Семья. Структура современной семьи. Тактика семейных взаимоотношений. Возникновение конфликтных отношений с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.

Содержание

- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

семьи;  если  женщина  хотела  вернуться   в   родительский   дом,   то   её

родственники  должны  были  отдать   полученный   за   неё   выкуп.  Развод

стал  поэтому  очень  редким  явлением;  даже  после  смерти  мужа   женщина

 продолжала  оставаться  в  как  бы  купившей  её   семье,   а   нередко   и

должна    была  вступить  в  брак  с   одним   из   братьев   мужа   (обычай

левирата).   Дети   безоговорочно    принадлежали    отцу.    Патриархальный

порядок  наследования  требовал  бесспорности   факта   отцовства,   поэтому

супружеская   неверность   семьи   стала   сурово   наказываться,    нередко

смертью ,  в   то   время   как   муж   продолжал   пользоваться   некоторой

половой  свободой.  Новые  формы  брачно - семейных   отношений   освещались

религией,  закреплялись  в  законодательствах  раннеклассовых  государств.

      Кроме   моногамного   брака,   в   раннеклассовом   обществе   получил

распространение  брак  полигамный   (точнее   полигинный),   когда   мужчина

состоял  в  брачно-половых  отношениях  с   несколькими   женщинами.   Корни

этой   формы   брака   тянутся   в   родо-племенную   эпоху.   Такие   браки

допускались   в  подавляющем   большинстве   известных   науке    племенных

обществ;  считалось  вполне  естественным,  что  сильный  воин  или   ловкий

 охотник   имеет  нескольких  жен,  которых   он   может   содержать.   Однако

в   период   господства   парной   семьи  такие   браки   вряд   ли   имели

широкое  распространение  и,  очевидно,  представляли  собой   своего   рода

привилегию  племенной  верхушки.   Полигамные   браки   относительно   редки

среди   племён   охотников   и   рыболовов;   процент   их   повышается    с

переходом  к   земледелию   и   скотоводству   и   особенно   значителен   у

племён,  сочетавших  земледелие  со  скотоводством.

       В   Северной   Америке   полигамные   браки    были    распространены

несколько  больше,  чем  в  Южной,  однако  ряд   народов   и   в   Северной

Америке  придерживались  парной  (позже  моногамной)   семьи.   Сравнительно

редкой  была  полигамия  и  у  племенных  обществ  Азии,   зато   в   Африке

она  встречалась  очень  часто  и  нередко   принимала   чудовищные   формы:

некоторые  вожди  крупных  племенных  союзов  и   правители   раннеклассовых

африканских   государств   имели   по   несколько   сот    жен;    несколько

десятков  жен  считалось  довольно  обычным  явлением.  Подсчитано,  что   в

  Африке   полигамия   встречалась   у   86  %   земледельческих    и    76%

скотоводческих  народов,  вне   Африке  -  соответственно   у   30   и   57%

народов.

      У  многих   народов   полигамия   сохранилась   и   при   переходе   к

классовому  обществу. В  Древнем  Египте   и   Вавилоне   она   встречалась,

правда,  очень   редко,   но   у   древних   евреев,   как   свидетельствует

Библия,   напротив,  -  довольно   часто,    хотя    у    них    преобладали

моногамные   браки.   В   Индии   многоженство   было   допущено    еще    в

древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в   XIX   в.

Около  5%   индусов   жили   в   полигамном   браке;   примерно   такое   же

распространение   имело   многоженство   и   у    буддистов.    Христианство

вначале   не   запрещало   полигамию,    еще    в    раннем    средневековье

некоторые  короли  и  князья,  в  частности  род  Меровингов,  имели  по   2

 жены.  Однако  впоследствии  почти  все   церкви  и  секты   резко   осудили

многоженство;  лишь  отдельные  секты  (анабаптисты  и  особенно   мормоны),

 опираясь  на  Библию,  проповедовали  полигамию,  но  даже  у  мормонов   в

 полигамном  браке   состояло   лишь   около   7%   мужчин.   По   существу,

единственной   из   мировых    религий,    последовательно    поддерживающей

полигамию,  является  ислам;  Коран  разрешил  мусульманину   иметь   до   4

законных  жен,  не  считая  наложниц-рабынь,  число  которых   у   отдельных

богатых  мусульман  измерялось  десятками  и  даже   сотнями.   Впрочем,   и

среди  мусульман  полигамия,  видимо,   никогда   не   была   господствующей

формой  брака.

       Одной   из   причин   полигамии   является   диспропорция   полов   -

значительное  численное  преобладание  женщин,  связанное  потерями   мужчин

 в  межплеменных  и  прочих  войнах;  иногда  мужчины   покорённого   народа

подвергались  почти  полному  истреблению,  а  женщины  становились   женами

  и   наложницами   победителей.   Характерно,   что   в   Африке   еще    в

середине  XIX  в.  Среди  большинства   народов   преобладали   женщины;   у

баганда  и  некоторых  других  племён  банту,  а  также   в   ряде   районов

Мадагаскара  на  каждого  мужчину  приходилось  по  3-4   женщины.   Сильная

убыль   мужчин   иногда   заставляла   прибегать   к   полигамии   и   более

развитые  народы.  Показательно  в  этом   отношении,   что   в   1650   г.,

вскоре  после  окончания  Тридцатилетней  войны,  унёсшей   многих   мужчин,

окружной   совет   Нюрнберга   принял   резолюцию,   позволяющую    мужчинам

иметь  по  2  жены.   Важной   причиной   полигамии   являлась   бездетность

первой  жены,  а  у  народов  с  патриархальными  традициями - рождение   ею

 только  девочек.  Так,  у  бахайя  (Южная   Африка)   в   случае   бесплодия

жены  её  семья  должна  была  дать  в  жены  младшую  сестры   или   другую

близкую  родственницу   первой   жены,   причем   и   первая   жена   обычно

оставалась  в  хозяйстве   мужа.   Немаловажную   роль   играло   стремление

мужчин  увеличить  удовольствие    от  половых   сношений,   особенно   если

первая   жена   была   старше   мужа   или   быстро   старела   от   тяжелой

работы,  болезней  и  т.п.  Большое,  а  часто  и  главное  значение   имели

 социально-экономические   стимулы  полигамии,  так   как  у  многих   народов

 женщины  выполняли  основные  трудоёмкие  работы  в  поле  и   в   домашнем

хозяйстве,  а  число  жен   нередко   являлось   своего   рода   показателем

социального  положения  или  ранга  мужчины.

      Можно  считать  установленным,  что  полигамия   оказывает   в   целом

отрицательное  влияние  на   репродуктивность   из-за   уменьшения   частоты

половых   сношений;   половая   активность   мужчины,   имеющего   несколько

жен,    обычно    повышается,    однако    она    не    может     возрастать

пропорционально   их   числу.   Следует   также   учесть,   что   полигамные

браки   сильнее   распространены   среди   мужчин   среднего   и    пожилого

возраста,  чем  среди   более   активных   в   половом   отношении   молодых

мужчин.  Всё  это  усугубляется  неравномерным  вниманием   мужа   к   своим

женам;  даже  среди  мусульман  мужья  часто  уклоняются  от   предписанного

 исламом   равного  внимания  к  женам   и   проводят   ночи   преимущественно

с  одной,   любимой   женой.   Ограничение   брачно-половых  отношений,   в

частности   послеродовое   воздержание,    в    полигамных    браках,    как

правило,  значительно  длиннее,  чем  в   моногамных.   Всё   это   удлиняет

интервал  между  очередными  зачатиями.

        Справедливости    ради    следует    сказать    и    о     некоторых

положительных  сторонах  полигамии.  Многоженство,   особенно   в   случаях,

когда  за  жену  требуется  выкуп,  обычно  по  силам   лишь   состоятельным

мужчинам,  поэтому  полигамные  семьи  обычно   более   Зажиточны,   женщины

в  них  меньше  загружены  работой,  чем  в   моногамных   (нередко   первая

жена  сама  просит,  чтобы  муж  взял   вторую   жену),   что   благоприятно

сказывается   на   их   здоровье   и   может    положительно    влиять    на

репродуктивность.  Иногда   в    полигамных    браках    частота    половых

сношений  даже  возрастает  по  сравнению  с  моногамными.

      Третья  форма  брака - полиандрия  (многомужество) - по  сравнению   с

  полигинией   представляет   собой   гораздо    более    редкое    явление.

Известны  случаи  полиандрии   у   некоторых   индейских   племён   Северной

Америки,   среди   эскимосов   и    на    Маркизских    островах.    Область

сравнительно   широкого   бытования   полиандрии  -   Тибет,    Гималаи    и

некоторые районы  Южной Индии.  При   полиандрии,   все   мужья   являлись

кровными  братьями;  если  у  женщины  имелись  сёстры,   то   они   нередко

становились   также   женами   братьев;    в    этом    случае    полиандрия

приобретала  форму  группового  брака.  В  жилище  женщина,   как   правило,

имела  отдельную  спальню  и  посещалась  мужьями  в   установленную   ночь;

дети  обычно  принадлежали  старшему  мужу-брату.

      К  причинам  полиандрии  следует   отнести   прежде   всего   нехватку

женщин,   обусловленную   пренебрежительным   отношением   к   девочкам,   и

связанной  с  этим  их  повышенной  смертностью.

      Влияние  полиандрии  на  репродуктивность   не   изучено,   но   можно

предположить,  что  оно  скорее  отрицательное,  нежели  положительное.   Во

  всяком   случае   нет   никаких   данных   о   том,    что    в    районах

распространения  полиандрии  рождаемость  выше. 

      В  ХХ  в.  и   особенно   с   середины   столетия   распространённость

полигамии  сильно  уменьшилась;  в  Египте,  например,   к   1960   г.   она

охватывала   менее   3%   семей.   В   некоторых    мусульманских    странах

(Пакистане,  Турции  и  др.)  полигамия  ограничена  специальными   законами

 и  существует  главным  образом  в   скрытых   формах.   Полиандрия   также

почти   всюду   уступила   место   моногамии   и   встречается   лишь    как

пережиток.  Известную    роль  в  этом  отношении  сыграло   законодательное

  запрещение   умерщвления   новорожденных   девочек,    что    привело    к

смягчению  прежней  диспропорции  полов.

       В     Европе   и   других    развитых    в    социально-экономическом

отношении  регионах  мира  дальнейшая  эволюция  моногамной  семьи  шла   по

 пути  замены  патриархального  брака  таким   брачным  союзом,   в   котором

Информация о работе Семья. Структура современной семьи. Тактика семейных взаимоотношений. Возникновение конфликтных отношений с детьми в семье