№16 Направление
психологии периода ее развития как самостоятельной
науки. Гештальтпсихология. Основные имена.
Основные достижения.
Гештальтпсихология (нем. gestalt
- образ, форма) - направление в западной
психологии, возникшее в Германии в первой
трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения
психики с точки зрения целостных структур
(гештальтов), первичных по отношению к
своим компонентам.
Представители: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер,
Курт Коффка, Курт Левин
Гештальтпсихология выступила
против выдвинутого структурной
психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из
них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных
психических феноменов.
Представители гештальтпсихологии
предположили, что все разнообразные
проявления психики подчиняются
законам гештальта. Части тяготеют
к образованию симметричного целого, части
группируются в направлении максимальной
простоты, близости, равновесия. Тенденция
каждого психического феномена - принять
определенную, завершенную форму. Начав
с исследования процессов восприятия,
гештальтпсихология достаточно быстро
расширила свою тематику, включив в нее
проблемы развития психики, анализ интеллектуального
поведения высших приматов, рассмотрения
памяти, творческого мышления, динамики
потребностей личности.
Психика человека и животного
понималась гештальт психологами, как
целостное «феноменальное
поле», которое обладает определенными
свойствами и строение. Основными компонентами
феноменального поля являются фигуры
и фон. Другими словами, часть того, что
мы воспринимаем, выступает отчетливо
и наполнено смыслом, в то время как остальное
лишь смутно присутствует в нашем сознании.
Фигура и фон могут меняться местами. Ряд
представителей гештальтпсихологии считали,
что феноменальное поле изоморфно (подобно)
процессам, происходящим внутри мозгового
субстрата. Важнейшим законом, полученным
гештальтпсихологами, является закон константности
восприятия, фиксирующий тот факт, что
целостный образ не меняется при изменении
его сенсорных элементов (вы видите мир
стабильным, несмотря на то, что постоянно
изменяется ваше положение в пространстве,
освещенность и т.д.) принцип целостного
анализа психики сделал возможным научное
познание сложнейших проблем душевной
жизни, которые до этого считались недоступными
экспериментальному исследованию.
Факты, полученные в гештальтпсихологии
при изучении восприятия, обогащают
представление о восприятии. На их
основе были сделаны ценные практические
выводы. В частности, с учетом закономерности
фигуры и фона были разработаны некоторые
приемы маскировки фигур, которые использовались
во время войны.
В гештальтпсихологии экспериментально
исследовалось также мышление (Кёлер,
Вертгеймер, Дункер, Майер). По Кёлеру,
интеллектуальное решение состоит в том,
что элементы поля, прежде не связываемые,
начинают объединяться в некоторую структуру,
соответствующую проблемной ситуации.
С чисто описательной» точки зрения для
этой формы поведения характерно использование
предметов в соответствии с их отношением
друг к другу и в реорганизации поля.
Вертгеймер распространяет
этот принцип на решение задач человеком.
Условием переструктурирования ситуации,
по Вертгеймеру, является умение отказаться
от привычных, сложившихся в прошлом опыте
и закрепленных упражнениями шаблонов,
схем, оказывающихся неадекватными ситуации
задачи. Переход на новую точку зрения
осуществляется внезапно в результате
озарения — инсайта. Подчеркивается, что,
хотя мышление есть единый процесс, в его
динамике можно выделить этапы, последовательные
фазы.
Первая фаза — постановка задачи на основе
условий; «первое-достижение заключается
именно в осознании того, что здесь есть
проблема. Видение, правильная постановка
проблемы часто гораздо важнее решения
поставленной задачи».Вторая фаза — группировка, реорганизация,
структурирование и другие операции связи
с поставленной задачей.Третий этап или фаза — обнаружение структуры
путем инсайта.Четвертый — нахождение путей реализации
в соответствии с этой структурой.
В связи с критикой ассоциативной
концепции анализируется роль прошлого опыта в мышлении. Вертгеймеру приходилось специально
разъяснять свою позицию по этому вопросу,
так как «...все еще встречаются психологи,
которые, совершенно не понимая гештальттеорию,
считают, что она недооценивает роль прошлого
опыта»п. «Главный вопрос не в том, действительно
ли прошлый опыт играет роль, а в том, какой
именно опыт — слепые связи или структурное
понимание с последующим осмысленным
переносом, а также в том, как мы используем
прошлый опыт: посредством внешнего воспроизведения
или на основе структурных требований,
его функционального соответствия данной
ситуации. Ссылка на прошлый опыт, таким
образом, не решает проблемы, та же самая
проблема возникает в отношении прошлого
опыта». Однако, несмотря на эти разъяснения,
упрек гештальтпсихологии в недооценке
опыта — справедливый упрек, и в целом,
«...гештальтпсихология отличается ярко
выраженным антигенетизмом, антиисторизмом».
Важную область гештальтпсихологии
составили исследования в области
потребностей, воли, аффектов, главным
образом связанные с именем К.
Левина. Левин исходил из того, что
основанием человеческой активности в
любых ее формах, будь то поступок, мышление,
память, является намерение — потребность. Потребность — это некоторое стремление,
тенденция выполнить, осуществить какую-то
цель, которая ставится или самим субъектом,
или исходит от кого-то другого, например
от экспериментатора. Чтобы отличить свое
понимание потребности от уже сложившегося
в психологии и связанного главным образом
с биологическими, врожденными потребностями,
Левин называет их квазипотребностями.
Они образуются в актуальной ситуации
в связи с принятыми намерениями, целями
и направляют активность человека. Квазипотребность
создает в личности систему напряжения.
Эта система напряжения стремится к разрядке.
В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение
потребности. Отсюда название теории К.
Левина — «динамическая теория личности».
Разрядка потребности
осуществляется в определенной ситуации.
Эта ситуация называлась Левином психологическим
полем. Левин использовал топологические
понятия (топология — раздел геометрии,
изучающий преобразования пространства)
для создания учения о психологическом
поле. Эта тенденция к формализации получила
особенное развитие в американский период
деятельности К. Левина. Каждая вещь в
психологическом поле характеризуется
не по своим физическим свойствам, а выступает
в каком-то отношении к потребности субъекта.
Именно потребность обусловливает то,
что один предмет имеет побудительный
характер, притягивает к себе, имеет положительную
валентность, другой — не имеет такого
побудительного характера, имеет отрицательную
валентность. Таким образом, предметы
поля представляют собой положительно
и отрицательно заряженные валентности
по отношению к этой потребности. Факт
единства личности и среды выражен К. Левином
в понятии «жизненное пространство». Его
структура и динамика выражаются в понятиях
взаимозависимости, силового поля, равновесия,
мощности.Жизненное пространство обладает
свойствами — уровнем реальности, временной
перспективой. Введением понятия временной
перспективы Левин подчеркивал включенность
в понятие жизненного пространства также
ожиданий, представлений о будущем (идеальный
план) и прошлом, но в связи с тем, как они
представлены в настоящем. Материал исследований
К. Левина, особенно методики, в многочисленных
модификациях используются и в настоящее
время, в том числе в советской психологии.
В то же время подчеркивается, что в подходе
К. Левина к личности недостаточно раскрывается
роль интеллекта и сознания. В заключение
остановимся на общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология пыталась развить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке
психических процессов, открыть новые
принципы и подходы к их изучению. Введенный
ею структурный принцип в смысле нового
подхода Выготский оценивал как «великое
незыблемое завоевание теоретической
мысли». В этом сущность и исторический
смысл гештальттеории.
Существенно отметить также,
что основатель общей теории систем
Л. фон Берталанфи считал, что в работе
«Физические гештальты в покое и стационарном
состоянии» В. Кёлер предвосхитил отдельные
положения общей теории систем. Этим оценивался
важный вклад гештальтпсихологии в методологию
научного исследования. Методики экспериментального
исследования восприятия, мышления, личности,
а также полученная в результате их применения
богатая феноменология составляют важный
итог деятельности гештальтпсихологов.
«Наиболее ценный эффект структурной
психологии — это сделанные ею описания»,
— писал Л. С. Выготский. Этой школой сделан
важный шаг по преодолению интеллектуализма,
свойственного всей традиционной психологии.
С самого начала гештальтпсихологи отбросили
тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией,
созданной в психологических сочинениях
и лабораториях». Тезис об изначальной
целостности, структурной организованности
процесса восприятия выражен Вертгеймером:
«Есть сложные образования, в которых
свойства целого не могут быть выведены
из свойств отдельных частей и их соединений,
но где, напротив, то, что происходит с
какой-нибудь частью сложного целого,
определяется внутренними законами структуры
всего целого. Структурная психология
(гештальтпеихология) есть именно это».
В отличие от интроспективной психологии
от испытуемых требовалось описать предмет
восприятия не таким, каким они его знают,
но таким, каким они его видят в данный
момент. В этом описании нет элементов.
Эксперименты, которые ставили эти психологи,
пробсты и действительно выявляли первоначальную
целостность. Начаты они были на восприятии.
Например, предъявлялись точки:...... и т.
п. (опыты Вертгеймера). Испытуемый объединял
их в группы из двух точек, разделенных
интервалом.В другом опыте предъявлялись
линии:|| || и т. п. (опыты Кёлера). Испытуемый
видел не отдельные линии, но группы из
двух линий, разделенных интервалами.
Эти опыты показали, что в качестве первичного
в восприятии выступает целое. Было установлено,
что элементы зрительного поля объединяются
в перцептивную структуру в зависимости
от ряда факторов. Этими факторами являются
близость элементов друг к другу, сходство
элементов, замкнутость, симметричность
и др. Было сформулировано положение о
том, что целостный образ — это динамичная
структура и образуется по специальным
законам организации. В зрительном поле
при восприятии действуют связывающие
и сдерживающие перцептивные силы. Связывающие
силы направлены на связывание элементов
друг с другом, имеют центральное значение.
Их функция — интегрирование. Именно связывающие
силы объясняют закономерности возникновения
структур при восприятии. Другие, так называемые
сдерживающие, силы направлены на дезинтегрирование
поля.Перцептивная работа может иметь
много форм: замыкание неполных фигур,
искажения (иллюзии) и др. Были сформулированы
некоторые положения, которые получили
название законов восприятия в гештальттеории.
Важнейший из них закон фигуры и фона,
согласно которому зрительное поле делится
на фигуру и фон. Об этом различии убедительно
говорят так называемые действенные изображения.
Фигура замкнута, оформлена, обладает
живостью, яркостью, ближе нам в пространстве,
хорошо локализована в пространстве, занимает
главенствующее положение в поле. Фон
имеет свою функцию, он служит тем общим
уровнем, на котором выступает фигура.
Он аморфен, кажется расположенным за
фигурой, плохо локализуется в пространстве.
В другом законе — прегнантности — выражается тенденция перцептивной
организации к внутренней упорядоченности,
ведущей в ситуации неоднозначных стимульных
конфигураций к «хорошей» фигуре, к упрощению
восприятия.Еще один закон восприятия
— закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура
не закончена, в восприятии мы стремимся
видеть ее как целое. Например, точечная
фигура воспринимается как треугольник.
Эта феноменология объяснялась с помощью
принципа изоморфизма.
Описанный в гештальтпсихологии
чрезвычайно важный психологический
факт — факт гештальта — продолжает привлекать исследователей.
Его теоретическое осмысление с помощью
принципа изоморфизма справедливо расценивается
как откровенный физикализм и не может
претендовать на объяснение. С позиций,
отражающих достижение современной психологии
в области экспериментальных исследований
и теории, намечается новый подход к объяснению
этого факта. Так, анализируя фундаментальные
исследования гештальтпсихологии в области
восприятия, отмечая «авторитетность
и притягательность этого направления»,
был сделан вывод о том, что ключом к пониманию
выявленных в них закономерностей может
стать изучение генезиса восприятия.
№17 Направление
психологии периода ее развития как самостоятельной
науки. Бихевиоризм. Основные имена. Основные
достижения. Бихевиоризм (англ. behavior – поведение)
в широком понимании - направление в психологии,
которое изучает поведение человека и
способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический
бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только
внешне наблюдаемое поведение и не делающий
различия между поведением человека и
других животных. Для классического бихевиоризма
все психические явления сводятся к реакциям
организма, преимущественно двигательным:
мышление отождествляется с речедвигательными
актами, эмоции - с изменениями внутри
организма, сознание принципиально не
изучается, как не имеющее поведенческих
показателей. Основным механизмом поведения
принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма
- наблюдение и экспериментальное изучение
реакций организма в ответ на воздействия
окружающей среды с целью выявления доступных
математическому описанию корреляций
между этими переменными. Представители:
Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер. Миссия бихевиоризма. Бихевиоризм
родился как протест против произвольных
умозрительных спекуляций исследователей,
не определяющих понятия четким, операциональным
образом, и объясняющих поведение лишь
метафорически, не переводя красивые объяснения
на язык четких инструкций: что нужно конкретно
сделать, чтобы получить от себя или другого
нужное изменение в поведении.
"Ваше раздражение вызвано
тем, что вы не принимаете
себя. Вас раздражает в других
то, что вы не можете принять
в самих себе. Вам нужно научиться
принимать себя!". - Это красиво,
это может быть и верно, но,
во-первых, это не проверяемо, а
во-вторых, непонятен алгоритм действий
для решения проблемы с раздражением.
Сторонники бихивеоризма рассматривают
человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием
внешнего окружения. Они считают, что поведение
человека формирует его окружение (социальная
среда), а не внутренние структуры и процессы,
происходящие внутри человека.На работы
Уотсона и основные идеи бихевиоризма
сильно повлияло открытие русским физиологом
И.П. Павловым классических условных рефлексов.
Павловым было описано то, что в современной
психологии называется классическим или
Павловским научением. Это научение по
ассоциации, при котором организм устанавливает
связи между разными стимулами. При таком
научении нейтральный стимул (звонок)
сигнализирующий о безусловном стимуле,
вызывает реакцию предшествующую безусловному
стимулу (слюну). Безусловный стимул - это
стимул, который автоматически, естественным
образом вызывает реакцию без ее специальной
выработки. Безусловные рефлексы - это
врожденные рефлексы, например, безусловный
раздражитель пища вызывает безусловный
реакцию - слюноотделение. При сочетании
безусловного стимула (пищи) с изначально
нейтральным стимулом (звонком) у животного
вырабатывается условный рефлекс, в данном
случае слюноотделение в ответ на звонок.Во
многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением
может быть описано в форме стимулов (S)
и реакций (R). Уотсон полагал, что простая
схема S - R вполне пригодна для описания
наблюдаемого поведения. Задача психологии
- по стимулам предугадывать реакции, по
реакциям определять на какие стимулы
они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может
управляться полностью, при помощи управления
их окружающей средой. Основная задача бихевиоризма
с точки зрения Уотсона - наблюдение за
поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном
стимуле (ситуации) определить какая будет
реакция;
б) в случае данной реакции определить,
какой ситуацией она вызвана. Уотсон выделял следующие
реакции в поведении:
1) наружные или видимые приобретенные
- двигательные навыки - мытье полов, игра
в футбол;
2) внутренние или скрытые приобретенные
(мышечные или внешняя речь);
3) наружные (видимые) наследственные (чихание,
мигание);
4) внутренние (скрытые) наследственные
реакции (работа желез внутренней секреции,
изменения в кровообращении).
Уотсон полагал, что число врожденных
реакций, необходимых для приспособления
организма не велико, поэтому поведение
человека является результатом обучения.
Навыки и обучение - главная проблема бихевиоризма.
Уотсон производит классификацию всех
реакций по двум основаниям: являются
ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в
поведении выделяются реакции: наружные
или видимые приобретенные (например,
игра в теннис, открывание двери и т. п.
двигательные навыки); внутренние или
скрытые приобретенные (мышление, под
которым в бихевиоризме разумеется внешняя»
речь); наружные (видимые) наследственные
(например, хватание, чихание, мигание,
а также реакции при страхе, ярости, любви,
т. е. инстинкты и эмоции, но описываемые
чисто объективно в терминах стимулов
и реакций); внутренние (скрытые) наследственные
реакции желез внутренней секреции, изменения
в кровообращении и др, изучаемые в физиологии.
В последующем Уотсон произвел различение
между инстинктивными и эмоциональными
реакциями: «...если приспособления вызваны
стимулом внутреннего характера и относятся
к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например,
покраснение; если стимул приводит к приспособлению
организма, то имеем инстинкт — например,
хватание».Наблюдение за новорожденным
привело к выводу, что число сложных незаученных
реакций при рождении и вскоре после него
относительно невелико и не может обеспечить
приспособления. Бихевиорист не находит
данных, подтверждающих существование
наследственных форм поведения, таких
как ползание, лазание, драчливость, наследственных
способностей (музыкальных, художественных
и др.)Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образования.
«Дайте мне дюжину здоровых крепких детей
и людей, и я возьмусь сделать из каждого
из них на выбор специалиста по своему
усмотрению: врача, коммерсанта, юриста
и даже нищего и вора, независимо от их
талантов, склонностей, тенденций и способностей,
а также профессии и расы их предков».
Поэтому навык и научение становятся главной
проблемой бихевиоризма. Речь, мышление
рассматриваются как виды навыков. Навык
— это индивидуально приобретенное или
заученное действие. Его основу составляют
элементарные движения, которые являются
врожденными. Новый или выученный элемент
в навыке — это связывание воедино или
объединение отдельных движений таким
образом, чтобы произвести новую деятельность.Уотсон
описал процесс выработки навыка, построил
кривую научения (на примере обучения
стрельбе из лука). Сначала преобладают
случайные пробующие движения, много ошибочных
и только некоторые — удачные. Начальная
точность низка. Усовершенствование за
первые 60 выстрелов идет быстро, затем
медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования
— на кривой эти участки называются «плато».
Кривая оканчивается физиологическим
пределом, свойственным индивиду. Удачные
движения связываются с большими изменениями
в организме, так что они лучше обслуживаются
и физиологически « в силу этого имеют
тенденцию закрепляться.Удержание навыков
составляет память. В противоречие с установкой
на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов
поведения Уотсон выдвигает гипотезу
о таких механизмах, которые называет
принципом обусловливания. Называя все
наследственные реакции безусловными
рефлексами, а приобретенные — условными,
Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием
образования связи между ними является
одновременность в действии безусловного
и условного стимулов, так что стимулы,
первоначально не вызывавшие какой-либо
реакции, теперь начинают вызывать ее.
Предполагается, что связь является результатом
переключения возбуждения в центральной
инстанции на пути более сильного, т. е.
безусловного раздражителя. Однако бихевиорист
не занимается этим центральным процессом,
ограничиваясь наблюдением за соотношением
реакции со всеми новыми стимулами.В бихевиоризме
процесс образования навыков и научения
трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых
проб и ошибок и представляют собой неуправляемый
процесс. Здесь один из возможных путей
выдается за единственный и обязательный.
Несмотря на указанную ограниченность,
концепция Уотсона положила начало научной
теории процесса формирования двигательного
навыка и научения в целом.Существует
и другой путь, в основе которого лежит
управление процессом образования навыка:
выделяется система условий, необходимых
для действия, и организуется его выполнение
с ориентировкой на эти условия.К середине
20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение
в Америке, что позволило Э. Борингу написать:
«...не будет преувеличением сказать, что
в настоящее время бихевиоризм является
типичной американской психологией, несмотря
на то что, может быть, большинство американских
психологов и откажется от того, чтобы
называть себя бихевиористами».В то же
время для исследователей становилось
все яснее, что исключение психики приводит
к неадекватной трактовке поведения. На
это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его
подход молекулярным. Действительно, если
исключить из поведения его мотивационно-познавательные
компоненты, невозможно объяснить интегрирование
отдельных реакций в тот или иной поступок
или деятельность типа «человек строит
дом», плавает, пишет письмо и т. п.Утверждение
Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется
поведением целого человека, никак не
обеспечивается его механистически атомистической
позицией и даже вступает в противоречие
с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист
в своей научной деятельности употребляет
орудия, существование которых он отрицает
и в своем объекте, и в самом себе». Вследствие
механицизма в трактовке поведения человек
в бихевиоризме выступает как реагирующее
существо, его активная сознательная деятельность
игнорируется. «Окружающие условия так
влияют на нас, что в данный момент при
данных условиях всякий предмет может
вызвать только строго соответствующий
и обусловленный образ действия». При
этом не учитываются качественные изменения,
наступающие в поведении с переходом к
человеку: данные, полученные в исследованиях
на животных, переносятся на человека.
Уотсон подчеркивал, что он писал этот
труд и рассматривал человека как животный
организм. Отсюда натурализм в трактовке
человека. Человек «...представляет собой
животное, отличающееся словесным поведением».Скрытую
основу бихевиоризма составляет отождествление
психики с интроспективным ее пониманием
в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштейна, игнорирование сознания, психики,
вместо того чтобы .перестроить интроспекционистскую
концепцию сознания, составляет суть радикального
бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя
положить в основу психологии отрицание
психики. В то же время исторической заслугой
Уотсона является исследование поведения
и острая постановка проблемы объективного
подхода в психологии. Также важной является
выдвинутая им задача управления поведением
человека, нацеленность научного исследования
на связь с практическими задачами. Однако
в силу механистического подхода к человеку
как реагирующему организму реализация
этой задачи получает ь бихевиоризме направление,
дегуманизирующее человека: управление
начинает отождествляться с манипулированием
личностью.Еще в 1913 г. У. Хантер в экспериментах с отсроченными
реакциями показал, что животное реагирует
не только непосредственно на стимул:
поведение предполагает переработку стимула
в организме. Этим была поставлена новая
проблема. Попытку преодолеть упрощенную
трактовку поведения по схеме стимул —
реакция за счет введения внутренних процессов,
развертывающихся в организме под влиянием
стимула и влияющих на реакцию, составили
различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также
новые модели обусловливания, а результаты
исследований получают широкое распространение
в различных областях социальной практики.
Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен (1886—1959).В книге «Целевое поведение
животных и человека» (1932) он показал, что
экспериментальные наблюдения над поведением
животных не соответствуют уотсоновскому
молекулярному пониманию поведения по
схеме стимул — реакция. Поведение, по
Толмену, это молярный феномен, т. е. целостный
акт, который характеризуется собственными
свойствами: направленностью на цель,
понятливостью, пластичностью, селективностью,
выражающейся в готовности выбирать средства,
ведущие к цели более короткими путями.
Введение в характеристику поведения
понятий цели (намерения), поля отражает
позицию Толмена по отношению к другим
направлениям в психологии: он признавал
совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией,
глубинной психологией. Убежденный в сложности детерминации
поведения, Толмен различал три разновидности
его детерминант: независимые переменные (первоначальные
причины поведения) стимулы и исходное
физиологическое состояние организма;
способности, т. е. видовые свойства организма;
вмешивающиеся внутренние переменные
(intervening variables) — намерения (цели) и познавательные
процессы. Выступив против субъективистского
истолкования этих образований в духе
старого ментализма, Толмен сделал именно
вмешивающиеся переменные предметом собственных
экспериментальных исследований. В экспериментах
на латентное научение, викарные пробы
и ошибки, гипотезы и др. было сформулировано
понятие «когнитивной карты» (cognitive map).
Когнитивная карта — это структура, которая
складывается в мозгу животного в результате
переработки поступающих извне воздействий.
Она включает сложную сигнификативную
структуру соотношения между стимулами
и целями (sign — gestalt) и определяет поведение
животного в ситуации актуальной задачи.
Совокупность таких карт позволяет адекватно
ориентироваться в ситуации жизненных
задач в целом, в том числе и для человека.