Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:58, шпаргалка
Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Гештальтпсихология. Основные имена. Основные достижения
Цель деятельности возникает
у человека как образ предвидимого
результата созидания. Преобразующий
и целеполагающий характер деятельности
позволяет ее субъекту выйти за рамки
любой ситуации и встать над задаваемой
ею детерминацией, вписывая ее в более
широкий контекст общественно-исторического
бытия, и тем самым найти средство,
выходящее за пределы возможностей
данной детерминации. Деятельность постоянно
и неограниченно преодолевает лежащие
в ее основе «программы», поэтому
ее нельзя ограничивать преобразованием
наличной действительности по уже установившимся
культурным нормам. В этом обнаруживаются
принципиальная открытость и универсальность
деятельности — ее нужно понимать
как форму исторического
«Долгое время «деятельность» подводилась
под категорию процесса, и этим определялись
методы ее изучения. ...В этом состояла
одна из двух основных причин, которые
приводили к неудачам в исследовании деятельности.
Второй причиной было то, что деятельность...
рассматривалась как достояние индивида,
как производимая им, а индивид по отношению
к ней выступал как деятель.
Мы рассматриваем деятельность... как очень
сложную структуру, составленную из разнородных
элементов и связей между ними...
Можно представить в виде единицы деятельности
весь социальный организм в целом; это
будет универсум деятельности. Структура
подобной единицы будет охватывать вещи,
самих людей и процессы их изменения; люди
в этом случае будут элементами деятельности.
Мы считаем такое, социологическое представление
деятельности исходным в ее теории».
Методологические
проблемы теории деятельности
- деятельность и общение
- проблема анализа деятельности
- деятельность как
- теория деятельности
как «неклассическая»
Взгляды, ценности и практика деятельного подхода
В поведенческом подходе к жизни в целом, к людям и делам в частности решение и действие важнее страхов и прочих чувств: ощущения и переживания - это любопытно, но не более. Объективные вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений. Для поведенческого подхода психология, как содержание внутреннего мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, деятельность определяет сознание, определяет внутреннее. В управлении внутренним состоянием это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. В консультировании поведенческий подход - это перевод сообщений с языка чувств на язык действий и, вместо глубинного анализа прошлого - работа с актуальным поведением
В деятельном подходе к жизни в целом, к людям и делам в частности, решение и действие важнее страхов и прочих чувств.
Я боюсь... - Ну, бойся, что ты мне про чувства-то рассказываешь... Ты скажи главное - сделаешь или нет?
Ощущения и переживания - это любопытно, но не более.
Мне больно. - Насколько больно, идти можешь? Могу... Значит, иди!
Объективные вещи и поставленные задачи важнее субъективных отношений.
У нас как-то не сложились отношения. - Ты хочешь об этом поговорить? Подойди после работы, обсудим, а пока займитесь делом.
Для деятельного подхода психология, как содержание внутреннего мира человека, всегда вторична от жизни. Реальность, дела. деятельность определяют сознание, определяют внутреннее.
Если хочешь хорошо выступить, в первую очередь подготовься. Психология как внутренняя настойка - тоже важно, но начинать нужно с реальности: со знания материала. Почему этот оратор так красиво и уверенно выступает? Секрет прост: во-первых, он профессионал в своем деле и знает, о чем говорит. Во-вторых, выступать он учился и имеет опыт. Будет такой же опыт у тебя, станешь выступать так же.
В управлении внутренним состоянием – это подход от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству.
Не сутулься, расправь плечи и подними голову. Тот, кто распрямился, начинает чувствовать себя более уверенно.
Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Они могут говорить и о своем чувстве неуверенности, но за этим они видят и их реально беспокоит, как он держится, как звучит, как выстроено его поведение. Мужчина уверен, что если он научится уверенно себя держать, говорить, действовать, это даст ему и нужный внутренний настрой.
В консультировании деятельный подход - это перевод сообщений с языка чувств на язык действий. В выборе "разбираться с прошлым" или "менять актуальное поведение" деятельный подход занимается актуальным поведением
Жертвенно-проблемный подход
исходит из того, что за жалобами
клиента обязательно стоит
С жертвенно-проблемным подходом обычно связана медицинская модель психотерапии, клиент находится в позиции Жертвы, психотерапевт работает преимущественно с его прошлым.
Личностно-деятельный подход: взрослый и разумный человек свою жизнь строит сам, ставя цели и находя средства для их решения.
Качество жизнь определяется не наличием/отсутствием проблем, а тем, как активно и умно ее человек строит. Жалуются дети, все списывают на проблемы безответственные люди, взрослые и разумные люди учатся жить и строят свою жизнь сами.
Чем больше жертвенно-проблемного подхода, тем больше собственно психотерапии. Где начинается личностно-деятельный подход, там психотерапия заканчивается. Клиент - в позиции Автора, психолог (коуч) работает преимущественно с его настоящим и будущим.
№21 Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки.Гуманистическая психология. Основные имена. Основные достижения.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Представители
· А. Маслоу
· К. Роджерс
· В. Франкл
· Ш. Бюлер
· Ф. Бэррон
· Р. Мэй
· С. Джурард
Предмет изучения .
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
Осуществление самого себя.
Сознание собственного достоинства.
Социальные потребности.
Потребности в надежности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Физиологические основные потребности.
Непригодность исследования животных для понимания человека.
Теоретические положения
· человек целостен
· ценны не только общие, но и индивидуальные случаи
· главной психологической реальностью являются переживания человека
· человеческая жизнь - целостный процесс
· человек открыт к самореализации
· человек не детерминирован только внешними ситуациями
Вклад в психологию
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал
Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы", - писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.
Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).
В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.