Семья как субъект социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, соци¬альную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Государственная семейная политика является со¬ставной частью социальной политики Российской Федера¬ции и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правово¬го, научного, информационного, пропагандистского и ка¬дрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Содержание

Введение 4
1 Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений 7
2 Государственная политика и социальная защита семьи в РФ 10
2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи 10
2.2 Государственная помощь семьям, имеющим детей 13
2.3 Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 19
3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
и семьями «группы риска» 23
4 Антикризисные меры социальной поддержки семей в РФ 30
Заключение 35
Библиографический список 37

Работа состоит из  1 файл

семья-как субъект соц. обеспечения(АмГУ)..doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

     4 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ В РФ 

     Кризис перенастроил управленческое мышление в пользу текущих проблем: они сегодня представляются более значимыми, нежели перспективы, сформулированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. Уже в октябре 2008 г., когда Концепция утверждалась, правительству пришлось срочно заниматься оперативными, не терпящими отлагательства вопросами - спасать банки от дефицита ликвидности, системообразующие предприятия - от дефицита кредитования.

     При существенном снижении уровня жизни есть опасность повторения негативного демографического сценария 90-х годов с их катастрофической убылью населения - 700-900 тыс. человек ежегодно.

     В трудной жизненной ситуации оказываются, прежде всего, семьи с детьми, особенно те, кто попадает в зону риска, - безработные, малообеспеченные, многодетные, с одним родителем, для которых удовлетворение насущных потребностей, сохранение здоровья детей становится подлинной проблемой. И было бы только справедливо вложить в их поддержку часть.накопленных государством стабилизационных резервов.

     Актуальность введения антикризисных мер для семей с детьми с каждым днем усиливается. По данным Росстата, в конце декабря 2009 г. 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные.

     Как известно, невыплаты начисленной заработной платы, отпуска без сохранения содержания, неполный рабочий день с принудительным сокращением выплат, по сути, означает скрытую безработицу, исчезновение вакансий, ухудшение качества труда, снижение уровня жизни.

     В целях смягчения негативных последствий экономического спада для населения рабочая экспертная группа Общественного совета Центрального федерального округа (по инициативе председателя Совета Е.Юрьева) разработала пакет антикризисных мер по социальной поддержке семей с детьми. Они получили поддержку на общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике1.

     Наиболее актуальные меры - представляется необходимым внести изменения в федеральное законодательство. Это законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О занятости населения в РФ», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О федеральном бюджете на 2009-2011 гг.», Налоговый и Семейный кодексы РФ.

     Меры по фактору безработицы, ухудшающей положение семей в связи с увольнением матери или отца в сложном периоде рождения и воспитания детей, включает:

     - предоставление права в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора - матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания ее (его) безработной (безработным);

     - беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине - в повышенном размере) в случае признания ее безработной. Понятно, что уволенной женщине в таком положении   бессмысленно   предлагать подходящую работу для трудоустройства, но в то же время, за ней должно быть сохранено право на обучение и переобучение с перспективой на будущее. А признание за нею права на выплаты по безработице подтверждает значимость в нашем обществе именно социальных гарантий за труд;

     - введение для мужчины, признанного безработным, специальной надбавки до максимального размера пособия по безработице (на период его действия), если его жена находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком. «Отцовское» пособие как дополнительное к материнскому - не новость для многих западных стран, в частности, оно используется в Швеции, Германии (по уходу за новорожденным). У нас целесообразно прибегнуть к подобной форме помощи, когда мужчина -единственный кормилец в семье, уволен, а женщина, ожидающая ребенка или недавно родившая его, практически не может работать по найму. Недавнее решение Конституционного Суда РФ о праве отца получать пособие по уходу за заболевшим ребенком, когда жена находится в больнице и физически не способна осуществлять нужный уход, действует в том же направлении, утверждая равные тендерные права и обязанности;

     - установление для безработных родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, надбавки к пособию по безработице в размере 10% от назначенного пособия (на период его действия). То, что надбавка на иждивенца к пособию по безработице отсутствует, более чем странно; даже к пенсиям, где иждивение гораздо реже, надбавка предусмотрена. Но самое примечательное - в первом законе о занятости, принятом еще ВС РСФСР 19 апреля 1991 г. № 133-1, есть норма о доплате на иждивенцев к пособиям по безработице, к стипендиям при обучении, а также положение об оказании материальной и иной помощи безработному на иждивенцев, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Эта норма, к сожалению, исчезла при принятии нового законодательства по регулированию безработицы в 1996 г. (возможно, из-за неблагоприятных экономических параметров того периода, когда нефть была дешевой, бюджет дефицитным, а производство падало). Сейчас, как известно, нефть дороже, чем в 90-х, имеются приличные золотовалютные резервы и стабилизационные фонды, и, главное, мы «встали с колен». Самое время вернуться к тому, что безработные - граждане получали в начале процесса перехода к рынку;

     - справедливо было бы удвоить стандартный вычет по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети), если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске по беременности и родам. В этом случае происходит не потеря доходов бюджета, а только перераспределение его расходов.

     Вместе с тем, имея в виду, что после трехлетнего перерыва на материнство неработающая мать должна вновь начать работать, целесообразно предоставить ей право использовать сертификат на материнский (семейный) капитал на оплату собственной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это даст ей дополнительный шанс стать более конкурентоспособной при возвращении на рынок труда.

     В числе мер, противодействующих нарастанию детской бедности, предлагается усовершенствовать самую массовую форму «пособийной» помощи в РФ на ребенка - ежемесячное пособие. Очевидно, требуются решительные перемены. И здесь федеральный законодатель поставлен в сложное положение. По закону о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, роль Федерации строго ограничена перечнем пособий: по беременности и родам; вставшим на учет в ранние сроки беременности; на рождение; по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ежемесячное пособие, выплачиваемое регионами, лишь формально упоминается в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», но им не регулируется, так как полностью относится к полномочиям регионов. Но все же, федеральный бюджет помогает субъектам, выделяя средства на ежемесячные выплаты в форме субсидий.

     В данном случае возможны два решения. Одно - более простое, быстрое и экономное: ввести в действующее законодательство норму федерального минимума ежемесячного пособия на 2011 г. выше той, что предусмотренна в бюджете, соответственно увеличив суммы субсидий регионам. Другое - более сложное и дорогостоящее (на нем настаивают некоторые эксперты в области демографии): изменить указанный выше Федеральный закон, установив для малообеспеченных семей с детьми, имеющих доход ниже ПМ, новое ежемесячное федеральное пособие на ребенка, дополнительное к региональному, естественно значительно выше1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современных условиях развитие социальной сферы отличается все большим взаимодействием, взаимопроникновением различных отраслей, акцентом внимания к семье. Внимание к семье сможет обеспечить комплексный, всеобъемлющий подход в социальной политике. Семья становится не просто элементом социальной политики, а ее связующим звеном. В то же время семья как фундаментальный социальный институт всё ещё сталкивается с серьезным непониманием тех сил, которые влияют на развитие общества. Несмотря на появление новых терминов и направлений в государственной политике в целом, издания ряда серьезных документов в отношении семьи, вынуждены констатировать недостаток внимания и недопонимание. Во всей этой деятельности чаще доминирует идея семьи как объекта, а не цели государственной экономической и социальной политики.   На наш взгляд, задача укрепления семьи, определения её роли не только как объекта, но и субъекта должна стать актуальнейшей проблемой жизни современного российского общества.      Изменения, которые произошли в экономике, культуре и политике России в течение последних лет, самым заметным образом затронули и сферу семейных отношений. Но семья осталась базовым социальным институтом. Присущий ей здоровый консерватизм, сложное переплетение обычаев и традиций досоциалистического и социалистического прошлого, общечеловеческих нравственных ценностей позволяют семье устоять в сложнейших условиях, адаптироваться к изменившейся ситуации.  Семья это не только цель, но и универсальный инструмент социальных изменений при определенных условиях. Принадлежность к семье позволяет определить необходимость того или иного уровня социальной защиты для человека и семьи в целом. Либо это укрепление позиций в сфере занятости, либо необходимость консультативной помощи социального работника, либо материальная поддержка, в любом случае это воздействие должно иметь четкую цель: не просто поддержать семью в конкретной ситуации, а активизировать, укрепить внутренние силы семьи и её отдельных членов. Семья в результате такого воздействия становится достаточно независимой в экономическом и психологическом отношении частью общества, способной позитивно влиять на окружающий мир. Установка же на постоянное одностороннее воздействие, на бесконечную помощь ослабляет общество, так как в конечном итоге эта помощь семье осуществляется за счет других семей. К условиям, благодаря которым возможно взаимодействие семьи и государства, относим следующие.           Первое – обеспечение максимально возможной занятости через различные формы собственности, при которой за нормальный труд семья получала бы доход, способный поддержать нормальный уровень жизни.  Следующее условие – развитие системы учреждений социального обслуживания населения и подготовка армии квалифицированных социальных работников.           Итак, отметим, что одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных формах:    - денежные выплаты (пособия);        - услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.);    - льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и пр.). 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

      
  1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Приор, 2001. - 32 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ, часть 4 от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ).
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
  4. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федер. закон № 195-ФЗ от 10.12.1995 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 50. – ст. 4872.
  5. О государственной социальной помощи: федер. закон // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 29. – ст. 3699.
  6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: фед.  закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1995. - №  21. – ст. 1929.
  7. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: указ Президента РФ от 5.05.92 г. № 431 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2003. - №  9. – ст. 851.
  8. Об основных направлениях государственной семейной политики: указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1996. - №  21. – ст. 2460.
  9. О детском доме семейного типа: поставноление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001. - №  13. – ст. 1251.
  10. О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области: Закон Амурской области от 18 января 2007 г. № 284-ОЗ // Вестник Администрации Амурской области. – 2007. - № 7.
  11. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т.2. - М.: Юридическая литература, 1982. – 378 с.
  12. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Юрист, 1996. – 502 с.
  13. Апостолова Т.М. Социальная политика РФ и правовой механизм её реализации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 478 с.
  14. Антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми в РФ: федеральный и региональный уровни / Л. Ржаницына, С. Рыбальченко // Человек и труд. – 2009. - № 4. – С. 19-24.
  15. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А., Право социального обеспечения: Учебное пособие. -2-е изд., перераб., и доп.. – М.: Юристъ, 2001. – 814 с.
  16. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие для студ. Высших учебных заведений / В.М. Васильчиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
  17. Гречук Любовь Алексеевна. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 : Томск, 2002. -34 с.
  18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 576 с.
  19. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 523 с.
  20. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов проф. Учеб. Заведений / Т.С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  21. Забота о людях во время кризиса - наша первостепенная задача / Н.В. Герасимова // Национальные проекты. – 2009. - № 5. – С.64-67.
  22. Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в РФ. – М.: «ИНЭК», 2007. – 181 с.
  23. Лица с семейными обязанностями как субъекты права социального обеспечения / Ф. О. Дзгоева // Гражданин и право. - 2001. - № 8. – С.10-13.
  24. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социаль6ного обеспечения. Учебное пособие. Практикум. 2-е изд. переработ. и дополненное. – М.: Книжный мир, 2009. - 416 с.
  25. Несовершеннолетние правонарушители пишут о своей семье / Е. Бастрикова, М. Пименова // Социальная педагогика. – 2009. - № 5. – С. 77-88.
  26. Право социального обеспечения. Сборник нормативных правовых актов / Сост. Э.Г. Тучкова и др. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
  27. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2007. – 251 с.
  28. Профилактика социального неблагополучия в семьях / Н. Варжавинова // Вопросы социального обеспечения. 2009. - № 14. – С. 11-13.
  29. Против бедности: антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми в РФ (по материалам слушания комиссии общественной палаты РФ по социальной и демографической политики 27.01.2009 г. г. Москва // Социальная работа. 2009. - № 2. – С. 6-9.
  30. Работа с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями «группы риска» / Ю. Колесниченко, Н. Ступина // Вопросы социального обеспечения. – 2008. - № 24. – С.11-14.
  31. Социальная и психологическая помощь семье подростка: восстановительный поход / В. Москвичев // Вопросы социального обеспечения. – 2008. - № 5. – С.16-22.
  32. Социальная работа с молодой семьей / О.В. Морозова // Социальная работа. – 2010. - № 5. – С. 43-44.
  33. Социальная поддержка семьи и детства / Н. Зимин, Т. Зеленова, С.Тимофеева // Социальная работа. – 2006. - № 1. – С. 24-25.
  34. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – М.: Издательско -  торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 464 с.
  35. Филиппова М.В. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 330 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 

Информация о работе Семья как субъект социального обеспечения