Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:58, шпаргалка

Описание

Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Гештальтпсихология. Основные имена. Основные достижения

Работа состоит из  1 файл

Экзамен Психология Microsoft Office Word (2).docx

— 137.92 Кб (Скачать документ)

Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит  при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в  неповторимых индивидуальных обстоятельствах. Основной характеристикой деятельности является ее предметность .

Мышление формируется вследствие особого психического процесса—интериоризации. Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации—обобщаются, вербализуются (делаются словесными), сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

Возникает сознание—отражение субъектом  действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание, т.е. индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальной основой. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений. Сознание—не биологическая функция мозга, сознание порождается обществом, оно производится

Мышление—это внутренняя деятельность. Внутренняя деятельность, происходя  из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет двустороннюю связь с ней. Переходы внешней  деятельности во внутреннюю и наоборот возможны благодаря общности строения двух видов деятельности.

Понятие деятельности неразрывно связано  с понятием мотива.

Основными «составляющими» отдельных  человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев назвал операциями. Действия соотносимы с целями, операции—с условиями

Деятельность индивида всегда предметна. Предметная деятельность порождает чувственные образы—эту всеобщую форму психического отражения. Чувственные образы качественно преобразуются в значения, являющиеся важнейшими «образующими» человеческого сознания. Хотя носителем значения является язык, но не он творец значений. В значениях представлена интериоризованная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

На ранних этапах общественного  развития, когда еще сохраняется  общность мотивов деятельности участников коллективного труда (скорее, борьбы за выживание), значения, как явления  индивидуального сознания, находятся  в отношениях прямой адекватности, что показано современной этнологией. Это отношение, однако, не сохраняется. Оно разлагается вместе с разложением  первоначальных отношений людей  к материальным условиям и средствам  производства, возникновением общественного  разделения труда и частной собственности. В результате общественно выработанные значения начинают жить в сознании людей как бы своей жизнью. Это  обстоятельство ставит психологию перед  необходимостью различать сознаваемое  объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае А.Н. Леонтьев вводит представления  о личностном смысле—еще одной «образующей» сознания, которая определяет пристрастность человеческого индивидуального  сознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№22 Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки.Когнитивная психология. Основные имена. Основные достижения.

Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

С расширением предметной области исследований когнитивной психологии обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.).

С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

Исследования когнитивной психологии охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

Когнитивная психология имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):

  • Представление о поэтапной переработке информации, т. е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
  • Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
  • Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе когнитивная психология. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллекту алистических или менталистских позиций {Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности {Дж. Келли, М. Махони). Как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций советской психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№20 Направление психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Деятельностный подход. Основные имена. Основные достижения.

Деятельный подход в практической психологии - подход, согласно которому внутренний мир, мысли и переживания  человека - не простое отражение  внешних обстоятельств жизни, а  преломление через его систему  мотивов и личностных конструктов. При этом основный акцент деятельного  подхода - на том, что человек делает реально, в жизни, на его действиях  и поступках. Сторонники деятельного  подхода убеждены, что душа - душой, а за свое поведение человек отвечает сам.

Общее представление  о деятельностном подходе  
- общее определение деятельностного подхода  
Подход – метод в широком смысле. ДП (в общественных – социологии, лингвистике, психологии, науковедении – и философских науках – теории познания, философской антропологии) – построение схемы объяснения с опорой на категорию деятельности как объяснительный принцип.  
Определение деятельности (Юдин, Огурцов): Д. – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.  
Объяснительный принцип (Юдин) – предельное понятие (за которым стоят не какие-то другие понятия, а как бы сама реальность), которое лежит в основании некоторой универсальной объяснительной схемы (для данной реальности; деятельность – для общества).  
В каждой предметной области Д получает свою предметную интерпретацию («во-первых, понятие деятельности должно задавать специфическую действительность в ее специфических границах; во-вторых, это понятие должно быть структурно развернуто применительно к определенному предмету изучения»), т.е. каждая дисциплина строит свое понятие Д.  
На основании ДП как объяснительной схемы строится предмет изучения (в лингвистике – язык, в социологии – общество, в психологии – психика).  
- появление деятельностных идей в философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс)  
«Я» (самосознание) изначально активно, деятельно; оно порождает «не-Я» (объект). Через порожденное «не-Я» «Я» может рефлексивно отнестись к самому себе, и тем самым «Я» самопорождается, самоопределяется (как самосознание). Субъект через деятельность творит сам себя.  
«Деятельностный подход справедливо исходит из того принципиального обстоятельства, что формирование людей как человеческих существ предполагает усвоение норм культуры, их дальнейшая жизнедеятельность базируется на владении этими нормами, историческое общественное развитие, осуществляемое людьми, обусловливается творческим изобретением новых культурных норм и парадигм. Деятельностное, активно-преобразовательное отношение человека к миру, с точки зрения деятельностного подхода, определяется преодолением в результате создания культуры приспособительного поведения живых существ в природном мире и возможности неограниченного развития способов взаимодействия с окружающим миром путем формирования новых механизмов культуры» (Швырев).  
ДП в психологии: две основные школы (А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна) и вариации (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

 

К определению понятия «деятельность»  
- категории взаимодействия, отражения и активности  
Взаимодействие – всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении или «обмене изменениями». Предпосылкой взаимодействия является некоторая общность тел. Родовая для взаимодействия категория – связь.  
Маркс, Энгельс: «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... Так естествознанием подтверждается то... что взаимодействие является истинной causa finalis [конечной причиной] вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать».  
Леонтьев: «Мы рассматриваем психику как свойство материи. Но всякое свойство раскрывает себя в определенной форме движения материи, в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».  
Отражение – особая внутренняя сторона, особый результат взаимодействия.  
Отражение как всеобщее свойство, атрибут материи заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, природа которых имеет некоторую общность с природой отражающего объекта, а также воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия и таким образом компенсировать его возмущающие влияния на целостность отражающего объекта, содействовать сохранению его основных, существенных особенностей.  
Понятие «потенциального отражения»  
Образ – те изменения, которые произошли в отражающем объекте в результате отражения, под влиянием новых условий.  
В отражение входят лишь те изменения в состоянии объекта, которые развиты им самим в направлении противодействия и компенсации внешних воздействий.  
Активность – всеобщее свойство, атрибут материи, выражающееся: 1) в ее способности к самодвижению; 2) в способности изменять другие объекты; 3) в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (реактивность).  
И еще активность: 1) сторона, составляющая любого процесса взаимодействия, детерминируемая внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого в целом определяется внутренней детерминацией объекта.  
Перевод внешней детерминации во внутреннюю и тем самым повышение активности субъекта совершается в процессе отражения.

- различные по  объему понимания деятельности (по И.И.Ильясову)  
1) любой процесс  
2) процесс взаимодействия, обладающий внутренней регуляцией  
3) -//- с регуляцией на основе физиологических процессов (для всех живых организмов)  
4) -//- на основе психологической регуляции  
5) -//- на основе сознания  
6) Д – характеристика не индивида, а человеческого рода  
- примеры определений деятельности  
Леонтьев: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности».  
«основной «единицей» жизненного процесса является деятельность организма; различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом» (ПРП).  
«Деятельность есть система процессов, осуществляющих отношение субъекта к действительности».  
«Формой существования всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности. Это — самое общее понятие.  
На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности — психическая деятельность. Мы называем ее просто деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана с) отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительности.  
...психическая деятельность есть форма осуществления жизни — биологической у животного, общественной — у человека».  
«В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности — потребности биологической у животного, к человеческим, историческим по своей природе потребностям у человека» (МТ1).  
Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тожество, но единство. ...  
Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно... Акт человеческой деятельности — это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и т. д., внутри себя включает психологические компоненты.  
Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т. е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание» (ООП).  
«В одном смысле это понятие употребляется, когда говорят о деятельности человека. Деятельность в этом смысле — всегда взаимодействие субъекта с окружающим миром.  
О деятельности ... говорят применительно уже не к органу..., а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, — другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, например, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности — те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный процесс мышления, как он бывает дан в действительности, представляет собой и деятельность (человек мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс или деятельность, включающую в себя совокупность процессов (абстракцию, обобщение и т. д.)».  
«Деятельность человека как субъекта — это его практическая и теоретическая деятельность»

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"