Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, соци¬альную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Государственная семейная политика является со¬ставной частью социальной политики Российской Федера¬ции и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правово¬го, научного, информационного, пропагандистского и ка¬дрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Введение 4
1 Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений 7
2 Государственная политика и социальная защита семьи в РФ 10
2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи 10
2.2 Государственная помощь семьям, имеющим детей 13
2.3 Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 19
3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
и семьями «группы риска» 23
4 Антикризисные меры социальной поддержки семей в РФ 30
Заключение 35
Библиографический список 37
РЕФЕРАТ
Работа
40 с., 35 источников.
Социально-
В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Целью настоящей работы является изучение аспектов социального обеспечения семей. Предметом данного исследования выступают отношения в области социальной помощи и поддержке семей в РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений 7
2 Государственная политика и социальная защита семьи в РФ 10
2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи 10
2.2 Государственная помощь семьям, имеющим детей 13
2.3
Трудовые пенсии по случаю потери кормильца
3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
и семьями
«группы риска»
4 Антикризисные меры социальной поддержки семей в РФ 30
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе семья является естественной и основной ячейкой, важнейшей социальной ценностью.
Государство исходит из понимания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи.
Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Согласно Указу Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Причины негативных явлений связаны не только с трудностями перехода к рыночной экономике, но и во многом они исходят из упрощенного понимания социальной защищенности как гарантированного минимума материального достатка. В связи с этим необходимо действенное просвещение населения в области предоставляемых социальных услуг.
С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания.
Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение и сохранение такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.
Целью данного исследования является изучение института общества – семьи как субъекта социального обеспечения.
Исходя из цели, я ставлю перед собой следующие задачи: - рассмотреть семью как субъекта социально-обеспечительных правоотношений;
- направление государственной политики и социальной защиты семьи в РФ;
- ознакомиться с антикризисными мерами социальной поддержки семей в РФ.
Объектом исследования являются отношения в сфере социального обеспечения семей в РФ.
Предметом данного исследования выступают отношения в области социальной помощи и поддержке семей в РФ.
При
написании настоящей работы использовался
пласт российского законодательства о
гарантиях и компенсациях, социальном
обеспечении семей в РФ, материалы
судебной практики, учебная и научная
литература современных и классических
авторов, периодические издания, электронные
источники.
1
СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Еще
в начале 60 - х годов был поднят вопрос
о том, является ли семья субъектом права.
Указывалось, что семья является определенным
коллективом, но не признается единым
субъектом ни в одной из отраслей права. Рассматривая
этот вопрос, Е.И. Астрахан нашел, что подобного
рода утверждение не корректно и таким
образом впервые доказывал существование
семьи как субъекта социально-обеспечительных
правоотношений, проанализировав пенсионные
правоотношения по случаю потери кормильца,
он пришел к выводу о том, что семья будет
субъектом пенсионного правоотношения,
и назвал ее своеобразным «коллективным
пенсионером». Эта позиция позднее нашла
отклик и поддержку у многих ученых, а
также была отражена в учебной литературе.
Существует точка зрения, согласно которой
в признании субъектом права семье отказано,
однако в настоящий момент эта проблема
вновь приобрела особую актуальность.
Причиной же возвращения к этой проблеме,
является возможность реализации норм
некоторых нормативных правовых актов1.
В частности, приводиться в качестве примера
статья 10 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах, где в
пункте 1 предусмотрено, что семье предоставляется
по возможности самая широкая охрана и
помощь. А вопрос о предоставлении семье
самой широкой охраны и помощи именно
в настоящий момент становится особо значимым
и работа над ним является одним из приоритетных
направлений в законодательной деятельности
государства. В отношении некоторых видов
социального обеспечения законодатель
вообще не предусматривает возможности
реализации права на них членами семьи
по отдельности. Их предоставление возможно
только семье. Это касается предоставления
жилья в соответствии с нормами Жилищного
кодекса РФ, Федерального закона «О статусе
военнослужащих», Федерального закона
«Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей» от 22 августа 1995 года, Закона
РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, других
актов.
Указанные примеры позволяют говорить
о том, что государство ориентируется
в данных вопросах на семью в целом. При
этом можно отметить, что ранее возникавшие
правовые связи между государством и личностью
право опосредовало с помощью возможностей
и обязанностей, закрепляемых законодателем
за индивидом. В настоящее время все более
проявляющееся воздействие на семью также
будет закрепляться посредством прав
и обязанностей, предоставленных семье
в целом. Вопрос о семье был достаточно
подробно исследован в специальной
литературе советского периода, однако
принятие в настоящее время целого ряда
нормативных актов позволяет углублять
изучение особенностей этого субъекта. Можно
вполне обоснованно сделать вывод о том,
что в праве социального обеспечения есть
особый субъект - семья. С.С.Алексеев подразделяет
всех субъектов права на три основные
группы: общественные образования, индивидуальные
и коллективные субъекты. Семья является
коллективным субъектом. Затруднения
с определением семьи вызваны многообразием
жизненных ситуаций, в которых она может
быть признана субъектом правоотношения.
Семейный кодекс не содержит понятия семьи1.
М.В. Антокольская пишет «само понятие
семьи всегда было настолько неопределенным,
что его невозможно даже закрепить в законодательстве»1. Семья
- лица, связанные родством и (или) свойством,
совместно проживающие и ведущие совместное
хозяйство. Представляется, что помимо
родства или свойства необходимо указать
на возможность такой связи как супружество.
Юридическое значение брака определяется
тем, что он является союзом супругов,
создавших семью. Кроме того, из двух указанных
характеристик, только факт совместного
проживания будет иметь значение. Нельзя
согласиться с тем, что ведение совместного
хозяйства должно входить в качественные
признаки, характеризующие семью. Под
совместным ведением хозяйства обычно
понимается участие в расходах и доходах
общего (семейного) бюджета. В качестве
примера можно рассматривать подростка,
проживающего с матерью, который уже может
предоставлять денежные суммы, заработанные
им лично, в совместное пользование с матерью.
Прямо противоположная ситуация складывается
в случае, если ребенок еще не достиг того
возраста, когда он в состоянии зарабатывать
самостоятельно и проживает вдвоем с матерью.
Разумеется, во втором случае не может
идти речи о ведении совместного хозяйствования.
Тем не менее, эту группу лиц также следует
признать семьей, а не одиноко проживающим
гражданином с ребенком. Поскольку у гражданина
может быть не один ребенок, а несколько.
И тогда никак невозможно говорить о том,
что здесь нет семьи, пусть неполной, по
сложившейся терминологии, но семьи2.
2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА СЕМЬИ В РФ
2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи Концепция государственной политики в отношении молодой семь определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.
Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне1.
Главные
ориентиры государственной
Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2010 году их насчитывалось более 8 миллионов. Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.
Практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак – 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков – первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе - ориентаций на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок – задача государственной молодежной семейной политики.
Статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 – с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи).
Деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.
Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи1.
Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой учитываются и решаются многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. Следует подчеркнуть, что и сегодня политика в отношении молодой семьи сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным индивидуумам1.
Информация о работе Семья как субъект социального обеспечения