Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, соци¬альную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Государственная семейная политика является со¬ставной частью социальной политики Российской Федера¬ции и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правово¬го, научного, информационного, пропагандистского и ка¬дрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Введение 4
1 Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений 7
2 Государственная политика и социальная защита семьи в РФ 10
2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи 10
2.2 Государственная помощь семьям, имеющим детей 13
2.3 Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 19
3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
и семьями «группы риска» 23
4 Антикризисные меры социальной поддержки семей в РФ 30
Заключение 35
Библиографический список 37
4
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ В РФ
Кризис перенастроил управленческое мышление в пользу текущих проблем: они сегодня представляются более значимыми, нежели перспективы, сформулированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. Уже в октябре 2008 г., когда Концепция утверждалась, правительству пришлось срочно заниматься оперативными, не терпящими отлагательства вопросами - спасать банки от дефицита ликвидности, системообразующие предприятия - от дефицита кредитования.
При существенном снижении уровня жизни есть опасность повторения негативного демографического сценария 90-х годов с их катастрофической убылью населения - 700-900 тыс. человек ежегодно.
В трудной жизненной ситуации оказываются, прежде всего, семьи с детьми, особенно те, кто попадает в зону риска, - безработные, малообеспеченные, многодетные, с одним родителем, для которых удовлетворение насущных потребностей, сохранение здоровья детей становится подлинной проблемой. И было бы только справедливо вложить в их поддержку часть.накопленных государством стабилизационных резервов.
Актуальность введения антикризисных мер для семей с детьми с каждым днем усиливается. По данным Росстата, в конце декабря 2009 г. 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные.
Как известно, невыплаты начисленной заработной платы, отпуска без сохранения содержания, неполный рабочий день с принудительным сокращением выплат, по сути, означает скрытую безработицу, исчезновение вакансий, ухудшение качества труда, снижение уровня жизни.
В целях смягчения негативных последствий экономического спада для населения рабочая экспертная группа Общественного совета Центрального федерального округа (по инициативе председателя Совета Е.Юрьева) разработала пакет антикризисных мер по социальной поддержке семей с детьми. Они получили поддержку на общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике1.
Наиболее актуальные меры - представляется необходимым внести изменения в федеральное законодательство. Это законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О занятости населения в РФ», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О федеральном бюджете на 2009-2011 гг.», Налоговый и Семейный кодексы РФ.
Меры по фактору безработицы, ухудшающей положение семей в связи с увольнением матери или отца в сложном периоде рождения и воспитания детей, включает:
- предоставление права в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора - матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания ее (его) безработной (безработным);
- беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине - в повышенном размере) в случае признания ее безработной. Понятно, что уволенной женщине в таком положении бессмысленно предлагать подходящую работу для трудоустройства, но в то же время, за ней должно быть сохранено право на обучение и переобучение с перспективой на будущее. А признание за нею права на выплаты по безработице подтверждает значимость в нашем обществе именно социальных гарантий за труд;
- введение для мужчины, признанного безработным, специальной надбавки до максимального размера пособия по безработице (на период его действия), если его жена находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком. «Отцовское» пособие как дополнительное к материнскому - не новость для многих западных стран, в частности, оно используется в Швеции, Германии (по уходу за новорожденным). У нас целесообразно прибегнуть к подобной форме помощи, когда мужчина -единственный кормилец в семье, уволен, а женщина, ожидающая ребенка или недавно родившая его, практически не может работать по найму. Недавнее решение Конституционного Суда РФ о праве отца получать пособие по уходу за заболевшим ребенком, когда жена находится в больнице и физически не способна осуществлять нужный уход, действует в том же направлении, утверждая равные тендерные права и обязанности;
- установление для безработных родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, надбавки к пособию по безработице в размере 10% от назначенного пособия (на период его действия). То, что надбавка на иждивенца к пособию по безработице отсутствует, более чем странно; даже к пенсиям, где иждивение гораздо реже, надбавка предусмотрена. Но самое примечательное - в первом законе о занятости, принятом еще ВС РСФСР 19 апреля 1991 г. № 133-1, есть норма о доплате на иждивенцев к пособиям по безработице, к стипендиям при обучении, а также положение об оказании материальной и иной помощи безработному на иждивенцев, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Эта норма, к сожалению, исчезла при принятии нового законодательства по регулированию безработицы в 1996 г. (возможно, из-за неблагоприятных экономических параметров того периода, когда нефть была дешевой, бюджет дефицитным, а производство падало). Сейчас, как известно, нефть дороже, чем в 90-х, имеются приличные золотовалютные резервы и стабилизационные фонды, и, главное, мы «встали с колен». Самое время вернуться к тому, что безработные - граждане получали в начале процесса перехода к рынку;
- справедливо было бы удвоить стандартный вычет по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети), если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске по беременности и родам. В этом случае происходит не потеря доходов бюджета, а только перераспределение его расходов.
Вместе с тем, имея в виду, что после трехлетнего перерыва на материнство неработающая мать должна вновь начать работать, целесообразно предоставить ей право использовать сертификат на материнский (семейный) капитал на оплату собственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это даст ей дополнительный шанс стать более конкурентоспособной при возвращении на рынок труда.
В числе мер, противодействующих нарастанию детской бедности, предлагается усовершенствовать самую массовую форму «пособийной» помощи в РФ на ребенка - ежемесячное пособие. Очевидно, требуются решительные перемены. И здесь федеральный законодатель поставлен в сложное положение. По закону о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, роль Федерации строго ограничена перечнем пособий: по беременности и родам; вставшим на учет в ранние сроки беременности; на рождение; по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ежемесячное пособие, выплачиваемое регионами, лишь формально упоминается в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», но им не регулируется, так как полностью относится к полномочиям регионов. Но все же, федеральный бюджет помогает субъектам, выделяя средства на ежемесячные выплаты в форме субсидий.
В
данном случае возможны два решения. Одно
- более простое, быстрое и экономное: ввести
в действующее законодательство норму
федерального минимума ежемесячного пособия
на 2011 г. выше той, что предусмотренна в
бюджете, соответственно увеличив суммы
субсидий регионам. Другое - более сложное
и дорогостоящее (на нем настаивают некоторые
эксперты в области демографии): изменить
указанный выше Федеральный закон, установив
для малообеспеченных семей с детьми,
имеющих доход ниже ПМ, новое ежемесячное
федеральное пособие на ребенка, дополнительное
к региональному, естественно значительно
выше1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современных условиях развитие социальной
сферы отличается все большим взаимодействием,
взаимопроникновением различных отраслей,
акцентом внимания к семье. Внимание к
семье сможет обеспечить комплексный,
всеобъемлющий подход в социальной политике.
Семья становится не просто элементом
социальной политики, а ее связующим звеном.
В то же время семья как фундаментальный
социальный институт всё ещё сталкивается
с серьезным непониманием тех сил, которые
влияют на развитие общества. Несмотря
на появление новых терминов и направлений
в государственной политике в целом, издания
ряда серьезных документов в отношении
семьи, вынуждены констатировать недостаток
внимания и недопонимание. Во всей этой
деятельности чаще доминирует идея семьи
как объекта, а не цели государственной
экономической и социальной политики.
На наш взгляд, задача укрепления семьи,
определения её роли не только как объекта,
но и субъекта должна стать актуальнейшей
проблемой жизни современного российского
общества. Изменения, которые произошли
в экономике, культуре и политике России
в течение последних лет, самым заметным
образом затронули и сферу семейных отношений.
Но семья осталась базовым социальным
институтом. Присущий ей здоровый консерватизм,
сложное переплетение обычаев и традиций
досоциалистического и социалистического
прошлого, общечеловеческих нравственных
ценностей позволяют семье устоять в сложнейших
условиях, адаптироваться к изменившейся
ситуации. Семья это не только цель, но
и универсальный инструмент социальных
изменений при определенных условиях.
Принадлежность к семье позволяет определить
необходимость того или иного уровня социальной
защиты для человека и семьи в целом. Либо
это укрепление позиций в сфере занятости,
либо необходимость консультативной помощи
социального работника, либо материальная
поддержка, в любом случае это воздействие
должно иметь четкую цель: не просто поддержать
семью в конкретной ситуации, а активизировать,
укрепить внутренние силы семьи и её отдельных
членов. Семья в результате такого воздействия
становится достаточно независимой в
экономическом и психологическом отношении
частью общества, способной позитивно
влиять на окружающий мир. Установка же
на постоянное одностороннее воздействие,
на бесконечную помощь ослабляет общество,
так как в конечном итоге эта помощь семье
осуществляется за счет других семей.
К условиям, благодаря которым возможно
взаимодействие семьи и государства, относим
следующие. Первое – обеспечение максимально
возможной занятости через различные
формы собственности, при которой за нормальный
труд семья получала бы доход, способный
поддержать нормальный уровень жизни. Следующее
условие – развитие системы учреждений
социального обслуживания населения и
подготовка армии квалифицированных социальных
работников. Итак, отметим, что одной из
наиболее важных задач социального государства
является оказание помощи семье в содержании
и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться
в разных формах: - денежные выплаты (пособия); -
услуги (медицинское обслуживание, содержание
и воспитание в детских дошкольных учреждениях,
обеспечение детской одеждой и пр.); - льготы
(на приобретение лекарств, питание в дошкольных
и образовательных учреждениях, оплату
коммунальных услуг и пр.).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Информация о работе Семья как субъект социального обеспечения