Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.
- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то её
родственники должны были отдать полученный за неё выкуп. Развод
стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина
продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и
должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай
левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный
порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому
супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко
смертью , в то время как муж продолжал пользоваться некоторой
половой свободой. Новые формы брачно - семейных отношений освещались
религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.
Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил
распространение брак полигамный (точнее полигинный), когда мужчина
состоял в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни
этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки
допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных
обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий
охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако
в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели
широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода
привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки
среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с
переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у
племён, сочетавших земледелие со скотоводством.
В Северной Америке полигамные браки были распространены
несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной
Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно
редкой была полигамия и у племенных обществ Азии, зато в Африке
она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы:
некоторые вожди крупных племенных союзов и правители раннеклассовых
африканских государств имели по несколько сот жен; несколько
десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что в
Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76%
скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57%
народов.
У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к
классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась,
правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует
Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали
моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в
древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.
Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же
распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство
вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье
некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2
жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили
многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны),
опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в
полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу,
единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей
полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4
законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных
богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и
среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей
формой брака.
Одной из причин полигамии является диспропорция полов -
значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин
в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа
подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами
и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в
середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у
баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов
Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная
убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более
развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г.,
вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин,
окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам
иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность
первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею
только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия
жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую
близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно
оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление
мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если
первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой
работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели
социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов
женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем
хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем
социального положения или ранга мужчины.
Можно считать установленным,
отрицательное влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты
половых сношений; половая активность мужчины, имеющего несколько
жен, обычно повышается, однако она не может возрастать
пропорционально их числу. Следует также учесть, что полигамные
браки сильнее распространены среди мужчин среднего и пожилого
возраста, чем среди более активных в половом отношении молодых
мужчин. Всё это усугубляется неравномерным вниманием мужа к своим
женам; даже среди мусульман мужья часто уклоняются от предписанного
исламом равного внимания к женам и проводят ночи преимущественно
с одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых отношений, в
частности послеродовое воздержание, в полигамных браках, как
правило, значительно длиннее, чем в моногамных. Всё это удлиняет
интервал между очередными зачатиями.
Справедливости ради следует сказать и о некоторых
положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях,
когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным
мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более Зажиточны, женщины
в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая
жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно
сказывается на их здоровье и может положительно влиять на
репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых
сношений даже возрастает по сравнению с моногамными.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с
полигинией представляет собой гораздо более редкое явление.
Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной
Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область
сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и
некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись
кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко
становились также женами братьев; в этом случае полиандрия
приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило,
имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь;
дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.
К причинам полиандрии следует отнести прежде всего нехватку
женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и
связанной с этим их повышенной смертностью.
Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно
предположить, что оно скорее отрицательное, нежели положительное. Во
всяком случае нет никаких данных о том, что в районах
распространения
полиандрии рождаемость выше.
В ХХ в. и особенно с середины столетия распространённость
полигамии сильно уменьшилась; в Египте, например, к 1960 г. она
охватывала менее 3% семей. В некоторых мусульманских странах
(Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена специальными законами
и существует главным образом в скрытых формах. Полиандрия также
почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как
пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное
запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к
смягчению прежней диспропорции полов.
В Европе и других развитых в социально-экономическом
отношении регионах мира дальнейшая эволюция моногамной семьи шла по
пути замены
патриархального брака таким