Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния психологического климата в
семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития
ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и
тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,
как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья
дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком
психологического климата в семье и уровнем психического развития
ребенка.
- СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
- СОВМЕСТИМОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
- ТАКТИКА СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СУПРУГАМ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
наследования. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как
стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер,
взглядов, установок родителей.
На производстве деятельность родителей подчиняется системе формальных
и неформальных групповых норм, правил приличия, этикета и т. д. Внешне
поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно
подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако
внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с
действительными их качествами и свойствами. Она, т. е. форма поведения,
является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой
группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт
поведения. Множественность ролей, которые исполняют родители в обществе
(руководитель группы, член партбюро, болельщик, рыболов, руководитель
семинара, командировочный, зритель, участник спортивных соревнований и т.
д. и т. п.), налагают на Их поведение особые черты. Однако семейное
поведение родителей значительно отличается от всех других ролей и типов
поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними
стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и правилами
поведения и наиболее
адекватно психологической
Поэтому поведение родителей
самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты
поведения родителей, дефекты их собственного воспитания, недостатки
характера так или иначе будут улавливаться и восприниматься детьми. Опыт
семейных взаимоотношений—и положительные, и отрицательные моменты —
становится решающим для человека, когда он начинает строить свою семью.
Поэтому не случайно, по наблюдениям некоторых психологов, большая часть
счастливых браков заключается выходцами из благополучных, счастливых семей.
Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его
взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,
подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно
становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,
идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,
старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной
ролевой
где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не
выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений
и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого
подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и
дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ
«Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а
в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание.
За этими типами отношений
стоит не только распределение
но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений
в большинстве семей варьируют
зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти
полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать
остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и
тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на
самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что
общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут
взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований
и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру
необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает
себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит
только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у
подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации , а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я» .
Почему так живучи
Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали
родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,
характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных
отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-
административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной
жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные
неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте
и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в
том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то теперь
она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым,
давно забытым счетам.
Как ни велико влияние
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких