Семья. Структура современной семьи. Тактика семейных взаимоотношений. Возникновение конфликтных отношений с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.

Содержание

- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Алматинский государственный  гуманитарно-педагогический колледж  № 2 
 
 

ТЕМА: Семья. Структура  современной семьи. Тактика семейных взаимоотношений. Возникновение  конфликтных отношений  с детьми в семье.  

                         Студентки группы Ш 11 З

Субботиной Татьяны 

Алматы 2010

План 
 

-   СЕМЬЯ  И  ЕЁ  ИСТОРИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ 

-   СОЦИАЛЬНЫЕ  ФУНКЦИИ СЕМЬИ 

- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 

- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

И  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОМОЩЬ  МОЛОДЫМ СУПРУГАМ 

- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 

- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

   Введение

      Тема  взаимосвязи  психологической   атмосферы   в   семье   и   уровня

психического развития ребенка, рассмотренная в данной  курсовой  работе,  по

своей актуальности заслуживает внимания не только  специалистов  в  областях

психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей  детских

дошкольных  учреждений.  С  каждым  годом  возрастает  количество  детей,  у

которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

      Гипотеза: предполагается, что существует  зависимость между восприятием

ребенком психологической  атмосферы в семье и уровнем  психического  развития

ребенка.

      Целью работы является  изучение  влияния  психологического  климата  в

семье на уровень  психического развития ребенка.

      Объектом  изучения  выступает   процесс  психоэмоционального   развития

ребенка в семье.

      Предмет изучения – индивидуальные  показатели психического  развития  и

тревожности.

      Для достижения цели курсовой  работы поставлены следующие  задачи:

      - рассмотреть вопросы психического  и  личностного  развития  ребенка,

        как условия и средства формирования  психического здоровья;

      - изучить условия  обеспечения  и  сохранения  психического  здоровья

        дошкольников;

      -  определить  степень   зависимости   между   восприятием   ребенком

        психологического климата в семье  и  уровнем  психического  развития

        ребенка.

      Проблема   психического   здоровья    привлекала    внимание    многих

исследователей  из  самых  разных  областей  науки  и   практики:   медиков,

психологов,  педагогов,  философов,  социологов,  но  только  в  1979   году

Всемирной организацией здравохранения  было  введено  понятие  «психического

здоровья».

      Рассмотренная тема приобрела  актуальность в последнее время  и  вызвала

повышенный интерес  как  у  отечественных  (Л.С.Выготского,  И.В.Дубровиной,

Н.И.Лисиной и  др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни  и

др.)  специалистов,  что  явилось  причиной  появления  большого  количества

научных статей и  литературы по изучению критериев  психического  здоровья  и

нездоровья детей. 
 
 
 
 
 

СЕМЬЯ  И  ЕЁ  ИСТОРИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ 

      Что  такое  семья?  Каковы  её  признаки?  Какую  роль  играет   семья

 в  обществе?  Вопросы  пытались  решить  мыслители  всех  эпох  ,   начиная

  с   самой   древности.   Семью,   её   происхождение,   сущность   изучают

многие  науки: социология,  психология,   педагогика,   демография,   право,

этика,  политология,  история  и  другие.   Любое   определение   семьи,   с

точки  зрения  какой-либо  науки,  будет   наполным.   По   существу   семья

представляет  систему  отношений  между  мужем   и   женой,   родителями   и

детьми,   основанную   на   браке   или   кровном    родстве    и    имеющую

исторически   определённую   организацию.   Её   основные    признаки:    а)

брачные  или  кровно  родственные  связи  между   всеми   её   членами,   б)

совместное   проживание   в   одном   помещение,   в)    общий    совместный

бюджет.   Юридическая   сторона,    юридическое    оформление    здесь    не

выступает  непременным  условием.  Да  и   другие   признаки   не   так   уж

четки:  сколько  времени  нужно  проживать  совместно -  одну   неделю   или

несколько  лет;  какую  часть  от  личного   бюджета   каждого   из   членов

семьи  включает  весь  семейный  бюджет  и  т.д.

      Кратко  рассмотрим  историческую  эволюцию  форм  брака  и   семьи. 

      Первобытные  люди,  как и   их   обезьяноподобные   предки,   активно

включались  в  процесс   размножения,   подчиняясь   инстинктам,   вероятно,

сразу  же  после  достижения  половой   зрелости.   Распространено   мнение,

что  на  начальном  этапе  развития  первобытные   люди   группировались   в

небольшие  (из  20-30  взрослых  членов  )  и   малоустойчивые   коллективы,

называемые  стадом  или  ордой,  причем  внутри  каждого   из   таких   стад

бытовали    неупорядоченные    половые    отношения,    или    промискуитет.

Существует   и   другая   точка   зрения,   согласно   которой   первобытное

человеческое  стадо  унаследовало  от   предшествовавших   ему   объединений

обезьян   так    называемую    гаремную    семью    со    свойственной    ей

регламентацией      половой      жизни.                              История

собственно  человеческого  общества  приурочивается  к  стадии   становления

 родового  строя,  появления  коллективов,   связанных   происхождением   от

одного   предка.   Полагают,   что   из-за   неустойчивости   в   то   время

брачных   связей   и    трудности    установления    отцовства    наибольшее

распространение  вначале  получил  счет   родства   по   материнской   линии

(материнский   род),   который   позже   сменился   патрилинейным   родством

(отцовским   родом).  Наряду  с  однолинейным  счетом  родства   (только   по

матери  или  отцу)  важным  признаком  рода  был   обычай   экзогамии,  т.е.

запрещения   брачно-половых   связей   между    мужчинами    и    женщинами,

являющимися  членами   одного   рода.   Происхождение   этой   регламентации

половых  связей  полностью  не   выяснено;   гипотеза   о   том,   что   оно

было   введено   для   избежания   вредного   последствия    браков    между

родственниками   (инбридинга)   в   настоящее    время    отклоняется    как

надуманная.

      Вместе  с  появлением  в   первобытном  обществе  родовой   организации

 возникает   брак  и  семья  -  особые   социальные   институты,   призванные

регулировать  отношения  между  полами,  между   родителями   и   детьми   и

т.д.

      Первой  формой  брака  обычно  считается   дуально-родовой   групповой

брак,  при  котором  все  мужчины  одного   рода   являлись   потенциальными

мужьями   всех   жен   другого   рода.    Как    показали    этнографические

наблюдения  над  аборигенами  Австралии  и  некоторыми  другими   отставшими

 в  своём   развитии  родоплеменными  общностями,  такой  брак   чаще   всего

конкретно  проявлялся  в  существовании  парных  семей - более   или   менее

длительного,  сравнительно   легко   заключаемого   и   легко   расторжимого

союза   одного   мужчины   с   одной   женщиной,    причем    оба    супруга

сохраняли  право  на  связь  с   «дополнительными»   женами   или   мужьями,

состоящими  или  не  состоящими  в  парных  семьях.   Парная   семья,   хотя

и  обладала   некоторыми   хозяйственными   функциями,   еще   не   являлась

отдельной  экономической  ячейкой;  муж  и  жена  сохраняли   тесные   связи

со   своими   родами,   а   иногда   и    оставались    жить    со    своими

сородичами,  встречаясь  друг  с   другом    лишь   для   половых   сношений

(дети  в  этом  случае  обычно   оставались   в   роду   матери).   В   ходе

дальнейшего   развития   общества   групповой   брак   стал   ограничиваться

более  узким  кругом  лиц,  например  только  братьями  основного   мужа   и

сёстрами  основной  жены,  а  затем  и  вообще  исчез,   сохранившись   лишь

в   некоторых,   иногда   искаженных   пережиточных    формах    (известное,

например,  у   некоторых   народов   право   гостья   на   жену   или   дочь

хозяина  и  т.п.).

       Период    разложения    общинно-родового    строя    и    становления

классового   общества,   низшей   социальной   и    хозяйственной    ячейкой

которого  стала  семья,  ознаменовался  изменением  и  форм  брака.   Парная

  семья   сменяется   более    прочной    моногамной    семьёй.    Возросшая

хозяйственная  роль  мужчины -  земледельца   и   скотовода  -  приводит   к

утверждению    его    главенства    в     семье     (патриархат).     Прежде

распространённый  у   многих   народов   матрилокальный   или   дислокальный

брак  почти  полностью  вытесняется  патрилокальным,  точнее,   виролокалным

(от  латинского  «vir» - муж).  Мужчина  обычно  возмещает  семье   невесты

  её   экономическую   ценность   выкупом;   в    раннеклассовом    обществе

получает  некоторое  распространение  и  традиция  похищения  будущей   жены

(умыкание).  Начальной   и   широко   распространённой   формой   моногамной

семьи  была  большая  семья,  известная  также  как  патриархальная   семья

и  больше-семейная  община.   Она   состояла   обычно   из   3-4   поколений

ближайших  родственников  по   отцу   (например,   одного   или   нескольких

братьев  с  их  детьми,  внуками и  правнуками),  которые  жили   вместе   и

вели  общее  хозяйство;  постепенно  такая   семья  уступает   место   малой

семье,  обычно  состоящей  из  брачной пары  и  их  детей.

      Укрепление  патриархата,  приобретение  жены  за   выкуп   привело   к

ухудшению  общественного  и  семейного  положения   женщины.   Жена   должна

была  беспрекословно  подчиняться   мужу   и   всем   старшим   членам   его

Информация о работе Семья. Структура современной семьи. Тактика семейных взаимоотношений. Возникновение конфликтных отношений с детьми в семье