Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.
- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
женщина становится уже равноправным членом семьи. Этот процесс
развернулся в эпоху капитализма преимущественно в пролетарских
семьях, в связи со все большим втягиванием женщин в общественное
производство; постепенно он захватил и другие слои общества,
отразившись в законах об имущественном равноправии женщин, о
представлении им избирательных прав и т.п. Однако эта новая, так
называемая эгалитарная, форма брака и семьи, идущая на смену
патриархальным семейно-брачным отношениям, смогла полностью оформиться
и утвердиться
лишь в социалистических
странах.
Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и
детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины ,
общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения,
гордости друг за друга.
Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого
счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя
образование семьи, вступление в брак регулируется правом, всё же
ведущее место в нём принадлежит морали. Нравственные нормы,
регулирующие семейные противоречия, просты, но ёмки по содержанию.
Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание
равенства между супругами, недопустимость подчинения одного из них
другому или попыток командования другим; забота и чуткость в
отношениях между супругами и всеми членами семьи; любовь к детям,
воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни;
тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий;
взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом
труде.
Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов -
основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых
вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в
столкновении различных интересов, мнений, позиций и т.д. и т.п.
Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы
зависит не только от убеждения его справедливости. Это требование
часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва
в уровне духовного, политического и нравственного развития супругов
и различия их общественного положения. Вот почему равенство в
семье требует участия обоих супругов в общественно-полезном труде,
в общественной деятельности и домашнем труде, потому, что только
равное участи создаёт благоприятные условия для такого же равного
развития обоих супругов, для их духовной близости.
Особую важность представляет моральная обязанность по
воспитанию детей. Выполнение семьёй функций воспитания детей может
успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера
дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к
детям, уважения к труду. Именно в семье закладываются генетические,
биологические, основы здоровья, а также привычки, навыки, установки
по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой
или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на
природе или не любит, подвижный образ жизни ведёт или
малоподвижный и т.д. - всё это обычно начинается с семьи.
Разумеется, благотворительно на человека влияет лишь здоровая,
благополучная семья, создание которой, как правило, требует
значительных усилий и определённых качеств личности. Неблагополучная
же скорее усугубляет,
ухудшает его положение.
Каков же тип семьи существует в современном обществе? В
современных условиях семью характеризует: во-первых, социально-
классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора),
представителя интеллектуального труда; во-вторых, - городская,
сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная ,
многонациональная (по национальному признаку); в-четвёртых, по
времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья,
ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего
супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); в-пятых,
по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи,
многодетные семьи и т.д.)
Если первых три типа семьи характеризуются довольно просто,
то два последних имеют много различий.
Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.
Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи -
вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого
ребёнка; окончание деторождения - рождение последнего ребёнка; «пустое
гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего
ребёнка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическим социальными и
экономическими характеристиками. Жизненный цикл семьи, который иногда
называют моделью развития семьи, исследуется по шкале возраста
супругов либо возраста семьи, под которым понимается
продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи.
Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться
вследствие смерти какого-либо из членов семьи, разделения или
воссоединения родственников или прекращения брака, вступления во
второй брак
и т.д.
Социальные функции семьи.
1. функция сексуального регулирования. Семья- это главный социальный
институт, через который общество упорядочивает, направляет и
регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с
тем практически каждое общество имеет альтернативные пути
удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что
существуют определённые нормы супружеской верности, большинство
обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде,
наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто
нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.
Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется
в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во
многих современных обществах вступление в брак девственников
считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи -
служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный
сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении
женщин).
1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества -
воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы
дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели
способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным
условием существования общества является регулирование рождаемости,
избежание демографических спадов или взрывов.
2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов,
участвующих в социализации личности, центральное место в этом
процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что
именно в семье осуществляется первичная социализация индивида,
закладываются основы его формирования как личности. Семья для
ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается
развитие личности.
3. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным
потребностям человека относится интимное общение. Психиатры
считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих
трудностей в общении и даже физических болезней является
отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в
первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество
данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие
негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в
детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в
детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей
степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам,
повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в
близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении
чувств близким людям является жизненно необходимым элементом
существования.
4. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает
в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов
его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для
личности статусам, как национальность, место в городской или
сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность
семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку
возможности и вознаграждения , характерные для этого слоя, и в
большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый