопросы. 

                                                                     -   5

- 

Но, если  его  действия  выходят  за  границы  дозволенного, надо  приучить

 ребёнка   понимать  и  беспрекословно  подчиняться  слову  нельзя. 

    В   дошкольном  возрасте  основным  видом  деятельности  ребёнка

является  игра. Дети  трёх, четырёх  лет предпочитают  строительные  и

бытовые  игры. Сооружая  различные  постройки, ребёнок  познаёт  окружающий

 его  мир.  Ситуации  для  игр  ребёнок   берёт  из  жизни. Мудрость

родителей  заключается  в  том, чтобы  незаметно  подсказывать  малышу, как

 должен  поступить   в  игре  герой  (главное   действующее  лицо). Тем

самым  они  приучают  его  понимать, что  хорошо, а  что  плохо, какие

нравственные  качества  ценятся  и  уважаются  в  обществе, а  какие

порицаются.

    Дошкольники   и  младшие  школьники   получают  в  семье  первый

нравственный  опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся

делать людям  приятное, радостное, доброе.

    Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются   на  основе  и  в  связи

с  интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого

являются  его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь

детей, в  разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения

звуков  и  в  целом  слов  и предложений. С  целью развития  речи

родители  должны  учить  детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в

них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их

 содержание, отвечать  на  вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи

является  показателем  повышения  общей  культуры  ребёнка, условием  его

умственного, нравственного  и  эстетического  развития.

    В   дошкольном  возрасте  дети  очень   подвижны, не  могут

продолжительное  время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро

переключаться    с  одного  вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение

потребует  от  ребёнка  сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому

 важно  ещё   в  дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности

выполняемых  поручений, учить  его  доводить  начатое  дело  или  игру  до

конца, проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти

качества  необходимо  в  игре  и  бытовом  труде, включая  ребёнка  в

коллективный  труд  по  уборке  помещения, на  огороде  или  играя  с  ним

в  бытовые  или  подвижные  игры.

    Растёт  в  семье  ребёнок, изменяются  задачи, средства  и  методы

воспитания. В  программу  воспитания  включаются  занятия  спортом,

подвижные  игры  на  свежем  воздухе, продолжается  закаливание  организма

и  чёткое  выполнение  утренней  гимнастики. Большое  место  занимают

вопросы  санитарно-гигиенической  подготовки  детей, выработки  навыков  и

привычек  личной  гигиены, культуры  поведения. Закладываются  правильные

отношения  между  мальчиками  и  девочками –  отношения  товарищества,

взаимного  внимания  и  заботы. Семья – это  первая  школа  общения

ребёнка. В  семье  ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о

Информация о работе Семья и личность