Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.
- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алматинский государственный
гуманитарно-педагогический колледж
№ 2
ТЕМА:
Семья. Структура
современной семьи.
Тактика семейных
взаимоотношений. Возникновение
конфликтных отношений
с детьми в семье.
Студентки группы Ш 11 З
Субботиной
Татьяны
Алматы 2010
План
- СЕМЬЯ
И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ
И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня
психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по
своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях
психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских
дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у
которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между восприятием
ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития
ребенка.
Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения –
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы
как условия и средства
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в
ребенка.
Проблема психического здоровья привлекала внимание многих
исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков,
психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году
Всемирной организацией здравохранения было введено понятие «психического
здоровья».
Рассмотренная тема приобрела
актуальность в последнее
повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной,
Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и
др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества
научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и
нездоровья детей.
СЕМЬЯ И ЕЁ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья
в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная
с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают
многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право,
этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с
точки зрения какой-либо науки, будет наполным. По существу семья
представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и
детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую
исторически определённую организацию. Её основные признаки: а)
брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б)
совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный
бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не
выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж
четки: сколько времени нужно проживать совместно - одну неделю или
несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов
семьи включает весь семейный бюджет и т.д.
Кратко рассмотрим историческую
эволюцию форм брака и
семьи.
Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно
включались в процесс размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно,
сразу же после достижения половой зрелости. Распространено мнение,
что на начальном этапе развития первобытные люди группировались в
небольшие (из 20-30 взрослых членов ) и малоустойчивые коллективы,
называемые стадом или ордой, причем внутри каждого из таких стад
бытовали неупорядоченные половые отношения, или промискуитет.
Существует и другая точка зрения, согласно которой первобытное
человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений
обезьян так называемую гаремную семью со свойственной ей
регламентацией
половой жизни.
собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления
родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от
одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости в то время
брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее
распространение вначале получил счет родства по материнской линии
(материнский род), который позже сменился патрилинейным родством
(отцовским родом). Наряду с однолинейным счетом родства (только по
матери или отцу) важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е.
запрещения брачно-половых связей между мужчинами и женщинами,
являющимися членами одного рода. Происхождение этой регламентации
половых связей полностью не выяснено; гипотеза о том, что оно
было введено для избежания вредного последствия браков между
родственниками (инбридинга) в настоящее время отклоняется как
надуманная.
Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации
возникает брак и семья - особые социальные институты, призванные
регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и
т.д.
Первой формой брака обычно считается дуально-родовой групповой
брак, при котором все мужчины одного рода являлись потенциальными
мужьями всех жен другого рода. Как показали этнографические
наблюдения над аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими
в своём развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего
конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее
длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторжимого
союза одного мужчины с одной женщиной, причем оба супруга
сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями,
состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя
и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась
отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи
со своими родами, а иногда и оставались жить со своими
сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений
(дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе
дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться
более узким кругом лиц, например только братьями основного мужа и
сёстрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь
в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное,
например, у некоторых народов право гостья на жену или дочь
хозяина и т.п.).
Период разложения общинно-родового строя и становления
классового общества, низшей социальной и хозяйственной ячейкой
которого стала семья, ознаменовался изменением и форм брака. Парная
семья сменяется более прочной моногамной семьёй. Возросшая
хозяйственная роль мужчины - земледельца и скотовода - приводит к
утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде
распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный
брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее, виролокалным
(от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты
её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе
получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены
(умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной
семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья
и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений
ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких
братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и
вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой
семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.
Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к
ухудшению общественного и семейного положения женщины. Жена должна
была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его